Первому Заместителю Премьер-Министра Республики Казахстан
Скляр Р.В.
Уважаемый Роман Васильевич!
В преддверии Конференции ООН по биоразнообразию - КС15, которая планируется 7-19 декабря 2022 года в Монреале, необходимо вернуться к нашим национальным программам и действиям по биоразнообразию. Тем более, предстоящая международная конференция с участием правительств со всего мира предусматривает подготовку стратегии Конвенции о биологическом разнообразии направленную на сохранение, защиту, восстановление и устойчивого управления биоразнообразием и экосистемами к 2050 году.
Что характерно, еще в 1994 году правительством Казахстана было одобрена Конвенция о биоразнообразии с принятием с необходимых обязательств по ее выполнению. Профильным министерствам поручалось принять необходимые меры по организацию на территории республики сети заповедников и природных охраняемых парков и разработку проектов по предупреждению ухудшения состояния биологического разнообразия. Также было решено утвердить специальную Программу международного сотрудничества научно-технического сотрудничества в области сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия с выделением необходимых финансовых средств.
К сожалению, после этих 28 лет мы не можем говорить о полном выполнении всех ожидаемых результатов.
Мы видим, продолжающиеся серьезные угрозы изменения климата для всех естественных экосистем и биоразнообразия Казахстана в целом, поскольку оно ведет к опустыниванию, деградации местообитаний, усилению угрозы степных и лесных пожаров и увеличению дефицита источников воды. Истощение биоразнообразия и признаки деградации экосистем наблюдаются примерно на большей половине территории страны, особенно в экосистемах пустынь и степей. Для решения проблем этих природных экосистем, на наш взгляд, необходимо принять комплекс системных мер.
Первое, необходимы программные действия по развитию лесных ресурсов. Важной задачей для сохранения климата и биоразнообразия является широкомасштабное восстановление естественных лесов. Функции лесов по регулированию климата и водных режимов, поглощению углерода, сохранению почвенной̆ влаги являются их основной̆ ценностью, на порядки превышающую стоимость древесины. Вместе с тем, мы призываем правительство и частный̆ сектор отказаться от попыток замены мер по сокращению выбросов на виртуальные расчеты по их поглощению лесами, а также не подменять задачи по поддержке естественного восстановления лесов кампанейщинами с массовыми посадками миллионов деревьев.
Лесной фонд занимает в Казахстане территорию в 12,7 млн. га, площадь лесов в процентном отношении к общей площади суши (показатель 15.1.1) составляла лишь 4,7 % в 2017 г., что значительно ниже среднемирового показателя. При том, что на международном уровне поставлена задача доведения площади лесов до 30% к 2030 году, у нас задача составляет лишь 5% территории страны и к тому же отодвинута до 2030 года. Для достижения последней цели потребуется наращивание усилий и соответствующих расходов как минимум втрое в ближайшие годы. Необходимо выполнить также задачу, поставленную Главой государства по посадке 2 млрд. деревьев до 2025 года. Незаконная вырубка саксауловых лесов, которые занимают лишь 2,3% территории страны в целях заготовки дров для незаконной торговли древесиной, угрожает стабильности естественных экосистем серьезной угрозой для биоразнообразия в национальном масштабе. Срочной задачей является содействие широкомасштабному восстановлению естественных лесов. Ненарушенные леса должны быть законодательно полностью выведены из хозяйственной деятельности и выделены в отдельную категорию с максимальной степенью защиты. Для выполнения названных задач требуется принятие специальной программы/ национального проекта.
Второе, у нас отсутствует национальная модель управления экосистемами соответствующая международным стандартам. Вместе с тем за последние десятилетия хозяйственная деятельность в РК вызвала беспрецедентные изменения в экосистемах, включая деградацию Арала, дельты реки Жайык и масштабное опустынивание. Предельные возможности экосистем по-прежнему не учитываются в системе управления, включая планирование и другие инструменты управления. Потребности экосистем не имеют нормативного статуса, не отражены в законодательстве, в системах госэкпертизы, выдаче разрешений, госстатистике и других инструментах управления. При том, что любое вмешательство или превышение антропогенной нагрузки в условиях Казахстана может очень быстро разрушить хрупкие экосистемы. Необходимо принять государственные меры по остановке растущей̆ деградации степных, лесных, горных и водных экосистем, в том числе Балхаша, Аральского и Каспийского морей, Жайык и других, от состояния которых зависит благополучие более чем 90% населения страны. Остановить дальнейшее их разрушение через принятие моратория на любое освоение еще нетронутых природных территорий- с механизмами поддержки их защиты, включая международное финансирование. Экосистемные характеристики должны быть основой для национальных и региональных программ развития. Однако многие из них не только не имеют нормативного статуса, но даже еще не определены. Например, для Каспия не определен предельный лимит на нефтяные загрязнения, на основе которого должны выдаваться лимиты для Прикаспийских стран и отдельных компаний. Для Алматинского мегаполиса предел на общие выбросы в атмосферу также не определен и не имеет нормативного статуса. Для Иртыша и Балхаша не установлен общий предел на забор воды и сбросы стоков и т.д. В связи с этим в стране давно назрела реформа системы управления, особенно стандартов и нормативов, целевых показателей и индикаторов. Без территориальных нормативов, основанных на экологическом районировании и оценке предельной емкости экосистем, природоохранная деятельность осуществляется как бы «вслепую», без экологических целей, и поэтому не эффективна.
Третье, у нас нет специальной программы по сохранению биоразнообразия. Вместе с тем в последние годы нарастают тенденции ухудшения состояния биоразнообразия, связанные с разрушением и фрагментацией экосистем, исчезновением и сокращением видового и генетического разнообразия. При сохранении существующих методов планирования, моделей потребления, производства, экономические программы и инвестиции теряют свою природную основу и становятся неэффективными. При этом в Казахстане отсутствует программа по сохранению биоразнообразия. Принятые в 1994 году решения по Конвенции о биологическом разнообразии остались без достижения необходимого эффекта.
Четвертое, в стране для сохранения природных экосистем не используются возможности и потенциал особо охраняемых территорий. В связи с повышением техногенных нагрузок и нерационального использования природных ресурсов в стране продолжается разрушение природных территорий, ухудшается состояние земельного фонда, растительного и животного мира в природной среде.
Общая площадь заповедников составляет 894,2 тыс. гектаров, национальных парков - 724,9 тыс. гектаров, что составляет всего лишь 0,59 % от общей территории Республики Казахстан. При этом Казахстан является участником международных программ и приняла обязательства по Конвенции о биоразнообразии, Рамсарской конвенции, ЮНЕСКО и др.
Под зона опустошённых степей степной зоны не имеют режима особой охраны. Южные пустыни лишь фрагментарно представлены в Устюртском заповеднике, но типичные сообщества редких видов солянок и других растений, редкие и исчезающие виды животных остаются не заповеданными. Не охвачены охраной уникальные типы растительности и животный мир Южного Алтая, Саур-Тарбагатая, богатые реликтовыми и эндемичными видами сообщества среднегорий Каратау, Кетменя, Кунгей и Джунгарский Алатау, поймы рек Иртыш, Иргиз, а также поймы и дельты рек Жайык и Или. Кроме этого, требуется восстановление государственных природных заказников республиканского значения на площади более 5700 тыс. га и памятников природы на площади 6,2 тыс. га. Таким образом, в перспективе общую площадь ООПТ есть возможность довести до 17490 тыс. га, которая будет занимать 6,4 % территории Республики Казахстан, в том числе площади заповедников - 1,6%, национальных парков - 1,4%, государственных природных заказников и памятников природы - 3,4%.
Пятое, продолжается деградация системы научных исследований по направлениям сохранения экосистем. Прежние многочисленные академические, исследовательские, проектные и аналитические структуры, созданные для поддержки экополитики и государственных решений, прекратили свое существование или были приватизированы. Но даже оставшиеся немногие и многократно усеченные организации все еще продолжают подвергаться разрушительным реформам и «оптимизациям». Многолетние архивы проектной документации по водопользованию всей страны, включая стратегические объекты были по необоснованным причинам переданы в частные руки. Такие примеры можно привести и по вопросам подготовки кадров и другим важным направлениям. Необходимо отменить наносящие ущерб интересам страны, названные и другие подобные решения и поручить правительству разработать при участии общественности план по восстановлению системы природоохранных государственных, научных, аналитических, проектных, информационных и образовательных организаций.
Заявленные в новом Экологическом кодексе механизмы защиты экосистем носят в основном декларативный характер. Необходимо обратить внимание на вопросы сохранения экосистем, включая целевые показатели, экономическое стимулирование, контроль, статистику и мониторинг, другие необходимые для их защиты современные инструменты, действующие успешно во многих странах.
Таким образом, на основе вышеизложенных доводов предлагаем правительству разработать национальную Стратегию сохранения биологического разнообразия до 2050 года, а также национальные проекты по развитию лесов и сохранению экосистем озера Балхаш и дельты реки Жайык, Сырдарьи с выделением необходимых финансовых и инвестиционных ресурсов.