Конуров
Айкын
Ойратович

Руководитель депутатской фракции Член Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Обращение к депутату
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС КАСАТЕЛЬНО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЛЬГОТНОГО АВТОКРЕДИТОВАНИЯ

Премьер-Министру Республики Казахстан

Смаилову А.А.

Депутатский запрос

Уважаемый Алихан Асханович!

Реализация нового этапа программы льготного автокредитования в очередной раз показала, что позитивная государственная инициатива при непродуманном воплощении приносит больше минусов и разочарований, чем плюсов.

Из бюджета выделены очень серьезные средства на программу с благородной целью повысить доступность новых автомобилей для рядовых граждан, помочь людям.

Фракция «Народная партия Казахстана» отмечает, что вместо этого многочисленные проблемы в организации лишь подняли градус социальной напряженности и вновь поставили государство в привычную позицию оправдания и исправления ошибок. Огромные силы брошены на выправление ситуации и разъяснительную работу.

При этом от исполнительной власти даже не требовалось что-то создать или произвести. Нужно было всего лишь грамотно организовать распределение средств налогоплательщиков и проконтролировать ход их использования.

На самом деле, проблема гораздо глубже.

Во-первых, это сам подход к реализации социально значимых инициатив.

По сути, ни одно из масштабных решений государства, направленных на помощь людям и поддержку бизнеса, не было реализовано без серьезных эксцессов и скандалов.

Причина заключается в отсутствии четкого алгоритма подготовки, отвечающего современным стандартам и практикам. Не осуществляются пилотные проекты, не проводится моделирование возможных последствий, не готовится персонал.

При проведении концертов или иных мероприятий даже районного масштаба проводятся многочисленные репетиции. Тогда почему же не были смоделированы хотя бы простейшие сценарии  реализации общенациональной программы льготного автокредитования с объемом  порядка 100 миллиардов тенге?

Это ведь и есть элементарное проектное управление, принципы которого требуют конкретных ответственных.

Второй аспект – это глубокий кризис автомобильного рынка, созданный исключительно искусственно. В Казахстане не составляется индекс доступности автомобилей. Но по примерным оценкам, по доступности новых автомобилей страна находится на одном из низких мест.

При этом растет социальное значение автомобиля. С одной стороны, это средство заработка для десятков и сотен тысяч граждан. Возможно, частный извоз не является самым производительным для экономики видом деятельности. Но зато люди сами находят себе источник заработка.

С другой стороны, при очень слабом развитии общественного транспорта, особенно в регионах и сельской местности, а также постепенной деградации пассажирских перевозок, автомобиль становится безальтернативным видом транспорта.

Как показала практика, на фоне очень высокого спроса на автомобили традиционные рыночные схемы не работают. Растет число желающих встроиться в схемы поставок, производства, продажи, утилизации, то есть буквально во все стадии оборота автомобилей. Схемы окутаны различными операторами, посредниками, агентами.

При этом каждый преследует цель лишь извлечь свою маржу, источником которой является покупатель.

К сожалению, за все эти годы мы не получили ни эффективного производства, ни цивилизованного рынка продаж и обслуживания, ни реальной утилизации. Везде лишь имитация и вливания из госбюджета.

Фракция «Народная партия Казахстана» призывает извлечь уроки, и перестать наступить на одни и те же грабли, бьющие по государственному бюджету и кошелькам простых казахстанцев.

Настаиваем на принятии следующих мер.

Первое. Запретить реализацию крупных инициатив с финансированием из государственного бюджета без предварительного проведения моделирования всего комплекса возможных последствий, в том числе путем внедрения пилотных проектов. Разработать и утвердить алгоритмы такого моделирования с использованием передового опыта.

Второе. Выработать экономически обоснованное видение дальнейшего развития автомобильного рынка, с различными вариантами развития. Конечным результатом должно стать повышение реальной доступности автомобилей для населения и эффекта для экономики.

Просим рассмотреть депутатский запрос и о принятых мерах предоставить ответ в письменной форме в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Казахстан.

          Депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»:                                              А. Конуров

          Ж. Ахметбеков

Г. Кулахметов

А. Милютин

М. Магеррамов

                                                                                 Г. Нугманова

А. Паяев

          А. Скакова

          Е. Смайлов

                                                                                 И. Смирнова