СМИРНОВА
Ирина
Владимировна

Член Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
О мерах по устойчивому управлению водными фондами Казахстана
Время “авось” Новость дня / События

Ольга Шишанова, Артур Бабаев
До тех пор, пока водные ресурсы Казахстана не будут сосредоточены в одном министерстве, проблемы, связанные с водой, в республике будут только расти, количество паводков увеличиваться с каждым годом, реки мелеть, а население терять пресную воду

Об этом в ходе круглого стола в мажилисе парламента РК заявил председатель комитета по водным ресурсам МСХ РК Ислам Абишев, по словам которого в республике только на противопаводковые мероприятия ежегодно выделяется из республиканского бюджета 273,8 миллиона тенге, но эффект от этого нулевой. Количество паводковых ситуаций в стране не уменьшается, предупредить их нет никакой возможности ввиду отсутствия необходимой аппаратуры в РГП “Казгидромет” (нет денег), водоохранных объектов не хватает, а те, что есть, принадлежат разным хозяйствующим субъектам. 
В результате только те водные объекты, что находятся в республиканской собственности, то есть в ведении государства, не создают чрезвычайных ситуаций, тогда как все остальные - либо в полуразрушенном состоянии, либо находятся в ведении комитетов разных министерств, либо и того хуже - в частных руках, что, по большому счету, недопустимо. Кстати, статистика подтверждает, что наибольшее количество чрезвычайных ситуаций происходит как раз на таких водохранилищах, где, ко всему прочему, не соблюдается законодательство даже в отношении территории водоохранной зоны, что создает дополнительную и губительную нагрузку на местную экологию.

 

 

В этих случаях, правда, положение обязаны контролировать местные исполнительные органы, однако этого не происходит, что заставляет усомниться в правильности ранее распределенных полномочий. Доказательством может послужить тот факт, что в стране насчитывается 380 гидротехнических сооружений в аварийном состоянии, которые не относятся к республиканской собственности, три десятка из них уже стали в этом году причиной транзитного прохождения воды. А это - размытые дороги, прорванные дамбы, ущерб, нанесенный сотням казахстанцев, который, кстати, до сих пор никто не подсчитал. 
Например, по данным АО “Казавтодор”, нынешними паводками было разрушено в 2,5 раза больше дорог, чем в прошлом году, - на сумму в 300 миллионов тенге. Более того, по словам депутата Ирины Смирновой, в Карагандинской области даже разрешили официально разрушать дороги, если возникнет такая необходимость при затоплении. Такие же меры были предприняты в Северо-Казахстанской и Акмолинской областях. Не похоже ли это на то, что местные власти таким образом просто расписываются в собственном бессилии, зная наверняка, что деньги на восстановление все равно будут выделены заново? 
С другой стороны, можно было бы предъявить претензии и РГП “Казгидромет” в том, что не было никакого оповещения о паводках, о грядущих чрезвычайных ситуациях и т.п. Однако о чем в данном случае можно говорить, зная, что на всю республику в ведении этого предприятия только 307 устаревших постов наблюдения, тогда как их должно быть на порядок (а то и два) больше, причем суперсовременных, которые бы не только паводки предсказывали, но и могли указать точное количество талой воды, как это происходит, например, в Дании. Вот только один такой гидропост стоит почти 30 тысяч евро, и на него, несмотря на многочисленные запросы руководства “Казгидромет”, денег в правительстве нет. 
Зато есть миллионы на то, чтобы каждую весну встречать, по меткому замечанию мажилисмена Владислава Косарева, “с содроганием”. Однако с мнением своих коллег не согласен заместитель председателя мажилиса парламента РК Владимир Божко, который напрямую обвинил комитет водных ресурсов в создании чрезвычайных ситуаций и прошедших паводках. По его словам, конфликт интересов между водным комитетом и комитетом ЧС, выраженный в противодействии ЧС и накоплению воды, в этом году привел к тому, что водный комитет “бухнул” огромный объем воды, тогда как “всю зиму им говорили: сбрасывайте, воды будет много, но они не слушали”. 
“Вы посмотрите, что творится на Сырдарье, - возмутился Божко. - Вы заставили заполнить Коксарай еще в феврале, когда паводок не начался, а сейчас везде идет 1200 кубометров воды в секунду по всей реке, Чардара полная, Кызылорда тонет. Почему из тех водохранилищ, которые предназначены для снижения ЧС, вы хотите сделать пруд для разведения рыбы?”. Вторым моментом, который возмутил бывшего министра МЧС, стало то, что “сейчас очень много полномочий отдано в области, принимается закон о местном самоуправлении, а вот инициатива и качественное решение проблем защиты населения в областях хромает. “Время “авось” миновало, надо заниматься серьезным инженерным оборудованием территории. Включая создание длительно-устойчивых систем защиты населенных пунктов, потому что ликвидировать ЧС дороже, чем их предупреждать”, - подчеркнул Владимир Божко. И третьим должно стать “категорически быстрое принятие решения в отношении типовых проектов по созданию малых плотин для сельского хозяйства, вокруг которых могли бы развиваться поливное земледелие, зоны отдыха, рыбоводство”. В противном случае, по его словам, “мы будем терять с каждым годом все больше и создавать предпосылки для более серьезных ЧС”.

Многолетний журналистский опыт учит тому, что у нехитрой задачки, когда на протяжении долгого времени чиновники по каким-то необъяснимым причинам не могут решить некую проблему, при том что деньги на ее решение выделяются, может быть лишь один ответ.
Эти деньги, что называется, “пилят”. Осваивают, так сказать. Короче, воруют.
Ну ведь глупость, согласитесь, - тратить каждый год гигантские средства на ликвидацию последствий стихийных бедствий, вместо того, чтобы раз потратиться на их предупреждение, построив плотины и прочие необходимые сооружения. Но наивно предполагать, что во власти оказались глупые, не понимающие люди. Рискнем предположить, что на тех соблазнительных должностях, где решаются подобные масштабные финансовые вопросы, в принципе не может оказаться даже не просто человек неумный, а человек не очень-очень умный. 
А значит, столь нелепо бюджетные средства - и большие - транжирятся намеренно. Других вариантов нет. Как не может быть и иного вывода - этих нечистоплотных чиновников надо ловить и наказывать.
Но в том-то и штука, что у них есть надежная защита. Назовем ее условно иммунитетом временщика. У нас чиновники редко сидят больше двух-трех лет на одной позиции. Хоть и говорится, что ротация среди чиновного люда невелика, но это справедливо лишь постольку, поскольку все остаются, как говорится, в обойме. Но когда начинают выяснять, кто ответственен за какие-то конкретные дела, вдруг оказывается, что виновных уже и след простыл - они “курируют” другие проекты...
Вот здесь и требуется неотвратимость наказания. Предположим, при неком начальнике были построены дома там, где нельзя строить из-за весьма вероятного паводка. А когда этот паводок случается и из бюджета требуются деньги для ликвидации последствий, этот начальник сидит уже совсем в другом кресле. Так вот, и законодательство должно однозначно требовать его наказания, и компетентные органы обязаны за этим проследить. Иначе этот финансовый круговорот талой воды в природе никогда не разорвется.


Информация с сайта: http://www.np.kz/hotnews/21637-vremya-avos.html