СМИРНОВА
Ирина
Владимировна

Член Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Чем отличается казахстанская система образования от школьных программ развитых стран?

В этом году дочь Екатерины Раскидной пойдет в первый класс. Молодая мама волнуется, как ребенок адаптируется в новой компании и вольется в учебный процесс. Первого сентября Еве будет уже семь лет и три месяца.  отдавать дочку в школу в прошлом году Екатерина не решилась.

Екатерина Раскидная, жительница г. Алматы:

Я не стала торопиться, потому что мне показалось, что она еще не готова физически и морально к школе. Мне хотелось, чтобы у ребенка было детство и учеба не стала чем-то тяжелым. Чтобы ей учеба быстро не надоела.

Екатерина не скрывает радости то того, что реформа министерства образования и науки об обязательности похода детей в школу с шести лет, ее ребенка не коснулась. Ведь не все дети готовы в столь раннем возрасте стать школьниками, - рассуждает алматинка. Такой же точки зрения придерживается и воспитатель детского сада с большим опытом, Алия Абишева. По ее словам, многие «шестилетки» уже умеют писать и читать, но расстаться с детством еще не готовы.

Алия Абишева,  педагог подготовительной группы детского сада:

Мы конкретно лишаем детей детства. Было лично на моем опыте, когда ребенок который поступил ко мне, он не смог учиться. После второй четверти, к сожалению, попросили покинуть школу, потому что ребенок психологически не готов, ему еще охота играть.

А вот психолог Наталья Шевряева обучение с шести лет и вовсе считает «пустым» годом. Эксперт подчеркивает, идя в первый класс, ребенок будь ему пять или даже восемь лет, в любом случае получает большой стресс. И чем малыш младше, тем серьезнее могут быть его последствия. По данным специалиста,  примерно у 30 процентов детей, с которыми ей довелось работать, вследствие стресса, пережитого в школе, появилось заикание. Поэтому в погоне за знаниями психолог  призывает не забывать о еще неокрепшей детской психике и здоровье.

Наталья Шевряева, психолог:

У детей не сформировалось в коре головного мозга восприятие жизненное. Их мозг просто не воспринимает эту информацию. То есть, они воспринимают первые 15 минут потом все, усидчивость вся заканчивается.

Еще одно новшество от министерства образования – трехъязычие. Внедрять его  планируют с сентября 2019 года в 10-х и 11-х классах. На английском языке будут преподавать четыре предмета - химию, физику, биологию и информатику. Увеличится и объем преподавания на казахском языке. За весь период обучения более чем на 300 часов.

Ерлан Сагадиев,  Министр образования и науки РК:

В целом будущая конкурентоспособность любой нации будет зависеть от знания английского языка. Начинать надо со школы и постепенно наращивать объемы знаний. Приоритет изучения казахского языка был, есть, и будет. Понятно, что нужна хорошая методика. Методика преподавания казахского языка откровенно хромает. И мы над этим будем работать.

Между тем, депутат Мажилиса и педагог с большим стажем Ирина Смирнова призналась в интервью нашей программе, что не видит необходимости преподавать на английском языке такие предметы, как химия, биология и физика.

Ирина Смирнова, депутат Мажилиса парламента РК:

Я бы предлагала вводить на английском языке такой урок как технология, как информатика, потому что язык информатики - это английский язык, а химию, биологию можно оставить на том языке, на котором говорит ребенок. Не нужно бояться, и если есть предложения у педагогического коллектива, можно написать в министерство образования, я думаю, они прислушаются.

Мы решили выяснить основные отличия зарубежного образования от отечественного и легко ли на практике выучить иностранный язык в сжатые сроки. Семья Максата Турсунова переехала в Канаду два года назад. 8-летняя дочка София пошла во второй класс. По словам Максата, приехав в Канаду, девочка не знала английского языка. А спустя всего два года уже владеет им совершенно свободно. Кстати, Максат подтвердил, в Канаде, как и во многих развитых странах, дети идут в школу с шести лет. Однако форма образования у них игровая, развлекательная не только для малышей, а вплоть до шестого класса.

Максат Турсунов (Skype):

На ее примере мы видим, что буквально человек за два года абсолютно свободно овладел языком. В Канаде образование направлено больше на построение гражданина, патриота. В начальной школе с 1 по 6 класс, у них вообще все дается в игровой форме. Детей не загружают уроками, они большую часть проводят в играх, дискуссиях.

А вот в Австралии дети и вовсе идут в первый класс в пять лет. Но и здесь начальная школа не основана на академическом образовании. Алла Ореган - коренная петербурженка, мама четверых детей. В Австралии живет уже 12 лет.

Алла Ореган (Skype):

У нас в России все было очень академически, ты должен уметь высидеть 45 минут на уроке, у тебя должна быть дисциплина. Здесь совершенно иное. Главная задача, особенно для начальных классов, чтобы детям было приятно приходить в школу.  Это развлекуха, призы.

Вот и Аскарбек Кусаинов уверен, многие академические знания, которые дети получают в отечественных школах, никогда не пригодятся им в жизни. Президент академии педагогических наук считает, что в школе должны учить практическим навыкам.

Аскарбек Кусаинов,  президент академии педагогических наук РК:

Не надо теории, дайте детям практические знания, так чтобы каждый ребенок был подготовлен к жизни, а не к экзаменам. К примеру, научите ребенка, как удобрять землю, какие химикаты использовать, технику, чтобы она плодоносила и приносила доход. Параллельно этому вопросу ученик должен будет изучить и биологию, и химию, и ту же математику. Только это уже будет не обязаловка, школьнику самому станет это интересно.

Президент научно-образовательного фонда «Аспандау» Канат Нуров считает, реформы образования нужно начинать с повышения заработной платы педагогов. Тогда профессия станет престижной и кадры работать в ней будут соответствующие.

Канат Нуров, президент научно-образовательного фонда «Аспандау»:

Надо, я  считаю, повысить в два-три раза зарплату учителям, чтобы в полтора раза по стране в целом выше среднего она была, только тогда мы сможем, не бояться того, что все эти средства на переподготовку учителей уйдут в никуда.

Между тем, уже в скором будущем казахстанские школы получат финансовую самостоятельность. По аналогии с поликлиниками, учебные учреждения будут финансироваться адресно, на каждого ученика. Таким образом, если родители окажутся недовольны школой и переведут ребенка в другую, за ним последуют и выделенные на него средства. Эти рыночные меры наверняка приведут к конкуренции между школами, а значит, и улучшат предоставляемые ими услуги. Ведь за каждого ученика теперь придется бороться. Уровнем знаний педагогов, моральным климатом в школе и умением заинтересовать ребенка.

Карима Куралова, Самат Канагатов, Айгерим Байзулина, специально для программы «Избранное за неделю»

Информация с сайта: www.astanatv.kz