Смайлов
Ерлан
Валерьевич

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Обращение к депутату
Депутатский запрос в отношении нарушении трудовых прав Казахстанцев и ответ Е.Тугжанова на ДЗ-180 от 14.06.2021года.



Оглашен 12 мая 2021 года ДЗ-180

Заместителю

Премьер-Министра

Республики Казахстан

Тугжанову Е.Л.


Депутатский запрос


Уважаемый Ералы Лукпанович!


Наемные работники, люди труда, являются самой многочисленной и при этом самой уязвимой группой населения. Центральные и местные органы власти активно занимаются вопросами защиты трудовых прав. Но их усилия сосредоточены на том, чтобы повысить статистику охвата программами занятости, снизить статистику трудовых конфликтов и не допустить повышения градуса социальной напряженности. Политика выстроена в сугубо ситуативном режиме антикризисного реагирования.

Между тем, не ведется системная работа по решению фундаментальных проблем трудовой сферы. Нет четких целей и подходов по повышению средней и медианной заработной платы, по повышению доли оплаты труда в ВВП, по увеличению доли качественных, высокопроизводительных рабочих мест, улучшению структуры рынка труда.

Трудовые конфликты рассматриваются, в первую очередь, как риски для социальной и экономической стабильности. Это, безусловно, правильно. Но необходимо смотреть и с точки зрения работников. А для них риск – не суметь даже при наличии работы достойно содержат свою семью, откладывать деньги на обучение своих детей, не найти адекватного предложения по своей квалификации. И задача государства в том, чтобы бороться с этими рисками.

Народная партия Казахстана уже неоднократно ставила вопрос о так называемом заемном труде – аутстаффинге, аутсорсинге и прочих схемах вывода людей из прямых трудовых отношений с работодателем, чтобы снизить издержки на оплату труда и социальные гарантии. При этом, как правило, реальной экономии нет, а идет перераспределение средств в пользу владельцев компаний, предоставляющих заемные трудовые ресурсы. Фактически, вырос новый слой искусственных посредников между работником и работодателем. Их бизнес прямо заинтересован в снижении трудовых доходов казахстанцев.

Никаких принципиальных мер по ограничению этого явления предпринято не было, а теперь мы наблюдаем, как множатся трудовые конфликты.

Когда любыми путями снижаются трудовые издержки, в пределах каждого отдельного предприятия, возможно, достигается определенный эффект. Но в масштабах экономики в целом мы наблюдаем такое разрушительное явление, как обесценивание труда - самого важного во всем мире ресурса. Этот тупиковый путь, ведущий к деградации экономики.

Доля оплаты труда в ВВП Казахстана, по данным за 3 квартала прошлого года, составляет лишь 30%, что в 2 раза ниже, чем в развитых странах. При этом в промышленности доля оплаты труда в валовой добавленной стоимости лишь 17%, в сельском хозяйстве – 23%.

Так называемые гибкие формы занятости в теории предназначены для того, чтобы расширить возможности бизнеса, но на деле просто развязывают руки для сведения социальных гарантий к минимуму.

Одной правовой защиты наемных работников уже недостаточно, поскольку работодатели научились находить правовые основания для ухудшения условий труда. Нужна политика справедливых условий труда.

Например, в Австралии, которая является страной с либеральной идеологией и свободной рыночной экономикой, функционирует омбудсмен по вопросам справедливого труда.

Народная партия Казахстана считает, что во главе угла социально-экономической политики должен быть человек труда, поскольку именно он создает добавленную стоимость.

В этой связи мы полагаем необходимым следующее.

Во-первых, ограничить применение форм заемного труда в квазигосударственном секторе. Проверить экономическую целесообразность обращения за услугами всевозможных трудовых посредников.

Во-вторых, от политики стимулирования снижения стоимости труда и перехода на внештатные формы занятости перейти к политике поощрения полноценных трудовых отношений с предоставлением социальных гарантий работникам.

В-третьих, учитывая растущую актуальность трудовых вопросов, создать новый политический институт - уполномоченного по трудовым правам, который должен сосредоточиться на защите нарушенных трудовых прав казахстанцев и трудовой справедливости, решая эти вопросы не технически, а принципиально.

Просим рассмотреть депутатский запрос и о принятых мерах предоставить ответ в письменной форме в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Казахстан.



          Депутаты фракции

«Народной партии Казахстана»:                                         

     Е. Смайлов

                                                                                              А. Конуров

          Ж. Ахметбеков

                                                                                           Ф. Каменов

Г. Кулахметов

А. Милютин

А. Паяев

                                                                                С. Решетников

          А. Скакова

          И. Смирнова




https://inbusiness.kz/ru/news/v-kazahstane-predlozhili-naznachit-upolnomochennogo-po-trudovym-pravam

https://www.kazpravda.kz/news/obshchestvo/deputati-npk-trebuut-ogranichit-naem-po-autsorsingu-i-naznachit-ombudsmena-po-trudovim-pravam






Депутатам Мажилиса Парламента

Республики Казахстан,

Членам фракции

«Народной партии Казахстана»

(по списку)

На ДЗ-180 от 13.05.2021 года

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев Ваш депутатский запрос касательно ограничения применения форм заемного труда в квазигосударственном секторе, перехода к политике полноценных трудовых отношений и создания политического института – уполномоченного по трудовым правам, сообщаем следующее.

Касательно ограничения применения форм заемного труда в квазигосударственном секторе и проверки экономической целесообразности обращения за услугами всевозможных трудовых посредников.

В целях законодательного урегулирования предоставления персонала (заемного труда) в 2020 году были внесены изменения и дополнения в Трудовой Кодекс.

Согласно статье 137-1 Трудового Кодекса предоставление персонала в квазигосударственном секторе допускается только на время выполнения определенной работы, замещения временно отсутствующего работника и на период выполнения сезонной работы.

Для заемного персонала законодательно предусмотрены те же гарантии, что и у наемных работников. Осуществление трудовой деятельности в рамках оказания услуг по предоставлению персонала не влечет для работника ограничений в продолжительности оплачиваемого ежегодного трудового отпуска, исчислении трудового стажа, гарантий по обеспечению условий труда и других прав в сфере труда, установленных Трудовым Кодексом.

Предприятия квазигосударственного сектора, пользуясь услугами направляющей организации, имеют право привлекать работников, только при условии соблюдения всех норм трудового законодательства.

При этом, работники направляющей организации наделены всеми правами по заключению трудовых и коллективных договоров и соглашений для урегулирования отношений с работодателем, а также правом объединения в профсоюзные организации для защиты своих интересов и ведения переговоров.

В свою очередь, целесообразность применения заемного труда в организации, включая квазигосударственный сектор, определяется ею самостоятельно с учетом условий и объемов производства, финансирования деятельности, экономической эффективности и бизнес стратегии в целом.

Вместе с тем, вопросы соблюдение трудовых прав работников, в том числе заемного труда рассматривался на заседаниях республиканских, региональных и отраслевых комиссий по социальному партнерству, а также на совещаниях в Правительстве в марте-апреле т.г.

На сегодняшний день заинтересованными государственными органами на базе отраслевых комиссий по социальному партнерству совместно с объединениями работодателей работников проводятся работы по созданию единых отраслевых стандартов оплаты труда, включающих:

  • четкий порядок формирования минимальной тарифной ставки первого разряда;
  • установление межразрядных коэффициентов, стимулирующих работников к производительному труду и повышение квалификации;
  • исключение различий в размерах заработной платы одноименных профессий (рабочих и служащих) в организациях однородных сфер деятельности.
  • Данные предложения будут реализованы посредством внесения дополнений в отраслевые соглашения.

    При этом, стороны посредством заключения коллективных договоров вправе предусматривать дополнительные гарантии и льготы (в том числе вопросы инсдексации зарплаты), направленные на улучшение условий труда. Так,
    в 2020 году 206 тыс. работодателей повысили зарплаты в среднем на 32 % более 1,2 млн. низкооплачиваемым работникам

    Справочно: в настоящее время количество коллективных договоров достигло
    145 тыс. с охватом более 96 крупных и средних предприятий.

    Касательно перехода от политики стимулирования снижения стоимости труда и внештатных форм занятости к политике поощрения полноценных трудовых отношений с предоставлением социальных гарантий работникам.

    В трудовом законодательстве четко определены границы государственного вмешательства в сферу трудовых отношений между работодателем и работниками и, с учетом обеспечения баланса интересов сторон, распределены роль и ответственность субъектов трудовых отношений.

    Отношения между работодателем и работниками строятся посредством коллективных переговоров и заключаемых между ними соглашений и договоров.

    Независимо от формы занятости (предоставление персонала (заемный труд), дистанционная работа, совместительство и т.п.), стороны трудовых отношений, наделенные правами и обязанностями, предусмотрены требования для оформления трудовых отношений, установлены минимальные трудовые стандарты, базовые гарантии и компенсации и обеспечивается контроль их исполнения со стороны работодателей.

    Таким образом, независимо от формы занятости всем работникам трудовое законодательство обеспечивает в полной мере конституционное право каждого на свободу труда, условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации.

    Касательно создания нового политического института - уполномоченного по трудовым правам

    Порядок защиты трудовых прав работников регламентированы трудовым законодательством Республики Казахстан.

    Согласно Трудовому Кодексу, в случае нарушения трудовых прав, работники вправе обратиться в государственную инспекцию труда или в судебные органы.

    Справочно: на сегодня в Казахстане действуют 3 республиканских объединения профсоюзов, объединяющие более 3 млн. работников или половину всех наемных работников страны, 53 отраслевых, 34 территориальных, 357 локальных профсоюзных организаций.

    Мониторинг трудовых отношений на предприятиях страны осуществляется в рамках Ситуационного центра по предупреждению и недопущению трудовых конфликтов (далее – Ситуационный центр) при Минтруде, а в регионах – Мониторинговыми группами, возглавляемыми заместителями акимов.

    Ситуационным центром осуществляется ежедневный анализ обращений работников и профсоюзов, оперативной информации компетентных органов и информации из СМИ.

    С начало т.г. мониторингом охвачено порядка 200 проблемных предприятий, с которыми ведется предметная работа местными исполнительными органами с участием заинтересованных сторон.

    Вместе с тем, контроль за соблюдением трудовых прав осуществляется профессиональными союзами в рамках общественного контроля, что в соответствии с международной практикой является общепризнанным институтом защиты трудовых прав работников.

    Вопросы соблюдения социальных и трудовых прав работников находятся на постоянном контроле Правительства.

           

         

                                                                                                           Е. Тугжанов

    М. Рамазан

    74-53-32