РАУ
Альберт
Павлович

Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Правительственный час в Мажилисе на тему: «Улучшение процессов оказания государственных услуг»

Сегодня в Мажилисе состоялся «правительственный час». Тема - «Улучшение процессов оказания государственных услуг». Докладчик – министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин. 

Также содокладом по данной тематике, как курирующего данную отрасль, мною обозначены следующие проблемные зоны в сфере оказания государственных услуг.

Первое, вопросы незавершённости интеграции информационных систем. Министерство цифрового развития заверяло о готовности завершить интеграцию информсистем до конца 2020 года. Завершается 21-й год, а 26 информационных систем 12 гос.органов в части оказания госуслуг остаются не интегрированными.  КПСиСУ – 2, БНС АСПР – 1, МВД – 2, МЗ – 3, МИИР – 2, МКС – 1, МО – 1, МТСЗН – 5, МЭГПР – 1, МЮ – 3, НБ – 1, МФ – 4.

К каким трудностям для населения это приводит – примеров много. Так при «Назначении адресной социальной помощи» сотрудникам соцзащиты приходится вручную проверять базы данных ЗАГСа, гос.доходов и регистра недвижимости.

До сих пор из-за отсутствия интеграции информ.систем, при выдаче свидетельства о рождении ребенка в ЦОНе запрашивают бумажный оригинал свидетельства из перинатального центра. Аналогичная ситуация по постановке на очередь в дошкольные учреждения.

В 2019 году, в целях улучшения оказания госуслуг населению был внедрён проактивный формат, принцип экстерриториальности.

Но в Реестре госуслуг предусмотрено оказание в проактивном формате только 23 государственной услуги из 690.

Учитывая вышесказанные проблемы, с которыми сталкивается население, необходимо ускорить процесс завершения интеграции информационных систем и активизировать проактивный подход.


Второе, вопросы автоматизации и оптимизации.

На сегодня, порядка 10% государственных услуг из690 оказываются в бумажном формате. При этом, в эти 10% входят государственные услуги социальной направленности.

Так, по сей день отдельные государственные услуги в сфере социального обеспечения оказываются бумажно.

Это такие услуги, как

- назначение государственной адресной социальной помощи;

- выплата единовременной государственной денежной компенсации, выдача удостоверений гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне;

- назначение социальной помощи в виде ежемесячных выплат гражданам после завершения периода капитализации платежей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников юридическими лицами, ликвидированными вследствие банкротства.

Кроме того, по информации Министерства национальной экономики, при предоставлении услугополучателем на веб-портал «электронного правительства» неполного пакета документов информационная система не предусматривает функцию «отказа» в принятии заявления

Часто это приводит к потере времени, упущенной выгоде бизнеса, так как, услугополучатель может узнать об отказе в оказании ему государственной услуги через определенное количество дней, указанных ЦОНом.

В этой связи, предлагается предусмотреть функцию автоматического отказа в приеме заявлений – в случае несоответствия пакета документов условиям стандарта.

Вместе с тем, по результатам анализа автоматизированных госуслуг, проведенного Агентством по делам государственной службы, установлена недоступность 32 автоматизированных госуслуг.

Например, по информации акиматов отдельных областей постановка на очередь на получение земельного участка в электронном формате невозможна.

Считаем, необходимо концептуально пересмотреть подходы к оптимизации государственных услуг, измерять не количество автоматизированных услуг, а сколько жизненных ситуаций охвачено онлайн-услугами.

Также сохраняется проблема неполной оцифровки бумажных архивов государственных органов, что влечет за собой необходимость обращения за бумажными справками.


Третье, вопросы удовлетворенностинаселения и бизнеса качеством оказываемых государственных услуг

Сфера госуслуг является одной из основных точек соприкосновения граждан с государством и непосредственно влияет на уровень доверия и удовлетворенности населения.

По оказанию каждого вида государственной услуги по всей стране, существуют единые требования и стандарты.

Однако, до сих пор в каждом регионе гос.услуги населению оказываются по разному, при том, что как было доложено 90% государственных услуг оказывается в электронной форме.

К примеру, несмотря на то, что восстановление записей актов гражданского состояния может оказываться электронно, в отдельных областях отсутствует такая возможность.

И, конечно же возникает вопрос, почему так происходит?

В 2020 году Агентством по делам государственной службы проведена оценка качества оказания государственных услуг. Лидеры по оценке качества и удовлетворенности населения оказанием гос.услуг – это Акмолинская Алматинской Павлодарской области.

наибольшие баллы получили акиматы Акмолинской (94,84, в 2019 году – 90,22), Алматинской (в 2020 году 94,62, в 2019 году – 78,02), Павлодарской (в 2020 году 94,47, в 2019 году – 75,94) областей


В то же время, самые низкие показатели у акиматов Актюбинской Жамбылской Северо-Казахстанской области. И это связано с нарушением сроков оказания государственных услуг и истребованием излишних документов.


наименьшие баллы получили акиматы Северо-Казахстанской (67,93, в 2019 году – 49,21), Жамбылской (в 2020 году 57,99, в 2019 году – 41,6), Актюбинской (в 2020 году 40,36, в 2019 году – 64,02) областей.


Понятно, что ситуация в регионах разная, но разрыв практически в два раза по баллам! Все-таки наши граждане должны повсеместно получать гос.услугу высокого качества в соответствии со стандартом!




Агентством по делам государственной службы за
8 месяцев текущего года выявлено разное количество нарушений в разрезе регионов. Самое малое количество нарушений выявлено в городе Нур-Султане – 27, а самое большое количество в Актюбинской области – 1 402 нарушения.


Аналогичная ситуация по центральным государственным органам. Количество выявленных нарушений в сфере оказания государственных услуг населению по сравнению с прошлым годом сократилось, но уровень нарушений остается высоким в таких сферах, как таможенное дело – 3068, земельные отношения – 2847, транспорт и коммуникации – 687, сельское хозяйство – 684, регистрация физических лиц и граждан – 482, бизнес и предпринимательство – 463 нарушений.


В основном нарушается процедура оказания государственных услуг населению.


И еще: до сих пор по 667 видам государственных услуг отсутствует уведомительный порядок. К примеру, в случае истечения срока действия документов, удостоверяющих личность, предусмотрен административный штраф в размере 7 МРП.


В свою очередь, внедрение уведомительного порядка через СМС и мобильные приложения позволило бы значительно сократить такие ситуации и избежать наказания наших сограждан.



Четвертое, вопросбезопасности персональных данных казахстанцев является одним из самых приоритетных.

Для предотвращения несанкционированного использования персональных данных и их разглашения в       2017 году принята Концепция кибербезопасности, одной из задач которой является обеспечение высокого уровня надежности и устойчивости информационных систем.

Вместе с тем, по результатам проведенных Комитетом национальной безопасности проверок в филиалах Государственной корпорации «Правительство для граждан» по ряду регионов выявлен целый ряд нарушений.

Большой резонанс в обществе вызвала утечка персональных данных в системе Damumed — оказалось, что третьи лица могут узнать не только информацию о состоянии здоровья пользователей, но и их контактные данные, ИИН, род деятельности, размер отчисляемых налогов.

В этой связи, необходим постоянный контроль за состоянием информационной безопасности объектов информационных систем и предотвращению возможных инцидентов и уязвимостей.


Пятое, вопросы отсутствия полного охвата населения высокоскоростным доступом к сети интернет.

На сегодняшний день остается нерешенным вопрос неравенства в доступе к широкополосному доступа к Интернету между сельскими и городскими жителями.


Из 6 341 сельского населенного пункта 1 127 нуждаются в качественном доступе к интернету.


В РК насчитывается 6 459 населенных пунктов, из которых 6 341 имеют статус села (согласно Классификатору административно-территориальных объектов на 1 января 2020 года).

Из 6459 НП 118 городов (88 городов + 30 ПГТ) и 5 214 СНП обеспечены широкополосным доступом к Интернет по технологиям ADSL, FTTН, 3G, 4G.

            Сегодня Министр доложил о возможностях получения госуслуг через смартфон. Есть и соответствующее поручение Главы государства. Но мы то знаем, что при отсутствии качественной связи получить эти госуслуги нереально.

Законодательно мы наделили Министерство принимать меры к операторам за качество связи, необходимо эти возможности использовать.

Шестое, вопросы недостаточной популяризации электронных государственных услуг среди населения.

По данным Министерства цифрового развития на сегодня порядка 1 млн. жителей являются активными пользователями мобильного приложения eGov Mob.айл.

Но это лишь около 10% трудоспособного населения.

В этой связи, считаем необходимым местным исполнительным органам активизировать работу по популяризации электронных гос услуг среди населения.

«Правительственный час» завершился принятием депутатами Мажилиса соответствующих Рекомендаций.