Олейник
Василий
Иванович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Обращение к депутату
БРИФИНГ В СЦК ДЕПУТАТА МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА В.И. ОЛЕЙНИКА ПО ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РК ПО ВОПРОСАМ УСИЛЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

Image title

Image title

Image title

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на брифинге в СЦК депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан В.И. Олейника по Закону  Республики Казахстан  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе и противодействия коррупции»

21 декабря 2020 года, г. Нур-Султан

Добрый день уважаемые представители средств массовой информации!

Уважаемые друзья!

Как Вам известно, 20 декабря текущего года Главой государства К.К. Токаевым подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе и противодействия коррупции».

Необходимо отметить, что принятию данного закона предшествовала большая и кропотливая работа депутатов, представителей государственных органов и общественности, экспертов и других заинтересованных ведомств.      

Во-первых, этот закон был разработан депутатами Парламента в целях реализации поручений, озвученных в послании Главы государства народу Казахстана от 1 сентября текущего года и совершенствования законодательства.     

Позволю себе процитировать некоторые поручения из   послания Президента страны Касым-Жомарта Токаева: «Права и свободы граждан не должны страдать в угоду показателям правоохранительных органов. Следует законодательно возложить на прокурора обязанность согласования ключевых процессуальных решений, затрагивающих права и свободы человека».

«Что касается прокурорского надзора, то он носит запоздалый характер. Прокуроры знакомятся с обстоятельствами дел только перед направлением в суд».

Именно в этой связи, а также для того, чтобы прокурорский надзор носил упреждающий характер, своевременно выявлялись и устранялись нарушения законности, в уголовно-процессуальное законодательство вводятся нормы об обязательном согласовании с прокурором ключевых решений органов досудебного расследования, затрагивающих права и свободы человека.

1). В частности, с прокурором будут согласовываться постановления:  

- о признании в качестве подозреваемого (ст.ст. 64, 202 УПК); квалификации (ст.ст. 203, 204 УПК) и переквалификации его деяния (ст. 207 УПК) и о прерывании сроков досудебного расследования (ст. 45, 192, 193 УПК).

2). Также прокурор будет утверждать следующие постановления органа досудебного расследования:

- о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования по всем основаниям (ст. ст. 289, 290 УПК),

- о применении приказного производства (ст.ст. 59, 65, 629-2, 629-3 УПК).

Кроме того, будет утверждать протокол об уголовном проступке (62, 65, 528 УПК) и обвинительный акт (ст.193, 302 УПК).  

Указанные новеллы повышают гарантии защиты прав не только подозреваемых (обвиняемых), но и потерпевших.

Это необходимо для повышения ответственности прокурора и не связано с расширением его прав.

Во-вторых, приняты нормы, направленные на усиление состязательности и открытости уголовного судопроизводства.

1). Теперь предоставляется возможность ведения уголовного судопроизводства в электронном формате с учетом мнения участников процесса, упрощается процедура согласования с прокурором процессуальных решений, в тот числе в электронном формате (ст.42-1 УПК).

2). Для обеспечения полноты исследования доказательств в суде допускается вызов и допрос лиц, показания которых ранее были депонированы в ходе следствия (статья 366 УПК).

3). Расширяются основания для обжалования и пересмотра постановлений следственного судьи (ст. 107 УПК).

4). Дополняются основания для отвода судьи, если ранее он принимал участие в рассмотрении дела в отношении других соучастников уголовного правонарушения (части 7-1 и 7-2 статьи 87 УПК). Адвокату для подготовки к защите прав подсудимого по новому обвинительному акту, предоставляется «разумный срок», который является оптимальным для качественного выполнения функции защиты (ст. 341 УПК).

5). В Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах предусмотрены нормы, устраняющие коллизии в действующих нормах по освобождению лица от уголовной ответственности в связи с выполнением всех условий процессуального соглашения.

В-третьих, в Уголовный кодекс внесены нормы по ужесточению наказания сотрудников правоохранительных органов и судей, взяткодателей и посредников во взяточничестве за совершение коррупционных преступлений (статьи 361, 364-370 УК).

В-четвертых, Закон предусматривает нормы, исключающие возможность условно-досрочного освобождения лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления (ст.ст. 72, 46 УК).  Исключением станут беременные женщины, женщины, имеющие малолетних детей, мужчины, воспитывающие в одиночку малолетних детей, женщины, в возрасте свыше 58 лет и мужчины, свыше 63 лет, инвалиды 1 и 2 групп.  

В-пятых, в Закон «О противодействии коррупции» вводятся новые антикоррупционные ограничения для государственных служащих, депутатов Парламента и судей, связанные с введением запрета на открытие и владение счетами (вкладами), а также хранение денег и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами Казахстана (ст.12, 14-1, 26-1).

Более подробно по данным новеллам антикоррупционного законодательства, я полагаю расскажет Олжас Абаевич. Передаю ему слово.

СПАСИБО!