СМИРНОВА
Ирина
Владимировна

Член Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
МАЖИЛИС - «НҰР ОТАН»: О РОЛИ И МЕСТЕ ХОЛДИНГА «БАЙТЕРЕК».

Председательствовали на заседании глава Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова и руководитель Совета по экономической политике при фракции партии «Нұр Отан» Бейбит Мамраев. В работе заседания приняли участие представители дочерних организаций холдинга, акционерные общества: «Банк Развития Казахстана», «Фонд развития предпринимательства «Даму», «КазЭкспортГарант», «Жилищно-строительный сберегательный банк Казахстана», «Инвестиционный фонд Казахстана», «Ипотечная организация «Казахстанская ипотечная компания», «Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов», «Казына Капитал Менеджмент» и другие. На заседании выступили:вице-министр по инвестициям и развитию Ерлан Хаиров, заместитель председателя правления АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» Ляззат Ибрагимова. Член Комитета Мажилиса по финансам и бюджету депутат Омархан Оксикбаев обращаясь к участникам заседания, отметил, что актуальность рассматриваемого вопроса вытекает из прошлогоднего Послания Главы государства народу Казахстана. По его словам ежегодно уставный капитал холдинга пополняется за счет средств республиканского бюджета и Национального фонда на сотни млрд. тенге. Вообще "все три года" функционирования Байтерек завершил с прибылью, но в доход бюджета ни тиына дивидендов не уплатил, использовав их на собственную капитализацию. сказал депутат Омархан Оксикбаев, что Правительство, оставляя дивиденды в холдинге для финансирования новых проектов и программ, в тоже время не определило их конкретные направления использования. Пользуясь такой свободой холдинг только за последние три года увеличил свои административные расходы от 17,5 до 31% и сегодня содержание холдинга и его дочек государству обходиться на сумму свыше 32,6 млрд.тенге. Вот сколько тратятся на перегонщиков государственных денег! Еще на заре создания нацхолдингов подчеркивалось, что одним из главных целей их создания является максимальное вовлечение внешних инвестиций в приоритетные сектора экономики путем разделения рисков. Как же на деле? Холдинги, и в том числе Байтерек, пошли по легкому пути, делая акцент на внешнем заимствований вместо поиска инвесторов. Только за прошлый год долги Байтерека увеличились на 1021,1 млрд.тенге. Всего внешний долг группы компаний холдинга на сегодняшний день составил 4,9 млрд. долларов США. В то же время вызывает сомнение эффективное использование заемных средств». Депутат обратил внимание, что наряду с этим, предыдущая неэффективная деятельность Банка развития Казахстана была связана с появлением множества проблемных проектов, 36 из которых были переданы в АО «Инвестиционный фонд Казахстана». По данным банка задолженность по переданным проектам перед БРК до передачи в ИФК с учетом остатка основного долга, вознаграждений, пени и штрафов составляла 344,9 млрд.тенге, тогда как справедливая балансовая стоимость проектов на дату передачи подтверждена лишь на 16% или на 47,4 млрд.тенге. Думаю всем понятно, что не подтвержденная часть, а это почти 300 млрд.тенге зависает в воздухе. За два года возвращено только 12,9 млрд.тенге, остальные пролонгированы до 2025 года. В этой связи, не зря в июле 2015 года агентство Standard&Poors снизило кредитные рейтинги АО «НУХ «Байтерек» с «ВВВ/А-2» до «ВВВ/А-3». Хотя и этот уровень рейтинга, надо прямо сказать, не заслуга холдинга, а уровень ответственности государства за его огрехи. Омархан Оксикбаев сказал: «К примеру, процесс выделения средств из Национального фонда и Республиканского бюджета на инфраструктурные проекты через дочерние организации холдингов имеет много ступеней согласований на различных уровнях, что занимает длительный процесс и пока деньги дойдут до потребителя, проходить до полугода, а иногда и больше. Секрет в том, что, на средства числящихся на контрольных счетах наличности, БВУ начисляют проценты в виде негласных дивидендов. Поэтому до перечисления адресных средств до дочек холдинг максимально дольше держит их у себя на счете. Зарабатывая на бюджетных средствах легкие деньги, холдинг наращивает и свои аппетиты». Как заявил на заседании депутат, доказательством не продуманных вложений является то, что в настоящее время в одной из крупнейших дочерних организаций холдинга – «Банке Развития Казахстана» большинство проектов не функционирует из-за необходимости новых вложений и неконкурентоспособности продукции. Данное обстоятельство наводит на мысль о том, что возможно не на должном уровне поставлена маркетинговая работа, слабо изучается рынок. К примеру, наблюдается простой проекта ТОО «Астана Полиграфия» в связи со снижением спроса на производимую продукцию. По ряду проектов ведется работа по поиску потенциальных инвесторов. Согласно утвержденному порядку операторы средств, выделенных из Национального фонда, должны хранит свободные остатки денег на специальном счете в Национальном Банке, чтобы обеспечить их сохранность, не допустить их нецелевого использования. Вопреки этой установке, в настоящее время около 240 млрд. тенге, выделенных АО «Байтерек Девелопмент» из Национального фонда, находятся на текущих счетах в банках второго уровня. Какие расчеты и соображения принимались при этом, понятно только руководству холдинга. Выступая в ходе обсуждения, депутат Мажилиса Татьяна Яковлева: «У меня возникает вопрос в целом по сумме средств, выделенных холдингу "Байтерек" из Национального фонда. Потому что из презентации ясно только, что по отдельным направлениям 200 млрд, 300 млрд, 100 млрд. Я бы хотела попросить назвать общую сумму за три года, выделенную из Национального фонда. В динамике по годам. Второй вопрос: размещались ли на депозитах банков средства, выделенные из Национального фонда? Если размещались, то в какой сумме? Следующий вопрос: какой механизм контроля эффективности использования средств, выделенных из Национального фонда, и каким правовым актом они регламентируются? Я обращаюсь к вице-министру финансов Савельевой Татьяне Михайловне. Здесь не присутствует Национальный Банк, но я так хотела бы, чтобы продолжен был вопрос, если есть такой механизм. Также хотелось бы услышать, когда заслушивались, как эти средства используются? И самое главное - назвать правовой акт. Из материалов презентации у меня возникает вопрос следующего характера: какова эффективность работы Центра по поддержке государственно-частного партнерства? Когда мы принимали Закон "О государственно-частном партнерстве" в рамках !"100 шагов", то большие надежды возлагались на то, что переложим груз из государственной сектора на частных партнеров, и в этом мы видели большие перспективы. Сейчас по результатам презентации этого не видно, в презентации этого не прозвучало. Отвечая на депутатский вопрос, заместитель председателя правления АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» Ляззат Ибрагимова сказала, чтокасательно того, что деньги Национального фонда то их размещение полностью расписано в соответствующих постановлениях Правительства. При этом, если в программах Даму, Банка развития Казахстана, где мы получили 250 миллиардов тенге, предусмотрена система специального счета. То есть деньги в однодневный срок, хочу подчеркнуть, из холдинга поступили в Банк развития Казахстана и фонд Даму, там были перечислены банкам второго уровня. И перечислены не просто на счета внутри банков, а на специальные счета в Национальном Банке. И вот уже два с половиной года при возврате каждым заемщиком своей погашаемой суммы эта часть ресурсов перечисляется также на специальный счет в Национальном Банке, который контролируется комиссией, созданной распоряжением Президента по контролю за эффективностью использования денег Национального фонда, что позволило потом при револьверной выдаче, то есть при погашении мы видим остатки и заново выдачу, уже выдать из 200, например, по малому и среднему бизнесу 264 млрд. То есть то, что касается размещения счетов. Что касается депозитов, то деньги Национального фонда не размещаются на депозитах, это я могу абсолютно ответственно сказать. Но есть размещение на текущих счетах в тех компаниях, где мы проводим финансирование жилищного строительства, чтобы в постоянном режиме перечислять застройщикам по их авансовым платежам и по актам выполненных работ. Что касается контроля, то, как вы знаете, Татьяна Ивановна, создана специальная комиссия, которую возглавляет председатель Национального Банка, в нее входит Генеральный прокурор Республики Казахстан, все представители правоохранительных органов. По всем клиентам, которые получили ресурсы Национального фонда, проводятся проверки на уровне региональной прокуратуры, потом делаются соответствующие предписания. Хотелось бы отметить, что бизнес уже даже жалуется на то, что деньги Национального фонда для многих получателей стали потом дополнительным объектом всесторонних проверок со стороны всех органом. Но в целом мы к этому относимся спокойно и серьезно, поэтому контролируем возврат налогов и, как мы уже представили в презентации, по заемщикам, которые получили средства Национального фонда, у нас есть полная информация. Есть соответствующий меморандум, который быль подписан с Комитетом государственных доходов, по номерам ИИН мы видим, кто и сколько платит. Есть еще рабочая группа при партии "Нұр Отан", которую возглавляет господин Сабильянов, мы на ней постоянно отчитываемся, в том числе по каждому заемщику, который даже за прошлый год, например, в разрезе индивидуального предпринимателя заплатил или не заплатил налоги, также предоставляем эту информацию, поэтому готовы в полном объеме ее предоставить. Ляззат Ибрагимова сказала также, что Центр ТО ГЧП у нас создан для сопровождения проектов. В этом году была разработана новая концепция его развития. Мы видим очень большой потенциал со стороны частных инвесторов при предложении проектов, но требуется очень тщательная экспертиза, поэтому он называется "Центр сопровождения проектов ГЧП". Сейчас этот центр совсем небольшой - порядка 20 человек, но планируется при возможности привлечение высококвалифицированных экспертов. Сейчас эта модель разрабатывается. С одной стороны, чтобы она не привела к увеличению штатной численности самого центра, так как есть запрет на увеличение штатов. С другой стороны, чтобы была построена модель, которая бы сопровождала эти проекты. Сейчас мы над этим работаем. Наряду с другими на сегодняшнем совместном заседании прозвучал также вопрос депутата Дании Еспаевой к Банку Развития Казахстана. Парламентарий отметила, что в докладе было сказано, что чистая прибыль всей компании холдинг "Байтерек" составляет 49 млрд 312 млн.тенге, из них два основных оператора - "Жилстройсбербанк" и Фонд развития "Даму" принесли более 31 млрд.тенге. В это же время Банк Развития Казахстана за последние три года показывает резкое снижение прибыли - от 18 миллиардов 989 миллионов тенге в 2013 году до 5 миллиардов 703 миллионов в 2015 года. Если даже в 2013 году вы избавились от всех своих "плохих" кредитов, активов, передали в Инвестиционный фонд, что вам мешает теперь работать и зарабатывать прибыль? Почему мы наблюдаем такое резкое снижение прибыли именно по Банку Развития? Мы понимаем, что больше средств выделятся именно на Банк Развития Казахстана. Говорит ли это об эффективной работе менеджмента? Мы судим по прибыли, как работает менеджмент. Второй вопрос. В момент передачи "плохих" активов в Инвестиционный фонда каким был ссудный портфель Банка Развития, каким был объем именно проблемных кредитов и какой объем вы передали в Инвестиционный фонд? Только что в Вашем ответе прозвучало, что за последние два года проблемных кредитов у нас нет. Конечно, у вас их не будет, вы их только выдали. Вы их выдали в 2013 году, погашение всех инвестиционных проектов начинается с третьего года, не раньше. Погашение по самому легкому проекту начинается с третьего года. Поэтому априори у вас за эти два года вообще не должно быть проблемных. Погашение начинается с 2016, 2017 годов. Поэтому хвастаться этим, наверное, нет смысла. У меня вопрос по снижению прибыли, второй вопрос - по доле в портфеле переданных проблемных кредитов, а также какая доля проблемных кредитов сегодня в вашем общем портфеле. Третий вопрос к руководству, наверное, всего холдинга. Почему увеличиваются административные расходы? Если административные расходы выросли в два раза, то мы должны понимать, что повлияло на их увеличение. То есть мы должны видеть в разрезе административных расходов какая статья понесла увеличение. Ответы на депутатские вопросы дала заместитель председателя правления АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» Ляззат Ибрагимова. «"Жилстройсбербанк" получил высокие доходы, Фонд развития предпринимательства "Даму". Это было связано с тем, что у них фактически нет вообще долларовых обязательств. По "Даму" есть долларовый заем Азиатского Банка Развития... По Банку Развития. У него в отличие от этих двух институтов как раз-таки долларовые обязательства в большом объеме. Поэтому доходы его снизились в связи с тем, что проводится соответствующая работа». Далее пояснения по депутатскому вопросу продолжил один из представителей холдинга «Байтерек». Изначально в Банке Развития основная часть активов была долларовой. То есть основной портфель составлял в долларах США. В 2015 году при девальвации это существенно повлияло на финансовое состояние наших заемщиков. Для того чтобы предотвратить какие-то дефолты по этим заемщикам мы предприняли превентивные меры. Часть займов мы конвертировали. Что касается передачи ИФК дебиторской задолженности, мы конвертировали, чтобы они не несли больших убытков в тенге, тем самым взяв на себя часть убытков. Плюс для конвертации мы привлекли довольно-таки дорогое финансирование с ЕНПФ. При микшировании оно существенно повлияло на наши процентные доходы и увеличило процентные расходы. Вот это основные причины. Еще одна важная причина. У нас не стоит на первом месте получение прибыли. На первом месте стоит социальный эффект. Запустить предприятие. Что касается маржинальности, она у нас закладывается не так, как в банках второго уровня, а намного ниже. Соответственно, именно в 2015 году в основном из-за рисков девальвации получилось такое. Что касается проблемного портфеля. Практически на 90 процентов был проблемный портфель, но я отмечу, что часть из этих кредитов она была выдана не Банком Развития, она была рефинансирована с банком второго уровня. Это было в 2008 году, когда наша финансовая система испытывала сложность. На сегодняшний день у нас в портфеле, который выдавался ранее 2013 года, есть тоже большое количество кредитов, на сегодняшний день у нас нет по ним никаких проблем, мы не предполагаем по действующему портфелю каких-то проблемных прогнозов. Депутату Дание Еспаевой было заявлено, что будет предоставлен перечень: какие компании профинансированы и какие сегодня действительно работают, и доля проблемных среди всех профинансированных компаний. А на последний вопрос депутата по увеличению административных расходов Заместитель председателя правления АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» Ляззат Ибрагимова заверила, что будет представлен ответ в письменном виде с цифрами. В ходе состоявшегося заседания обсуждены в целом вопросы деятельности холдинга «Байтерек»по диверсификации экономики, поддержки малого и среднего бизнеса, жилищного кредитования, финансирования проектов, привлечения инвестиций, развития кластеров, освещены ключевые экономические показатели деятельности холдинга и его дочерних организаций. По итогам обсуждения с учетом высказанных предложений и замечаний приняты соответствующие Рекомендации. (Жигер Байтелесов - 74-63-03. Фото Сайлау Майлыбаева. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)

_________________________________________________________

Источник: http://www.parlam.kz/ru/mazhilis/news-details/id25498/1/1

Мажилис Парламента Республики Казахстан