Оглашен 19 мая 2021 года
Заместителю
Премьер-Министра
Республики Казахстан
Скляру Р.В.
Депутатский запрос
Уважаемый Роман Васильевич!
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству и акимам принять исчерпывающие меры по выправлению ситуации в дорожной инфраструктуре страны.
В рамках Государственной программы «Нұрлы жол» на 2020 – 2025 годы для развития местной сети дорог будет направлено порядка 1 трлн. тенге на паритетной основе из республиканского и местного бюджетов.
В то же время программой развития регионов до 2025 года Правительством предусматривается доведение сети дорог с твердым покрытием городских населенных пунктов до 100%, районных центров до 50% и сельских округов и населенных пунктов до 20%.
Мы считаем, что Правительству следует обратить пристальное внимание на развитие и качество дорог местного значения в сельской местности.
Сельчане больше всех страдают от не обустроенности, порой и отсутствия дорог!
В аулах и селах проживает более 8 млн наших сограждан!
При строительстве дорог местного значения существуют следующие проблемы, без кардинального решения которых невозможно говорить о качестве, соответствующем современным стандартам.
Первое. Разобщенность и фрагментарность в проводимой политике по причине реализации проектов развития и содержания местной сети дорог в составе бюджетных программ нескольких администраторов. Сегодня региональные автодорожные сети находятся в составе трех администраторов бюджетных программ (МНЭ, МТиСЗН, МИИР) в рамках программ «Ауыл-Ел бесігі», «Дорожная карта занятости на 2020 – 2021 годы» и др..
Второе. Показатели технического состояния автодорог «хорошее» и «удовлетворительное» не имеют четких технических критериев, то есть не базируются на едином техническом показателе и состоянии дороги, закрепленным национальным стандартом.
Третье. Преждевременное разрушение отремонтированных дорог ввиду превышения установленных осевых нагрузок грузовыми автомобилями. Согласно данным официальной статистики по протяженности автомобильных дорог в разрезе технических категорий только 9,3% дорог страны могут воспринимать нагрузки более 10 тонн на ось, при этом 90,7% всех дорог не способны воспринимать даже минимальные нагрузки существующих марок грузовых автомобилей и находятся в зоне риска.
Четвертое. При этом акиматы сами финансируют, обеспечивают контроль, выдают и приостанавливают лицензии в сфере строительства дорог.
Также сами занимаются приемкой и вводом объектов в эксплуатацию.
Тогда как уполномоченный орган по автомобильным дорогам не имеет какие-либо регулятивные инструменты в отношении местных дорог.
Пятое. Отрасль дорожного строительства ощущает острый кадровый голод. Не хватает элементарно дорожников, проектировщиков, мостовиков, вплоть до лаборантов, грейдеристов и т.д. При этом в некоторых ВУЗ-ах и СУЗ-ах обучение этих специальностей закрывается.
Результаты данных системных пробелов мы наблюдаем ежегодно, когда на дорогах местной сети «асфальт-тает вместе со снегом».
Учитывая изложенное, Фракция партии «Nur Otan» считает, что Правительству следует принять следующие меры:
- Создать систему единого администрирования бюджетных программ, в приоритете которого должно быть высокое качество строительства дорог;
- Организовать вертикаль системы государственного контроля качества по стране и выработать независимую государственную аудиторскую систему дорожного хозяйства с реализационными и контрольно-надзорными функциями местной сети дорог;
3. При распределении государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием приоритетно предусмотреть специальности по направлению проектирования и строительства дорог и мостов.
Просим принять конкретные меры и сообщить результаты рассмотрения в сроки, указанные в законе.
С уважением,
Депутаты Мажилиса Парламента
Республики Казахстан,
члены Фракции партии «Nur Otan»
Е. Саиров
Б. Әбдіғалиұлы
Е. Бейсенбаев
Ю. Жулин
Ф. Каратаев
А. Сарым