Нурумова
Гульдара
Алданышевна

Член Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Работа депутата в регионе

    Депутат Нурумова Г.А. приняла участие в онлайн-заседании республиканского общественного совета партии по вопросам образования и здравоохранения на тему ”О ходе строительства и ремонтов школ”. Выступили вице-министр просвещения, руководители управлений  образования ряда областей, где имеются проблемы со строительством школ. По информации министерства в Жамбылской области на сегодняшний день 444 школы, где обучаются 235 017 учеников. Прогноз на 2026 год-289 594 учеников, дефицит ожидается на 64 242 мест. Аналологичная ситуация с ожидаемой нехваткой мест по всей республике. Планируется строительство 85 школ в нашей области в 2021-2025 годах.

    Депутат подняла 3 вопроса:

1. Для решения вопроса нехватки школ можно привлечь частных инвесторов, что снизит нагрузку на местный и республиканский бюджеты. Для этого нужна инвестиционная привлекательность для инвесторов и, по возможности, упрощение норм, требований и стандартов, которые не пересматривались десятки лет. Например, для строительства школы на 200 мест нужен земельный участок 1 га, чем больше мест, тем больше земельные участки должны быть. В городах практически тяжело инвестировать в такие проекты. Государство могло бы решить проблему нехватки школ за счет частных инвестиций, не тратя госсредства. Вице-министр ответила, что местные органы власти сами могут регулировать требования к строительству. Ответ депутата не удовлетворил, так как все санпины и требования утверждаются министерствами и местные органы по закону не могут менять требования.

2. На основании предоставленной информации возникает много вопросов - стоимость строительных работ( за строительство школ с одинаковой мощностью в разных регионах цены разные!) и пристроек и то, что большинство объектов почему-то отстают от графика. Например, сдача объекта в конце года, а ещё первый этаж не закончен, хотя строительство идёт с прошлого года. Есть случаи увеличения стоимости строительства из-за удорожания стройматериалов. А где контроль за графиком работ? Почему допускается удорожание проекта? Создается впечатление, что строительные компании намеренно ждут подорожания стройматериалов, останавливают ход строительства и подают счета на дополнительные расходы и их поддерживают госорганы.

3. Проблема, которую поднимали в сёлах, районах области во время встреч с населением - это централизация бюджета образования на уровне УО. Получается, что, если сельской школе понадобится, к примеру, элементарно гвоздь, мелкий ремонт и тд, то тендер будет разыгрываться в обл управлении образования, что создаёт массу неудобств и затягивается время. То же самое с подвозом учеников. Была годами налажена работа подвоза учеников в сёлах сельскими акиматами. Сейчас в облуправлении выигрывает тендер один генеральный поставщик, а работу дальше выполняют почти везде прежние перевозчики на местах, только теперь за меньшую сумму. Сейчас идёт подготовка к зиме, опрессовка, подготовка и ремонты котлов, которые раньше были на балансе района, и аким района оперативно решал проблемы с отоплением, водой и тд, то теперь все это на плечах упр образования, которое должно подготовить все школы области… Также по всем другим вопросам. Ответ был такой, что благодаря централизации бюджета улучшается качество знаний учеников. как вариант выхода из сложившейся ситуации депутат предложила, что может какие-то виды нужно закупать централизованно, но как может улучшить знания проблема, когда при аварии в котельной отсутствует отопление и отменяют занятия, уходит много времени на проведение тендера и приезд специалиста с обл упр образования и тд? Или пропуски и опоздания учеников из-за проблем с подвозом? Элементарно, при посещении одной из школ района была озвучена проблема, что упала вывеска, но аким района ничем не может помочь, так как эту проблему должны решать в обл упр образования. Наверное, из всего перечня услуг и работ часть целесообразно передать в местные сельские органы, которые могут требовать оперативного решения, а часть оставить централизованно(например, закуп учебнвх пособий и тд). Но заинтересованно ли министерство в этом? А ведь Президент страны говорит о децентрализации и дебюрократизации… Вопрос остается открытым....