Нурумова
Гульдара
Алданышевна

Член Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Ответ на Депутатский запрос

    26 октября депутат Нурумова Г.А. огласила депутатский запрос относительно проблемы снижения требований к качеству подготовки водителей. Ниже публикуется ответ на запрос.


Депутатам Мажилиса Парламента

Республики Казахстан,

       членам фракции «Партии «AMANAT»

                                                  (по списку)


на № ДЗ-309 от 26.10.2022 года


Уважаемые депутаты!


    Рассмотрев Ваш депутатский запрос касательно вопросов подготовки водителей транспортных средств и выдачи водительских удостоверений, сообщаю следующее.

    Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в стране, в том числе повышения уровня подготовки водителей и выдачи водительских удостоверений, рассмотрены 4 октября текущего года на заседании Правительства, по итогам которого уполномоченным государственным и местным исполнительным органам дан ряд конкретных поручений.

    В целях их реализации, а также дальнейшего совершенствования процесса подготовки водителей транспортных средств и приема соответствующих экзаменов, приказом Министра внутренних дел от 10 ноября 2022 года № 892 создана рабочая группа, в состав которой вошли представители заинтересованных государственных органов, а также автошкол и профессиональных объединений со всех регионов республики.

    В рамках рабочей группы рассматриваются предложения, направленные на решение вопросов:

1) целесообразности отмены института самостоятельной подготовки будущих водителей на категории (подкатегории) «А, А1, В, В1» (мото- и легковой транспорт) и онлайн обучения;

2) возобновления процедуры комиссионного приема практического экзамена в реальных дорожных условиях в крупных районных центрах и городах областного значения с привязкой к месту жительства кандидатов в водители;

3) введения обязательного членства автошкол в профессиональном объединении, как одного из условия к осуществлению деятельности по подготовке водителей.

    Предполагается, что непосредственный контроль за деятельностью автошкол будет осуществляться профессиональными объединениями, которые в случае неудовлетворительной подготовки водителей будут наделены правом исключения таких автошкол из членства в профессиональных объединениях.

    Таким образом, введение данного требования позволит профессиональным объединениям, без вмешательства государственных органов на принципах саморегулирования, воспрепятствовать вхождению в свои ряды формально созданных недобросовестных автошкол, целью которых является «продажа» соответствующих свидетельств.

    Кроме того, членам рабочей группы направлены для изучения и проведения дополнительной экспертизы разработанные новые тестовые вопросы на знание Правил дорожного движения (далее – ПДД).

      В настоящее время подготовку водителей транспортных средств осуществляют более 720 учебных организаций, открытие которых осуществляется на уведомительной основе в соответствии с требованиями Закона «О разрешениях и уведомлениях».

        По окончании обучения кандидатам в водители выдаются соответствующие свидетельства.

        Указанное свидетельство и медицинская справка о годности к управлению транспортными средствами (выдается медицинскими организациями) дают основание для допуска лиц к теоретическому и практическому экзаменам на знание ПДД и вождение, принимаемым в специализированных центрах обслуживания населения.

    Наряду с прохождением обучения в учебных организациях допускается самостоятельная подготовка граждан на получение права управления легковыми автомобилями, мотоциклами, мопедами (категории "А", "В", подкатегории "А1", "В1").

    За 2021 год, по итогам самоподготовки выдано почти 14 тыс. водительских удостоверений, что составляет 10% от общего их количества (133 403).

    При этом, согласно пункту 74 Правил приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных приказом МВД от 2 декабря 2014 года № 862, кандидаты в водители, прошедшие самостоятельную подготовку, в случае получения трех отрицательных оценок при сдаче теоретического экзамена или трех отрицательных оценок при сдаче практического экзамена, к последующей сдаче экзаменов допускаются через шесть месяцев со дня проведения последнего экзамена. Тем самым установлен определенный барьер для кандидатов в водители, имеющих низкий уровень самостоятельной подготовки к экзаменам.

    Следует отметить, что механизм сдачи теоретического и практического экзаменов полностью автоматизирован с исключением «человеческого» фактора.

    В качестве дополнительных превентивных мер, направленных на усиление требований к получению права управления транспортными средствами, реализованы следующие мероприятия:

- внедрена биометрическая идентификация личности экзаменуемого по изображению лица путем сверки биометрических параметров с государственной базой данных физических лиц;

- введен запрет на использование каких-либо технических средств, в том числе мобильных телефонов и иных носителей информации, при сдаче экзаменов;

- обеспечен обязательный инструктаж экзаменуемых на предмет недопущения нарушений при сдаче экзаменов на знание ПДД;

- введено оформление экзаменатором соответствующего акта по выявленным нарушениям с отстранением экзаменуемого от сдачи экзаменов.

    По всем поднимаемым Вами вопросам вышеуказанной рабочей группе дано соответствующее поручение, результаты их рассмотрения будут доложены Вам Министерством внутренних дел.


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Р. Скляр