Цвет сайта
Расстояние между буквами
Изображения
20.12.2021

В Мажилисе обсуждены вопросы цифровизации налогового и таможенного администрирования


Нур-Султан, 20 декабря, Дом Мажилиса. Вопросы цифровизации налогового и таможенного администрирования обсуждены сегодня на Правительственном часе в Мажилисе.

В обсуждении приняли участие представители государственных органов, Национального Банка, НПП «Атамекен», государственной корпорации «Правительство для граждан», Ассоциации финансистов Казахстана.

По словам Заместителя Председателя Мажилиса Павла Казанцева, главными целями цифровизации являются обеспечение прозрачности финансовой системы, борьба с теневой экономикой, увеличение налоговых поступлений, а также создание комфортной среды для честного налогоплательщика.

Все эти процессы, по мнению вице-спикера Мажилиса, должны быть обеспечены как научно-экспертным сопровождением, так и современной законодательной базой.

Отметив важность обсуждаемого вопроса, министр финансов Ерулан Жамаубаев сообщил, что в целях перехода на электронное таможенное декларирование товаров и транспортных средств поэтапно с 2018 года внедрена «Автоматизированная система таможенного и налогового администрирования», являющаяся ключевой системой всех таможенных процессов от ввоза до выпуска товаров.

- Уже сегодня видны положительные результаты. Так, все таможенные декларации предоставляются в электронном виде. Ранее декларация и документы подавались на бумажном носителе. При этом участником внешнеэкономической деятельности она подается самостоятельно из любой точки мира в любое удобное время, не выходя из офиса или дома. Система доступна в режиме 24/7. Более 82% таможенных деклараций выпускаются за 1 минуту в автоматическом режиме, - уточнил докладчик.

Говоря о цифровизации таможенного администрирования, министр рассказал о работе Ситуационного центра, который осуществляет полный мониторинг процессов на государственной границе, контролирует таможенные досмотры на основе Системы управления рисками. За период работы выявлено более 5 тысяч нарушений и дополнительно взыскано 11 млрд. тенге, уточнил он.

Наряду с этим создан и Центр электронного декларирования, деятельность которого направлена на обеспечение единой цены по всей республике и, соответственно, равных условий для участников внешнеэкономической деятельности. В дальнейшем оба центра будут объединены в Главное диспетчерское управление с автоматизированным мониторингом за таможенными операциями, уточнил министр финансов.

Ерулан Жамаубаев сообщил также о создании национальной системы прослеживаемости товаров, которая будет способствовать сокращению доли теневой экономики и увеличению налоговых поступлений в бюджет.

По мнению министра финансов, наиболее эффективным инструментом в дистанционном администрировании стало внедрение системы «Электронные счета-фактуры», позволяющей в онлайн-режиме отслеживать все сделки по товарам и услугам компаний и одновременно проверять полноту отражения их доходов.

Другим новшеством, по словам Ерулана Жамаубаева, является внедрение с июня 2021 года совместно с НПП «Атамекен» сервиса «Индекс добросовестности налогоплательщиков», направленного на повышение бдительности предпринимателей при выборе контрагента.

Вместе с тем, подчеркнул министр, согласно международной оценке Billentis, Казахстан вошел в состав стран-лидеров по развитию системы электронных счетов-фактур E-Invoicing, специализирующейся на анализе отрасли электронного документооборота.

В своем выступлении докладчик остановился и на вопросах применения системы управления рисками, которая наделена инструментами аналитики больших данных и интеллектуального анализа с возможностью машинного обучения.

По данным министра, больше всего обработке подвергаются контрольно-кассовые чеки. С 2020 года произведен повсеместный переход на применение онлайн-контрольно-кассовых машин (ККМ), внедрение которых дает возможность предпринимателям в дистанционном режиме просматривать все денежные расчеты в своей деятельности, т.е. отпадает необходимость ведения книги наличных денег. Услуга постановки/снятия онлайн-ККМ автоматизирована. Для покупателей создана возможность проверки чека на подлинность.

- За счет выручки из сведений кассовых аппаратов и налоговой отчетности за 2 года (2020 и 2021 года) поступило в бюджет более 60 млрд. тенге дополнительных налогов, - уточнил министр.

Ерулан Жамаубаев сообщил также о реализации функционала по визуализации сведений применения онлайн-ККМ, позволяющего выявлять предпринимателей, которые не регулярно выбивают чеки.

Отдельно в своем докладе министр отметил внедрение с этого года первого этапа всеобщего декларирования, которое реализуется через «Кабинет налогоплательщика», «Портал электронного правительства» и мобильное приложение «Е-Salyq-Azamat».

- В целях безболезненного внедрения этой процедуры до запуска первого этапа мы интегрировали свои системы с базами данных уполномоченных органов, максимально упростили процедуру декларирования и саму форму декларации, - уточнил глава профильного ведомства.

Выступивший с содокладом председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Марат Кусаинов напомнил, что полную «оцифровку» процедур налогового контроля и дистанционный мониторинг исполнения налоговых обязательств Минфин должен обеспечить к 2025 году.

- Из многочисленных жалоб и обращений налогоплательщиков следует, что с начала реализации некоторых проектов, требующих работы с информационными системами Комитета государственных доходов, они сталкиваются с проблемами организационного и технического характера. Внедрение каждого нового проекта сопровождается информационной неразберихой из-за отсутствия достоверной информации, правил и инструкций для налогоплательщиков по применению новых информационных систем, - подчеркнул мажилисмен.

Марат Кусаинов сообщил также о продолжающейся практике, когда сначала новшество внедряется, а затем постфактум даются разъяснения и решаются возникающие по ходу внедрения проблемы. К примеру, так было при внедрении сопроводительных накладных на товары. Неоднократный перенос сроков внедрения пилотного проекта по оформлению сопроводительных накладных на товары СНТ тому подтверждение.

Другим примером может служить тот факт, что, не успев вступить в законную силу, недавно из налогового законодательства были исключены нормы, направленные на обеспечение возврата превышения НДС предпринимателям, применяющим контрольные счета по НДС. Такое решение было принято, по информации Министерства финансов, в связи с тем, что пилотный проект показал свою неэффективность.

Говоря о мобильных платежах и мерах по снижению финансовых издержек предпринимателей, связанных с применением новых цифровых технологий, депутат Мажилиса напомнил, что недавно Парламентом были одобрены законодательные поправки, в соответствии с которыми вводится понятие «мобильные платежи» и обязанность предпринимателей принимать платежи за товары или услуги на банковские счета, специально предназначенные для предпринимательской деятельности.

В ходе Правительственного часа прозвучали предложения депутатов Мажилиса, касающиеся, в частности, вопросов разработки и сроков введения в эксплуатацию новых информационных систем, к примеру, национальной платежной системы, реализации пилотного проекта «Е-salyq business». Парламентарии спросили также о том, когда будет принято решение об отмене обязательных требований по использованию устаревшей системы Wipon. Депутаты также подняли вопросы неправомерной блокировки банковских счетов, интеграции информационных систем для выдачи сельскохозяйственных субсидий, объединения функционалов контрольно-кассовых машин с POS-терминалами и приложениями для мобильных платежей. Мажилисмены акцентировали внимание и на вопросах, касающихся внедрения третьей формы национальной валюты - цифрового тенге и адаптации информационных систем к цифровым деньгам в случае ее внедрения.

По итогам обсуждения депутатами приняты соответствующие Рекомендации с учетом высказанных замечаний и предложений.

 

(Пресс-служба Мажилиса – 74-63-05. Фото Ж. Жумабекова)


Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.