РАУ
Альберт
Павлович

Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Интервью с депутатом

Во время визита в Костанай депутат Мажилиса Парламента РК Альберт Рау дал эксклюзивное интервью «НК»

Его судьба тесно переплелась с историей страны. От рядового энергетика мало кому известного Куржункольского рудника до депутата высшего законодательного органа страны — это о нем, нашем земляке.

О том, что пришлось пережить мажилисмену за годы становления независимого государства, какие проблемы его волнуют особенно и каким Альберт Рау видит завтрашний день, он рассказал корреспондентам «НК».

— Альберт Павлович, практически вся ваша сознательная жизнь связана с Лисаковском, откуда вы уехали в 2004 году. Часто бываете в этом городе в последние годы?

— В декабре исполнилось 13 лет, как я уехал из родных мест. Есть одна хорошая сторона депутатской деятельности – теперь можно почаще сюда приезжать. Я ведь прошел выборную кампанию именно здесь, где меня хорошо знают. Я родился в Тарановском районе, учился в Рудном. Семь лет работая первым замминистра, я мог себе позволить максимум не чаще двух раз в год приезжать на 1-2 дня. Времени постоянно не хватало, а поскольку депутатская деятельность предполагает более активное общение с избирателями и посещение регионов, то с начала работы в Мажилисе я стараюсь приезжать хотя бы один раз в 2 месяца. Хотя телевидение смотрю регулярно — интернет позволяет это. Газеты тоже читаю от корки до корки. И поэтому я в курсе всех дел, потому что этот город действительно занимает ключевое место в моей биографии. Я ведь десять лет проработал здесь акимом, а это бесследно не проходит.

— Вас полушутя-полусерьезно называют «крестным отцом» «АгромашХолдинга». С чем это связано?

— Мне лестно слышать это. Хотя хочу сказать, что возрождение завода, а поначалу его строили как дизельный, состоялось, прежде всего, благодаря поддержке Нурсултана Абишевича Назарбаева. Именно Президент поддерживал «АгромашХолдинг» в самые тяжелые времена. Мы помним, когда цеха разваливались, а оборудование растаскивалось на металлолом.

Пройден долгий путь становления, и сегодня, когда здесь работают более 1400 человек и выпускается большой ассортимент сельхозтехники и автомобилей, просто грешно было бы и дальше не развивать завод. Наша область традиционно аграрная, а 60% промышленного производства региона занимает именно ССГПО. Экономику Костанайщины сразу начинает лихорадить, когда падает спрос на окатыши, и это будет периодически повторяться.

Поэтому я на встрече с коллективом привел такой пример. Если ССГПО произведет продукции на 1 млрд долларов — это много? Бесспорно. Но работают там 20 тыс. человек. Если «АгромашХолдинг» будет работать с полной нагрузкой, а мечтать же не вредно, они за год смогут выпустить до 70 тыс. авто, и даже если стоимость каждого будет по 15 тыс. долларов. Это тоже миллиард долларов. Но это совершенно другие деньги. Это высокотехнологичное и гибкое производство, это не просто автомобили с двигателями внутреннего сгорания, но и в ближайшей перспективе электромобили. Это не руда, за которой мы все глубже и глубже закапываемся в карьере. Поэтому, конечно, перестраивать экономику области надо, увеличивать количество субъектов МСБ и заниматься сельхозпереработкой — дело нужное, но все-таки машиностроение на порядок выше. Это показатель уровня развития экономики. И машиностроение Костанайской области — «АгромашХолдинг» и «СарыаркаАвтопром» могут стать хорошими драйверами индустриализации.

— Но спрос на продукцию костанайских машиностроителей не настолько высок, как этого хотелось бы.

— Кризис в России в 2014-2015 годах сильно сказался на автопроме. Объем продаж автомобилей костанайской сборки уменьшился в 4 раза. Тем не менее благодаря государственной поддержке по автокредитованию, и то, что вернули определенные льготы в машиностроении, мы видим, что объемы производства и продаж постоянно растут. В прошлом году по сравнению с 2016-м производство автомобилей увеличили в 3 раза. Это уже явная тенденция к росту, и это нас радует. В Казахстане сейчас активно идет утилизация старых автомобилей. Владельцам выдают сертификат, предъявив который, можно приобрести новый автомобиль со скидкой.

А почему бы это не сделать и в отношении сельхозтехники? Как-то экс-министр сельского хозяйства сообщил, что по причине сильного износа почти 46 тыс. тракторов стоят на приколе, на машдворах. А еще 10 тыс. комбайнов числятся, но не работают. Как же мы будем убирать и вывозить пшеницу? А задача стоит однозначная: вовремя отсеяться и вовремя убрать. Избавься от ненужного хлама и получи новый комбайн! Это должно стать стимулом для приобретения новой техники.

Правительство и Парламент эти проблемы знают, и надо сделать все, чтобы парк постоянно обновлялся. В прошлом году на «АгромашХолдинге» сделали около 200 комбайнов. А надо делать как минимум 2 -3 тысячи. Я думаю, что с приходом на пост нового министра сельского хозяйства, а Умирзак Шукеев для нашей области человек хорошо известный, мы будем инициировать это предложение в Правительстве. Но прежде всего нужно поддержать аграриев финансово, чтобы они могли покупать нашу технику. Соответственно, чтобы производительность росла, потери зерна уменьшались, а аграрный сектор уверенно стоял на ногах.

— Альберт Павлович, но согласитесь, в поддержке нуждаются не только аграрии. Незавидная судьба уже в ближайшее время ожидает Аркалык, ведь запасов руды здесь осталось на 2-3 года. А ГОК был и остается основным градообразующим предприятием.

— По имеющимся у меня данным, запасов бокситов осталось не более чем на 3 года активной работы. Поэтому надо срочно принимать меры, чтобы этот объем промышленного производства чем-то заменить. Это порядка 5-6 млрд тенге в год. Птицефабрика производит продукции на 2 млрд, но даже если объемы выпускаемой продукции удвоить в 2 раза, этого будет мало. Поэтому надо создавать адекватное промышленное производство. Это сделать вполне реально. Здесь большие запасы белой глины. Поэтому в Аркалыке надо ставить завод по огнеупорам. Сейчас востребован и керамический кирпич, который в больших объемах мы импортируем, востребованы и огнеупоры для металлургической промышленности. И государственные институты развития не должны занимать выжидательную позицию, а активно вкладывать деньги в производство. Если просто сидеть и ждать, потом будет поздно. Потому что люди, а здесь работают 850 человек, оставшись без работы, уедут. А профессионалов такого уровня, как говорится, с руками и ногами заберут и Рудный и тот же Лисаковск. А вот что с Аркалыком будет в дальнейшем?

— Прошло уже 8 месяцев, как вы стали депутатом, как вы вписались в парламентскую деятельность?

— В Парламенте мне и раньше приходилось представлять точку зрения Правительства, отстаивать новые законопроекты. Так что я и раньше занимался и политикой, и экономикой. На прошедшей недавно сессии мы приняли новый Налоговый кодекс. Надеюсь, что новая трехуровневая система подхода к администрированию будет способствовать дальнейшему развитию бизнес-сообщества.

— Как вы думаете, что главное для депутата — жизненный опыт, хорошее образование или определенный тип характера?

— Все вместе.

— На прошедший год многие затаили обиду. Он и в самом деле был непростой, а лично для вас как он сложился?

— Для меня сложился неплохо, хотя это было судьбоносное решение, когда в марте меня перевели в Парламент. Я был в списке партии «Нур Отан» по итогам выборов 2016 года. Поэтому для меня это не было неожиданностью. А во-вторых, в конце года я в коллективе ученых и практиков был удостоен государственной премии в области науки и техники им. Аль-Фараби.

— Расскажите об этом.

— За работу по теме об обесфосфоривании лисаковского концентрата. У нас 12 млрд тонн такой руды лежит балластом. Технологии переработки высокофосфористого бурожелезнякового сырья в мире нет. А мы максимально приблизились к этому открытию. Поэтому для меня, я считаю, год был неплохой.

— Что вам помогает находить точку опоры в жизни?

— Главным приоритетом в жизни для меня является семья: супруга, дети и, конечно, друзья. Я очень ценю время, которое мне удается провести в их кругу.

— Если дать определение стилю вашей работы, то вы человек команды или вам эффективней работать наедине с собой?

— Убежден, что большего в жизни добиваются те, кто сумел создать круг единомышленников. Хотя в любой команде, как в армии, должен быть ведущий, берущий ответственность на себя.

— Вы любите испытывать себя на прочность?

— Меня жизнь постоянно испытывает. И я считаю себя антикризисным менеджером. В принципе, я оптимист по жизни. Я не могу быть долго в плохом настроении и не позволяю себе впадать в уныние. Главное — это позитивное настроение, а лучшее состояние — смех.


газета Наш Костанай,

Александр КУЗЬМИЧЕВ