СМИРНОВА
Ирина
Владимировна

Член Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Обращение к депутату
Премьер-Министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Оглашен 29.04.2020 г.                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                        

                                                                                                       Премьер-Министру                                                                                              

                                                                                                                                                                                         Республики Казахстан

                                                                                                                                                                       Мамину А.У.


Депутатский запрос

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

Ситуация борьбы с коронавирусом обнажила проблемы в управлении на разных уровнях.

Несмотря на то, что государство в лице Президента моментально отреагировало в оказании помощи гражданам, различным организациям, бизнесу, некоторые министерства не проявили должного уровня профессионализма, оказались не всегда способными принимать взвешенные, оптимальные и прагматичные решения в ограниченный промежуток времени, что при первой же проверке на прочность привело к необходимости введения экстренных мероприятий вместо планового и эффективного решения задач.

Отдельной темой для обсуждения в обществе стала выплата социального пособия в размере 42500 тенге. Неуверенные и не продуманные действия Министерства труда и социальной защиты населения только повышали уровень недовольства в обществе, вносили неразбериху и разночтения. Как показала текущая ситуация, в стране попросту не оказалось реальных сведений об инвалидах, о семьях с тяжелой жизненной ситуацией. В результате граждане, не заявлявшие необходимости в поддержке, получили пособие, в то время как часть реально-нуждающихся, до сегодняшнего дня не могут получить данной помощи от государства.

Большую нагрузку взяли на себя обычные граждане, волонтеры, которые вручную сверяли списки нуждающихся, обеспечивали их необходимой помощью, занимались поиском спонсоров и сами становились ими.

Ещё одним отражением реальной картины явилась деятельность Министерства здравоохранения.  Отсутствие масок, защитных очков, спецодежды, не проработанная система размещения больных и карантинных пациентов привели к массовому росту зараженных медиков. Это также говорит о недостаточной квалификации санитарно-эпидемиологической службы и отсутствии качественной подготовки к чрезвычайным ситуациям.

В тоже время врачи, медсестры, работники скорой помощи, зачастую, не имея необходимой защиты, условий для отдыха, хорошего питания, организованной заботы об их детях, оставленных дома, встали на первую линию борьбы с неизвестной во многом инфекцией.

 Именно сейчас, мы еще раз обращаем внимание на сомнительное по необходимости и опасное по значимости решение министерства здравоохранения по оптимизации санитарно-эпидемиологической службы‚ что усугубило сегодняшнюю ситуацию. Требует пересмотра решение по оптимизации, а точнее уничтожению, противочумных лабораторий, что происходит в настоящее время.

Мы надеемся, что отношение к кадрам у министерства здравоохранения изменится, а ценность редких специалистов – инфекционистов, вирусологов и не только их, будет осознанна!

Все это необходимо учесть, так как нынешние действия министерства ставят под сомнение революционные изменения в системе здравоохранения. Здесь нужен взвешенный подход на благо общества! Коронавирус многое поставил на свои места!

Вопросы возникли и к системе образования страны. Как показала ситуация, цифровизация в образовании на категорически низком уровне. Более того, дистанционное образование, невозможность его для многих учеников в силу разных причин, усилило разрыв доступа к качественному образованию в городе и селе.  Также пора обратить особое внимание на то, что некоторые регионы перестали рассматривать дошкольное образование как необходимое (Алматинская, Туркестанская, Акмолинская области). Удивительно, что Министерство финансов уже длительное время сопротивляется и не поддерживает Министерство образования в части согласования методики подушевого финансирования для частного сектора дошкольного образования. Хотя именно этот подход охватит детишек ранним воспитанием и образованием и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств для этой цели.

Показательными также являются противоречия, разобщенность действий министерств и ведомств на примере вынужденного уничтожения урожая молодой капусты фермерами Туркестанской области. Министерство сельского хозяйства издает приказы по запрету вывоза продукции на экспорт, в тоже время не обеспечивает алгоритм логистики внутри страны. Министерство торговли самоизолировалось, занимаясь, видимо, более приятной процедурой планирования постройки 5 оптово - распределительных центров за феерические 240 млрд тенге!

Вместе с тем, в тоже время, когда ряд министерств и ведомств демонстрируют растерянность, отсутствие гибкости, и взаимодействия Министерство обороны применяет другие подходы! Для нужд министерства здравоохранения полностью передан военный клинический госпиталь. Также военные развернули современный полевой госпиталь за 72 часа, укомплектовав его врачами. В это же время создано новое подразделение - департамент войск радиационной, химической и биологической безопасности, практически готова первая в вооруженных силах ПЦР - лаборатория.

    Исходя из сложившейся ситуации народные коммунисты предлагают правительству:

Принять во внимание, что развитие человеческого капитала и инклюзивное развитие - главные задачи государства.

При принятии ситуационных решений министерствам нужно оценивать риски, которые могут быть их следствием. Необходимо обеспечить принятие только корпоративных решений, с учетом мнения экспертов, общества, учетом гендерного аспекта. Стать реально слышащим правительством.

Провести анализ по реагированию министерств и ведомств по результатам эпидемии, эффективность использования государственного бюджета. Предоставить на оценку депутатам.

    Девиз обозначенный Президентом «Біз біргеміз» - «Мы вместе» должен стать реальностью для всех.

         Ответ просим дать письменно в установленный законодательством срок.

          С уважением,

     Депутаты фракции

«Народные коммунисты»           

                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         И. Смирнова

       Ж. Ахметбеков

                                                                          Г. Баймаханова

                                                                          А. Конуров

                                                                          В. Косарев

       М. Магеррамов

                                                                          Т. Сыздыков

                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                    

Исп.: Акумбаев Ж.

Тел.: 74-67-77

Akumbaev@parlam.kz