ОМАРБЕКОВА
Жанат
Ануарбековна

Член Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Обращение к депутату
Выступление на правительственном часе на тему «О ходе внедрения адресной социальной помощи нового формата»

При подготовке к внедрению АСП нового формата в прошлом году Министерством была проведена большая работа по сокращению количества документов, истребуемых у граждан для назначения АСП, по доработке и интеграции информационных систем.

Нормы действующего законодательства сегодня предусматривают возможность для заявителя подать заявление и пакет документов на назначение АСП акиму села или сельского округа, то есть не выезжая для этих целей в районный центр.

Вместе с тем на практике все еще остаются определенные трудности со сбором необходимых документов, влекущие дополнительные расходы претендентов на проезд.

Для многих семей, впервые обратившихся за социальной помощью, возникает необходимость сбора документов, за которыми может потребоваться одна или несколько поездок в районный центр, другие районы, в областной центр и т.д.

К примеру, такая семья, помимо подписания социального контракта с Центром занятости, должна съездить в районный центр как минимум для открытия банковского счета (так как не во всех селах есть отделения Казпочты, где можно открыть банковский счет).

Другой пример - это справки об алиментах. Семья, которой положены алименты, но которая их не получает свыше 3 месяцев, должна предоставить постановление об определении задолженности по алиментам. Такое постановление получают у судебного исполнителя в районном центре. В зависимости от компетентности судебного исполнителя постановление можно получить за один раз или за несколько поездок в район. Результат одной поездки не гарантирован по нескольким причинам: может не работать информационная система (иногда целый день, то есть заявитель может съездить безуспешно), постановление может содержать неверно составленный текст, сам заявитель, несмотря на старания ассистента, может не взять все нужные документы.

Учет доходов семьи кандидата на получение АСП не с близких родственников, а со всех проживающих по одному адресу, то есть с домохозяйства, также не способствует оперативности сбора необходимых документов, ведь, как говорили уже мои коллеги, прописанные по одному адресу родственники могут проживать фактически в других населенных пунктах. 

Отдельный вопрос- это необходимость представления в акимат соответствующих решений суда, подтверждающих факт осуществления и период ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающемся в посторонней помощи, за престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, ребенком-инвалидом в возрасте до шестнадцати лет. В таких случаях претенденту на АСП надо будет наведываться в районный центр как минимум три раза – надо подать заявление, принять участие на заседании суда и получить решение.

В свете того, что размер адресной социальной помощи в среднем составляет чуть больше 4 800 тенге на человека, возникает закономерный вопрос по сопоставимости денежных и временных затрат по сбору документов.

В связи с вышеобозначенными проблемами, Министерству труда и социальной защиты населения полагаю необходимым рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в действующие Правила назначения и выплаты государственной адресной социальной помощи и в Правила исчисления совокупного дохода лица (семьи), претендующего на получение государственной адресной социальной помощи с целью дальнейшего упрощения порядка обращения граждан за назначением АСП и сокращению истребуемых для этого документов.