Оглашен 29.04.2020 г.
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Мамину А.У.
Депутатский запрос
Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Ситуация борьбы с коронавирусом обнажила проблемы в управлении на разных уровнях.
Несмотря на то, что государство в лице Президента моментально отреагировало в оказании помощи гражданам, различным организациям, бизнесу, некоторые министерства не проявили должного уровня профессионализма, оказались не всегда способными принимать взвешенные, оптимальные и прагматичные решения в ограниченный промежуток времени, что при первой же проверке на прочность привело к необходимости введения экстренных мероприятий вместо планового и эффективного решения задач.
Отдельной темой для обсуждения в обществе стала выплата социального пособия в размере 42500 тенге. Неуверенные и не продуманные действия Министерства труда и социальной защиты населения только повышали уровень недовольства в обществе, вносили неразбериху и разночтения. Как показала текущая ситуация, в стране попросту не оказалось реальных сведений об инвалидах, о семьях с тяжелой жизненной ситуацией. В результате граждане, не заявлявшие необходимости в поддержке, получили пособие, в то время как часть реально-нуждающихся, до сегодняшнего дня не могут получить данной помощи от государства.
Большую нагрузку взяли на себя обычные граждане, волонтеры, которые вручную сверяли списки нуждающихся, обеспечивали их необходимой помощью, занимались поиском спонсоров и сами становились ими.
Ещё одним отражением реальной картины явилась деятельность Министерства здравоохранения. Отсутствие масок, защитных очков, спецодежды, не проработанная система размещения больных и карантинных пациентов привели к массовому росту зараженных медиков. Это также говорит о недостаточной квалификации санитарно-эпидемиологической службы и отсутствии качественной подготовки к чрезвычайным ситуациям.
В тоже время врачи, медсестры, работники скорой помощи, зачастую, не имея необходимой защиты, условий для отдыха, хорошего питания, организованной заботы об их детях, оставленных дома, встали на первую линию борьбы с неизвестной во многом инфекцией.
Именно сейчас, мы еще раз обращаем внимание на сомнительное по необходимости и опасное по значимости решение министерства здравоохранения по оптимизации санитарно-эпидемиологической службы‚ что усугубило сегодняшнюю ситуацию. Требует пересмотра решение по оптимизации, а точнее уничтожению, противочумных лабораторий, что происходит в настоящее время.
Мы надеемся, что отношение к кадрам у министерства здравоохранения изменится, а ценность редких специалистов – инфекционистов, вирусологов и не только их, будет осознанна!
Все это необходимо учесть, так как нынешние действия министерства ставят под сомнение революционные изменения в системе здравоохранения. Здесь нужен взвешенный подход на благо общества! Коронавирус многое поставил на свои места!
Вопросы возникли и к системе образования страны. Как показала ситуация, цифровизация в образовании на категорически низком уровне. Более того, дистанционное образование, невозможность его для многих учеников в силу разных причин, усилило разрыв доступа к качественному образованию в городе и селе. Также пора обратить особое внимание на то, что некоторые регионы перестали рассматривать дошкольное образование как необходимое (Алматинская, Туркестанская, Акмолинская области). Удивительно, что Министерство финансов уже длительное время сопротивляется и не поддерживает Министерство образования в части согласования методики подушевого финансирования для частного сектора дошкольного образования. Хотя именно этот подход охватит детишек ранним воспитанием и образованием и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств для этой цели.
Показательными также являются противоречия, разобщенность действий министерств и ведомств на примере вынужденного уничтожения урожая молодой капусты фермерами Туркестанской области. Министерство сельского хозяйства издает приказы по запрету вывоза продукции на экспорт, в тоже время не обеспечивает алгоритм логистики внутри страны. Министерство торговли самоизолировалось, занимаясь, видимо, более приятной процедурой планирования постройки 5 оптово - распределительных центров за феерические 240 млрд тенге!
Вместе с тем, в тоже время, когда ряд министерств и ведомств демонстрируют растерянность, отсутствие гибкости, и взаимодействия Министерство обороны применяет другие подходы! Для нужд министерства здравоохранения полностью передан военный клинический госпиталь. Также военные развернули современный полевой госпиталь за 72 часа, укомплектовав его врачами. В это же время создано новое подразделение - департамент войск радиационной, химической и биологической безопасности, практически готова первая в вооруженных силах ПЦР - лаборатория.
Исходя из сложившейся ситуации народные коммунисты предлагают правительству:
Принять во внимание, что развитие человеческого капитала и инклюзивное развитие - главные задачи государства.
При принятии ситуационных решений министерствам нужно оценивать риски, которые могут быть их следствием. Необходимо обеспечить принятие только корпоративных решений, с учетом мнения экспертов, общества, учетом гендерного аспекта. Стать реально слышащим правительством.
Провести анализ по реагированию министерств и ведомств по результатам эпидемии, эффективность использования государственного бюджета. Предоставить на оценку депутатам.
Девиз обозначенный Президентом «Біз біргеміз» - «Мы вместе» должен стать реальностью для всех.
Ответ просим дать письменно в установленный законодательством срок.
С уважением,
Депутаты фракции
«Народные коммунисты»
И. Смирнова
Ж. Ахметбеков
Г. Баймаханова
А. Конуров
В. Косарев
М. Магеррамов
Т. Сыздыков
Исп.: Акумбаев Ж.
Тел.: 74-67-77
Akumbaev@parlam.kz