СМИРНОВА
Ирина
Владимировна

Член Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Выступление депутата Смирновой И.В. на правительственном часе Мажилиса Парламента РК.

Цель программы Цифровой Казахстан, а именно, ускорение темпов развития экономики, улучшение качества жизни, создание условий для перехода экономики на принципиально новую траекторию развития, обеспечивающую создание цифровой экономики будущего в долгосрочной перспективе - может быть достигнута только при цифровизации,  начиная         со      школы.
         Говоря о процессе цифровизации, понятно, что для успешного внедрения, как минимум должно осуществиться        2 стадии:        компьютеризация         и         интернетизация.
         Что же происходит в рамках школьной системы?

         1.       Компьютеризация.
         В сельских школах в 2018 года 1 компьютер приходится на

4-5 учеников. Это мировой стандарт. Однако, их поставка была в далеких 2000 - 2011 годах. Практически нет новых компьютеров. Имеющиеся устарели по всем параметрам и в большинстве не работают. В то же время их не списывают, потому что списание - дорогая процедура. Кроме того, после списания хорошие показатели обеспеченности компьютерами сразу упадут, что не входит в планы  компьютеризации.
         Однако, если обратиться к мировому опыту, то можно удивиться, что в Японии, например, на 10 учащихся приходится 1 компьютер. Но он современный, и, конечно, работающий.
Т.е. необходимо провести ревизию наличия современного исправного оборудования, а всё, что просто стоит и пылится - отправить в утиль.

         Второе - интернетизация. Не смотря на стремление нашей страны обеспечить широкополосный доступ в интернет для всех жителей, создавая телекоммуникационную инфраструктуру, использование беспроводных технологий и спутниковой связи, можно констатировать цифровое неравенство для сельских и городских школ. По данным 2018 года только 50% сельских школ оснащены приемлемым интерактивным оборудованием, а быстрый интернет есть только в 30- 40 %% из них.

         К примеру, в Костанайской области доступ к сети интернет имеют все школы, а высокоскоростной интернет только 37%. Отсутствие доступа к широкополосному интернету приводит к тому, что цифровые школьные ресурсы практически не используются в сельских школах.

         К примеру, в       Эстонии более 70% школьных учебных программ имеют поддержку цифровыми ресурсами, в Голландии - 90%, в нашей же стране - 5 - 36% в зависимости от региона. А они могли бы очень помочь сельскому образованию, особенно в МКШ, где не хватает учителей, иногда 1 учитель ведет сразу несколько классов и даже несколько         предметов.
         Отдельно хочу остановиться на работе проектов Электронный журнал и Кунделик. В конце 2017 года оценки в электронные дневники начали ставить всем казахстанскими школьникам. Однако повсеместно, не только в селах, но и городах возникает масса проблем. Зачастую учителя, родители не могут зайти в систему Кунделик по разным причинам. Одна из них перегрузка, другая - скорость интернета гораздо ниже заявленной, указанной в договоре с поставщиком услуг–Казахтелекомом.

         Тогда учителям приходится ловить возможность отработать в системе ночью, рано утром, что никак не вяжется с посылами о снижении нагрузки учителя в связи с цифровизацией. Зачастую учителя выезжают в населенный пункт, где есть скоростной интернет, для работы с электронными    документами.
         Если с хорошей связью заполнение журнала и дневника- небольшое время, то в сельской местности- несколько часов, т.к.      система      виснет.       Общие расходы на государственную программу Цифровой Казахстан на 2017 - 2020 годы огромны - около 385 млрд. тенге. Однако, на цифровизацию и эффективность программ для сельских школ нужно обратить особое внимание. К примеру, до 2020 года планируется проведение оптико-волоконной линии связи в 1700 перспективных сёл. Интернетом со скоростью 20 мегабит в секунду будут обеспечены, предположительно 2000 школ. При этом данная программа охватит лишь 40% МКШ.
         К 2020 г предположительно 100% сельских школ будет обеспечено необходимым оборудованием, что само по себе, извините вызывает сомнение. В то же время интернет будет только в 40 %     МКШ.
         В связи с необходимостью продвижения цифровизации, снижения разрыва между сельским и городским образованием и цифрового неравенства, необходимо внимательно, предельно честно и открыто подойти к решению проблем компьютеризации и интернетизации сельских школ. На переходный период при отсутствии интернета, обеспечить их накопленной и записанной образовательной информаций с доступом для учителей и учащихся. И, конечно же, разработать модель реальной цифровизации сельских школ.