СМИРНОВА
Ирина
Владимировна

Член Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Обращение к депутату
Презентация закона Республики Казахстан " О Республиканском бюджете на 2017-2019 годы".

Вопрос: СМИРНОВА И.В. В странах ОЭСР на образование выделяется от 6 до 9 процентов ВВП, в Казахстане только 3 процента, почему?

Ответ: В высокоразвитых странах в среднем доходы государственного бюджета составляют от 35-37 % от ВВП (в англосаксонских странах) до 50-52% от ВВП (в скандинавских странах), государственные социальные расходы – 32-44% от ВВП, в том числе на социальную защиту – в среднем 20-25% от ВВП, на образование – 5-8% от ВВП, на здравоохранение –8-10% от ВВП в США.

При сравнении финансовых показателей зарубежных социальных моделей необходимо отметить, что в Казахстане доходы государственного бюджета практически в два раза ниже, чем в любой из рассмотренных стран – порядка 14-16% от ВВП. По итогам 2015 года государственные  расходы на социальную сферу составили 10,3% от ВВП.

Между тем, соотношение расходов, направляемых на социальную сферу (образование, здравоохранение, социальная защита, культура, спорт), к общему объему расходов государственного бюджета составляют 49,2%. Доля расходов системы образования в общем объеме расходов государственного бюджета составляет 15,8% или 1 365 млрд. тенге за 2015 год.

В целом, следует отметить о ежегодном увеличении расходов государственного бюджета на развитие системы образования. Так, расходы государственного бюджета на образование в 2005 году составляли 261,2 млрд.тенге, в 2015 году – 1 365 млрд.тенге, т.е. государственные инвестиции на образование за 10 лет увеличены в 5,2 раза. На сегодня госрасходы бюджета Казахстана на сферу образование составляет 1 460,9 млрд. тенге (3,3% от ВВП) или 4 058,1 млн. долларов с ростом по отношению к 2015 году на 7%.

Финансирование системы образования из республиканского бюджета в 2017 - 2019 годы составит 1 091,8 млрд. тенге, из них в 2017 году – 434,9 млрд. тенге.

Расходы республиканского бюджета на предстоящий планируемый период по сфере образования и науки будут направлены на подготовку специалистов с высшим и послесредним, техническим и профессиональным образованием, и повышение квалификации кадров организаций образования, строительство объектов образования, обучение и воспитание одаренных детей в республиканских организациях образования и Назарбаев Интеллектуальных школах, методологическое обеспечение системы образования, в том числе в рамках внедрения трехъязычья, проведение аналитических исследований и т.д.

Кроме того, в базу местных бюджетов переданы расходы на общую сумму 401,4 млрд. тенге, в том числе в 2017 году – 132,5 млрд. тенге, из которых наибольший объем - 97,3 млрд. тенге приходится на размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях образования по программе «Балапан».

Между тем, следует отметить, что международные организации (МВФ, Всемирный Банк, ВОЗ, ОЭСР и др.) в своей деятельности используют такие индикаторы, как доля расходов на образование в ВВП, которые не имеют директивного характера и используются в основном для межстрановых сопоставлений. Более того, принятие решений в сфере бюджетного планирования, опираясь только на такие показатели, как доля соответствующих расходов в ВВП, может привести к неадекватному и неэффективному расходованию бюджетных средств.

По мнению международных экспертов более высокие государственные расходы на образование и здравоохранение могут улучшить результаты в этих сферах. При этом чрезмерные государственные расходы могут стать причиной значительного бюджетного дефицита, макроэкономической нестабильности и снижения темпов экономического роста. Это, в свою очередь, может оказать негативное воздействие на показатели образования и здравоохранения. Поэтому для улучшения качества образования и здравоохранения странам необходимо найти правильное соотношение между расходами на такие услуги и поддержанием устойчивого состояния государственных финансов .

Таким образом, полагаем, что механическое повышение уровня государственных расходов на социальные нужды снизит эффективность проводимых реформ, проводимых в указанных сферах. Более того, такой подход противоречит Концепции новой бюджетной политики, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 29 июня 2013 года № 590, в которой определено, что целью бюджетной политики является обеспечение сбалансированности государственных финансов и стабильности социально-экономического развития. Для достижения указанной цели предусматривается решение, кроме прочего, таких задач как: обеспечение макроэкономической стабильности и сбалансированности государственного бюджета; концентрация бюджетных расходов на приоритетных направлениях социально-экономического развития; повышение эффективности использования бюджетных средств и сокращение «бюджетного иждивенчества»; поддержание государственного долга и долга квазигосударственного сектора на безопасном уровне; эффективное использование средств Национального фонда.

Информацию предоставило: министерство финансов.