СМИРНОВА
Ирина
Владимировна

Член Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Обращение к депутату
Министру образования и науки РК Сагадиеву Е.К.

Оглашен 15.06.2016г.

                                                                                                                                Министру

                                                                                                                                образования и науки

                                                                                                                                Республики Казахстан

                                                                                                                                Сагадиеву Е.К.





Депутатский запрос


Уважаемый Ерлан Кенжегалиевич!



    Проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. В Казахстане это явление также не оставлено без внимания. Вместе с тем, данный вопрос требует к себе акцентированного внимания, поскольку количество детей с особыми потребностями, врожденными и приобретенными пороками, растет.

    Система образования должна стремиться к включению данной категории детей в обучение в массовых детских садах и школах, колледжах и ВУЗах для уменьшения процесса сегрегации детей и адаптации их к обществу.

    Развитие системы инклюзивного образования - одно из приоритетных направлений Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы и Концептуальных подходов к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан.

    В республике, по данным 2015г. 138513 детей с ограниченными возможностями в возрасте до 18 лет, что составляет 2,8% всего детского населения. В том числе детей школьного возраста 93740, и дошкольного возраста 44773. Обеспечивают доступ к образованию данной категории детей 39 специальных детских садов, 315 специальных групп дошкольного образования, 106 специальных школ и 1219 специальных классов.

    Вместе с тем, родители детей с ограниченными возможностями стремятся, в соответствии с законодательством РК, международными документами в сфере  образования, предусматривающими принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями, обеспечить обучение своих детей в школах по месту жительства для получения качественного образования и социализации учащихся в общую среду.

    Для обеспечения инклюзивного образования находят разнобразные формы обучения. Такие как, семейное обучение, индивидуальный учебный план и другие. Отсутствие вышеуказанных форм приводит к тому, что дети - граждане РК вынуждены обучаться в России , др. странах по семейным формам обучения или индивидуальному учебному плану. Несколько раз в год они вместе с родителями выезжают для сдачи итоговых контрольных работ к месту учебы.

    Организация обучения на дому также проблемна. В реестре заболеваний, дающих право на обучение на дому, нет многих заболеваний, которые определяются у ребенка с  особыми потребностями.

    Введение форм учебного процесса – семейное образование, индивидуальный учебный план обучения дают учащимся следующие преимущества: индивидуальный гибкий учебный план, учет потребностей и возможностей ученика, вовлечение детей с ограниченными возможностями в учебный процесс в средней школе, адаптацию детей в обществе, создание активной поведенческой установки на уверенное позиционирование в обществе, умение превращать свои недостатки в достоинства, расширение социальных навыков, изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями, получение образования.

    В этой связи, для реализации прав учащихся на равный доступ к образованию, считаю необходимым решить следующие ключевые вопросы:

1. Ввести дополнительно к имеющимся семейную форму обучения и индивидуальный учебный план              обучения.

2. Обеспечить нормативно - правовую базу инклюзивного образования.

3. Учитывать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии при исполнении ГОСО.

4. Обеспечить школы специально – подготовленным преподавательским составом для продвижения инклюзивного образования.

5. Создать систему оценивания достижений учащихся с учетом их возможностей.

6. Формировать систему тьюторства для учащихся. Такой категории сотрудников нет в штатном расписании. Инклюзия детей с нарушениями физического здоровья требует дополнительного тьюторского, педагогического и психологического сопровождения.

    Ответ прошу дать письменно в установленный законодательством срок.



    С уважением,


     

    Депутаты фракции

«Народные коммунисты»                                                                                             И. Смирнова


                                                                                                                                           В. Косарев


                                                                                                                                           Ж. Ахметбеков


                                                                                                                                           Г. Баймаханова


                                                                                                                                           А. Конуров


                                                                                                                                           Т. Сыздыков


                                                                                                                                           М. Магеррамов               

Депутаты фракции

     «Нұр Отан»                                                                                                                  К. Каракен

                                                                                                                                           Ж. Омарбекова











Исп. Мизанбеков С.М.

тел. 74-67-77