СМИРНОВА
Ирина
Владимировна

Член Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
«Учиться: дома нельзя в школе».

    Домашнее обучение, не связанное с ограничениями по здоровью, начинает приобретать популярность – образование на дому наиболее популярно в США (3% от всех школьников или около 1,5 млн человек), Канаде, Великобритании, Австралии. В России аудиторию хоумскулеров оценивают от 70 до 100 тысяч детей. Однако не весь мир относится к идее домашнего обучения положительно. В Германии и Швеции, например, такой вид образования законодательно запрещен и влечет за собой штрафы, тюремные сроки для родителей, вплоть до лишения родительских прав.

    В Казахстане тема активно дискутируется, имеет противников и сторонников – последние предлагают различные формы от абсолютного «расшколивания» и «анскулинга» («unschooling») до дистанционного обучения, в том числе в онлайн-школах, и сдачи экзаменов экстерном, например, по Skype.

    Аргументы сторон, как правило, не отличаются от зарубежных. Родители-хоумскулеры говорят о низком качестве образования, стрессовых ситуациях для детей и отсутствии индивидуального подхода.

    По мнению организатора Клуба достаточно хороших мам «Кукушка» Светланы ДРУЗЬ, домашнее обучение дает возможность привить ребенку свою систему ценностей, избежать вреда здоровью от непродуманной школьной нагрузки, улучшить академические показатели, построить более близкие и крепкие отношения между родителями и детьми. Хоумскулинг для школьника – это предоставление ребенку возможности контактировать с людьми разного возраста и на более глубоком уровне, а также способ избежать негативного влияния (наркотики, алкоголь, ранний секс) с помощью контролируемых положительных контактов с ровесниками. Кроме того, при домашнем обучении можно организовать обучение в более щадящем режиме.

    Сторонники домашнего среднего образования подчеркивают необходимость модернизации методик преподавания, развития онлайн-системы образования, создания региональных школьных центров. Родители и общественные организации, поддерживающие идею хоумскулинга, готовы к диалогу с профильными госструктурами, в т.ч. с министерством образования, а также со школьным сообществом, экспертами и специалистами. Важно разработать правовые основы и механизмы домашнего обучения, не забывая как о качестве обучения, так и соблюдении прав ребенка на образование.

    Светлана Друзь приводит данные зарубежных исследований, проведенных в разные годы. В США успеваемость хоумскулеров в 1998 году составляла 75-85%, в то время как учеников государственных школ – 50%, а частных – 65-70%. Дети, обучающиеся дома (Лондон, 2000 г.), заметно опережают своих школьных ровесников в математике и чтении. У бывших канадских хоумскулеров (исследование 2003 г.) уровень удовлетворения качеством жизни гораздо выше, чем у их школьных ровесников. В целом, дети, получившие среднее образование в стенах дома, более счастливы, лучше подготовлены к жизни и намного более уверены в себе.

    Традиционалисты, отстаивающие школьное образование за партой в классе, видят в школе гарантированный уровень социализации и адаптации к взрослой жизни. То, чего, по их мнению, не получают дети, обучающиеся дома. Кроме того, в Казахстане очевидны проблемы, с которыми сталкиваются родители при выборе домашней формы обучения – нет правовых основ, механизмов и закрепленных форм получения альтернативного школьному образования.

    Главный эксперт департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан Шолпан КАСЫМОВА подчеркивает, что в Казахстане альтернативное образование представлено сетью негосударственных школ (частных), сетью интеллектуальных школ. Для внедрения системы дистанционного образования в школы необходимо время. Во-первых, учебное заведение должно пройти государственную аккредитацию, подтверждающую право данного учреждения предоставлять услуги дистанционного образования. Во-вторых, пока еще не разработаны единые программы по дистанционному образованию.

    В соответствии с действующим законодательством для отказа от традиционной формы обучения нужны основания: к примеру, для экстернатной формы это может быть выезд ребенка по каким-либо причинам за рубеж или состояние здоровья.

    «На сегодня, — резюмирует Шолпан Касымова, — пересмотр действующего законодательства по вопросам внедрения домашнего образования, полностью заменяющего традиционное среднее образование, не планируется. Однако по мере появления заинтересованности со стороны родителей данный вопрос будет изучаться и анализироваться».

    По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, в 2015-2016 учебном году в стране насчитывается 7511 школ (1965 в городах и 5546 в сельской местности). В них обучаются почти 2,8 млн учеников. Число государственных общеобразовательных школ – 7160.

    На площадке АГ «КИПР» при поддержке Фонда Сорос-Казахстан сегодня состоялась дискуссия на тему возможности альтернативного образования в Казахстане – «Учиться: дома нельзя в школе». Участникам экспертного обсуждения предложили поставить в этом предложении правильную запятую.

    Светлана Друзь – организатор Клуба достаточно хороших мам «Кукушка» — выступила за домашнее обучение. Она рассказала немного о международном опыте. Альтернативное образование (надомное, семейное, экстернат, дистанционное и так далее) доступно, в частности, в России, Беларуси, Узбекистане, Украине, Молдове,
США, Канаде, Австрии, Австралии, Японии, Чехии и нескольких других европейских странах. Но только не в Швеции и Германии – в последней, к слову, этот закон остался еще со времен нацистского режима. С Казахстаном все сложно: у нас альтернативное образование не разрешено, но в то же время и не запрещено, просто для него нет соответствующей законодательной базы.

    Друзь считает, что у нас хоумскулинг следует разрешить. Поскольку, согласно исследованиям, дети, обучающиеся дома, в среднем более счастливы и уверены в себе, лучше подготовлены к жизни. Правда, оговаривается Светлана, право на домашнее образование следует давать не всем. Ведь при всех плюсах это и опасная возможность, к примеру, насаждения радикальных идей.

    Про плюсы: Друзь считает, что домашнее образование решит проблему переполненности классов, позволит сберечь бюджет многодетных и просто малообеспеченных семей, сделает детей здоровее (гастриты, проблемы со зрением — бич современных школьников). Также речь о рациональном использовании времени: объяснить что-то одному ребенку проще, чем сорока. Еще из преимуществ — возможность для ребенка жить в своем ритме, построение близких отношений в семье. Плюсы есть и для государства: хоумскулинг может поспособствовать снижению образовательной миграции, повышению образовательного уровня, формированию независимости мышления, снижению нагрузки на школы и госбюджет.
— Домашнее образование никогда не станет мейнстримом. Мы не выступаем за отмену школьной системы, просто хотим иметь право на альтернативу и предлагаем внести поправки в закон об образовании, — заключила Светлана Друзь.

    Шолпан Касымова, главный эксперт Департамента дошкольного и среднего образования МОН РК, согласна, что обсуждать вопрос альтернативного образования необходимо. Все опять же упирается в законодательную базу. В ней прописана такая возможность для детей с ограниченными возможностями, но про здоровых детей представитель МОН ничего точно сказать не смогла.

    Этот факт обескуражил, к примеру, Каната Нурова, президента Научно-образовательного фонда «Аспандау»:
— Не запрещено – это как?! – недоумевает он. – Как это – с юридической точки зрения? Так имею я право или нет учить ребенка дома?
— Я не уполномочена вам сказать, имеете вы право или нет, — ответила Касымова.

    Однако она заявила, что министерство готово к диалогу и понимает, что вопрос, что называется, «назрел», надо его всесторонне изучить, обсудить и вместе разработать ту самую законодательную базу.

    Ситуацию несколько прояснила депутат Мажилиса Ирина Смирнова. Она заявила, что в Административном кодексе РК четко прописано: родитель должен обеспечить своему ребенку посещение школы, все прочее – незаконно и карается штрафами.

    Учителя и завучи, пришедшие на обсуждение, недовольны критикой родителей в адрес школ. Они считают, что у них достаточно возможностей для того, чтобы дать хорошее образование, просто надо не ругать учителей, а правильно смотивировать ребенка. А для всего остального существуют кружки и секции.

    Светлана Друзь в своем выступлении рассказала, что в Алматы есть как минимум три родительских сообщества, которые занимаются обучением своих детей на дому.
    Сауле Каликова, советник по вопросам общественной политики Фонда Сорос-Казахстан, задалась вопросом: а как эти родители решают проблемы с документами?
— Обучают детей дистанционно в российских школах, которые выдают им аттестаты. Российские, конечно. Или просто покупают казахстанские. Так что узаконивание домашнего обучения – это еще и метод борьбы с коррупцией! – ответила Светлана.

    Слово взяли противники хоумскулинга. Они тоже привели массу доводов: например, где гарантия качества такого образования? Как его можно контролировать, помимо аттестации? Кроме того, есть проблема социализации. А еще – не вырастим ли мы армию инфантилов, ограждая детей от трудностей школьной жизни? И не исказит ли великая любовь родителя к своему чаду оценку полученных им дома знаний?

    На вопрос о социализации достаточно подробно ответила Анна Ионова, педагог альтернативной школы «Dixi» в Киеве:
— С социализацией у детей на домашнем обучении даже лучше, чем у школьников, — говорит Анна. – Они более организованны, дисциплинированны, общение со старшими повышает их интеллект. У них больше времени для посещения различных кружков и секций.
— Нет никаких данных о том, что общение исключительно в кругу своих ровесников как-то улучшает социальные навыки, — вторит Светлана Друзь.
— В школах происходит не социализация, а дрессировка. Люди, привыкшие подчиняться приказам, несамостоятельны, — резко высказался политолог Марат Шибутов. Он вообще считает, что современная школа – «маленький нарост на человеческом опыте образования дома и от мастера к мастеру». А учебный план, по его мнению, – это комплекс знаний, который должен получить человек без привязки к заведению. Так что каким образом он их получит – неважно.

    Так речь зашла об Интернете. В наше время, говорят сторонники домашнего обучения, вообще все знания можно получить из всемирной сети. Учителя больше не авторитеты, они отстают и зачастую оперируют уже устаревшими фактами, которые легко опровергнуть при помощи информации из Интернета.
— Почему люди думают, что сейчас можно получить знания только посредством Интернета? – возмутилась главный редактор kieli7su.kz Земфира Ержан. — Знания испокон веков передавались из рук в руки. Такая система образования уничтожает роль учителя, его авторитет. Тотальная виртуализация – большая проблема нашего общества.

В итоге на обсуждении решили, что законодательная база для альтернативного обучения в Казахстане нужна. И чтобы ее создать, будет сформирована рабочая группа, в которую войдут также и родители. «Которых, — добавил руководитель АГ «КИПР» Ерлан Смайлов, — стоит при этом тщательно оградить от возможных административных преследований со стороны руководства школ». И еще он попросил помнить, что право на альтернативное образование – это, ко всему прочему, еще и большая ответственность.



Информация с сайтов: http://agkipr.kz/, http://www.e-event.kz/