СМИРНОВА
Ирина
Владимировна

Член Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Заместителю Премьер-Министра Республики Казахстан по проблемным вопросам образования в области водных ресурсов.

Оглашен 01.02.2017г.                                                                                                                                                              Заместителю Премьер-Министра

                                                                         Республики Казахстан

                                                                         Тасмагамбетову И.Н.



Депутатский запрос


Уважаемый Имангали Нургалиевич!


    В Послании Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» четвертый приоритет – улучшение качества человеческого капитала. Президентом определена задача – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста, где будет уделено особое внимание  системе высшего образования: уровню материально технического обеспечения, кадрового состава, а также качества образовательных программ.

    В настоящее время выпускники ВУЗов-специалисты для водного хозяйства по уровню знаний, умений и навыков не отвечают предъявляемым к ним требованиям. Согласно мнению широкого круга заинтересованных лиц из водохозяйственных организаций (проектные строительные, эксплуатационные и научные) выпускники вузов Казахстана специальности «Водные ресурсы и водопользование» имеют очень низкую квалификацию. Они не могут вести работу по проектированию, реконструкции, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем в целом, разработке проектов, реконструкции существующих гидроузлов, гидроэлектростанций и насосных станций, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений, а также обеспечению их безопасности.

    Как следствие, в последние годы на всех уровнях управления водными ресурсами практически отсутствуют квалифицированные инженеры-гидротехники. Отсутствуют специализированные высшие учебные заведения, где преподавались бы на требуемом уровне специальные инженерные дисциплины по водному хозяйству. В настоящее время большую часть состава работников водохозяйственных органов составляют люди предпенсионного возраста. Наметилась опасная тенденция нарушения принципа преемственности поколений, так как для подготовки и становления высококвалифицированного специалиста необходимо не менее 10-15 лет.

    В настоящее время на нашем рынке практически не осталось строительных компаний, которые отвечали бы международным требованиям. Поэтому в проектах строительства водохозяйственных объектов, в том числе за счет займовых средств международных финансовых институтов, наши компании исключаются на первоначальном этапе отбора. Так было при реализации проектов Всемирного Банка по Регулированию русла реки Сырдарьи и сохранении Северного Аральского моря (РРССАМ-1), по Проекту усовершенствования ирригации и дренажа (ПУИД-1). Объекты указанных проектов строили компании из Китая, России и Турции.

    Вместе с тем, в Казахстане имеется 643 гидротехнических сооружений, из них 340 гидроузлов и гидротехнических сооружений, функционирующих в системе водного хозяйства. В том числе 270 водохранилищ с комплексом гидротехнических сооружений, из которых 62 водохранилища республиканского значения и 208 местного значения. Указом Президента 57 водохранилищ и 29 водоподпорных гидротехнических сооружений включены в перечень объектов, имеющих особое стратегическое значение. Более 90% всех гидротехнических сооружений на территории РК были построены 30 и более лет назад, и нуждаются в срочном ремонте.

    Так же мы не можем не помнить аварии на водохозяйственных объектах страны (Кызылагаш, Кокпекты и другие малые водохранилища), повлекшие человеческие жертвы.

    В этой связи просим Вас рассмотреть следующие предложения :

  • Обеспечить:
  • В рабочих учебных планах специальностей предусмотреть обязательное выполнение расчетно-графических заданий, курсовых проектов и работ, которые развивают практические профессиональные навыки и  являются основной подготовки инженеров-гидротехников.
  •     Ответ просим дать письменно в установленный законодательством срок.


    С уважением,


          Депутаты фракции

    «Народные коммунисты»                                                                                                                                                                                         И. Смирнова

                                                                                                                   

       Ж. Ахметбеков

              

       Г. Баймаханова

              

       А. Конуров

                   

       К. Косарев

              

       М. Магеррамов

            

       Т. Сыздыков




















    Исп. Мизанбеков С.М.

    тел. 74-67-77