Сұрақтар мен жауаптар

Сұрақ

Cовершенствование межбюджетных отношений в Республике Казахстан


Жауап

2007 год является завершающим годом действия трехлетних трансфертов, установленных Законом от 9 ноября 2004 года на основе подходов, закрепленных в Бюджетном кодексе по обеспечению стабильности межбюджетных отношений и закреплению объемов субвенций и изъятий в среднесрочном периоде. Правительством проведена работа по совершенствованию системы межбюджетных отношений, по результатом которой подготовлен проект соответствующего Закона на следующий среднесрочный период – 2008-2010 годы. В соответствии с Бюджетным кодексом объемы трансфертов общего характера определяются как разница между прогнозом доходов и затрат соответствующего местного бюджета. Прогнозирование доходов местных бюджетов на 2005-2007 годы осуществлялось согласно утвержденной методике прогнозирования поступлений бюджета. Прогнозирование расходов местных бюджетов на 2005-2007 годы осуществлялось следующим образом: текущие затраты складывались исходя из расчетной базы текущих расходов местных бюджетов (зафиксирована по состоянию на 1.04.2003г.), а также планируемого увеличения текущих расходов методом прямого счета (реализация новых НПА, рост зарплаты госсектора, инфляции и др.) по каждому региону; затраты капитального характера и бюджет развития определялись в процентном отношении к текущим затратам – одинаково по всем регионам. Предыдущая методика имела свои плюсы по сравнению с ранее действующими подходами. Это – прозрачность, исключение субъективного подхода и упрощенность расчетов. Впервые внедренное закрепление субвенций и изъятий на среднесрочный период без ежегодных изменений показало свою эффективность. Доходы местных бюджетов по сравнению с прогнозом, учтенным при расчете субвенций и изъятий, перевыполнены в 2005 году – на 78,5 млрд. тенге, или почти на 20%, в 2006 году – на 127,95 млрд. тенге, или на 28,3%. Указанные средства не являлись основанием для пересмотра объемов субвенций или изъятий, они, что также предусмотрено в Бюджетном кодексе, в полном объеме остались в распоряжении акиматов и использовались самостоятельно для решения проблем региона. Это усилило стимулы регионов в экономическом развитии и расширении налогооблагаемой базы, самостоятельность местной власти в решении вопросов социально-экономического развития регионов. Вместе с тем, в предыдущей методике определения размеров межбюджетных трансфертов, несмотря на ее плюсы, имеется ряд существенных недостатков: Первое. Недостаточная объективность определения прогноза текущих расходов местных бюджетов, закрепляющая существующий дисбаланс бюджетной обеспеченности по регионам. В результате, в регионах сложился различный уровень предоставления жителям стандартного объема госуслуг, нет стимулов к повышению эффективности затрат и оптимизации сети бюджетных учреждений. Второе. Отсутствуют дополнительные стимулы увеличения налогового потенциала регионов, и не учитывается вклад каждого региона в его рост. Поэтому в целях дальнейшего совершенствования системы межбюджетных отношений Министерством экономики и бюджетным планированием, совместно с экспертами ЮСАИД, на основе изучения мирового опыта разработана новая методика расчета трансфертов общего характера. При ее разработке учитывалась практика таких стран как Швеция, Германия, (где также используется механизм отрицательных трансфертов), а также Франция, Великобритания и Россия. В результате изучения опыта можно сказать, что во многих развитых странах оценка расходных потребностей осуществляется исходя из численности потребителей бюджетных услуг с учетом объективных факторов, обуславливающих различия в расходных потребностях в разных регионах. Если остановиться на основных концептуальных моментах новой методики прогноз расходов местных бюджетов осуществляется в три этапа: - определение объема текущих затрат постоянного характера; - определение объема текущих затрат капитального характера; - определение объема бюджета развития. Первое. Оценка текущих затрат осуществляется исходя из количества потребителей бюджетных услуг по формульной схеме, с учетом объективных факторов, обусловливающих различия в уровне затрат: демографический состав, плотность проживания населения, климатические условия, транспортная доступность и другие. Формульность схемы заключается в следующем. Оценка текущих затрат производится по определенной формуле, где общий «пул» прогнозируемых затрат по местным бюджетам (все регионы в целом) по каждой функциональной подгруппе затрат распределяется между местными бюджетами регионов исходя из количества потребителей бюджетных услуг в регионе и корректирующих коэффициентов, отражающих объективные факторы, которые обуславливают отличия в стоимости предоставления услуг в регионе от среднереспубликанского уровня и др. Одним из нововведений методики является применение повышающих коэффициентов для Астаны, как столицы, – 1,5 и Алматы, регионального финансового центра, – 1,25, что обусловлено их статусом, Эти города призваны быть центрами притяжения человеческих ресурсов с других регионов, в том числе приграничных государств, являются местом расположения центральных госорганов и различных международных организаций. В связи с чем, на их бюджет ложится дополнительная нагрузка по выполнению своих функций. Такой подход, общепринятый в мировой практике обеспечит объективное определение текущих расходов местных бюджетов, соответственно, равный доступ населения всех регионов к гарантированным государством услугам, предоставляемым за счет бюджетных средств. Второе. По определению текущих затрат капитального характера (это – капитальный ремонт, укрепление материально-технической базы госучреждений). Их предлагается, как и прежде, определять пропорционально рассчитанному объему текущих затрат, для всех регионов одинаково. Затраты капитального характера связаны с имеющимися учреждениями и поэтому напрямую зависят от текущих затрат, то есть своего рода амортизация. Третье. Изменены подходы к определению бюджетов развития регионов. Прогнозный объем бюджета развития состоит из двух компонентов и рассчитывается следующим образом: - первый компонент определятся пропорционально рассчитанному объему текущих затрат, то есть также как в предыдущей методике; - второй компонент – пропорционально прогнозному объему доходов местных бюджетов. Это нововведение позволит учесть вклад каждого региона в рост доходов бюджета и усилит стимулы регионов в экономическом развитии, расширении налогового потенциала. Таковы в целом новые подходы в совершенствовании межбюджетных отношений. Проект Закона на следующий среднесрочный период – 2008-2010 годы разработан на основе новой методики расчета трансфертов общего характера. Прогнозные объемы доходов местных бюджетов рассчитаны в соответствии с методикой прогнозирования поступлений бюджета, определенной центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, а также с учетом изменений законодательства. Так, при прогнозе объема доходов местных бюджетов учитывалось снижение индивидуального подоходного налога до 10 % с 1 января 2007 года и социального налога на 30 % с 2008 года. Прогнозные объемы затрат местных бюджетов рассчитываются как сумма текущих затрат постоянного характера, капитальных затрат и бюджетных программ развития с учетом установленных Бюджетным кодексом направлений расходов по функциональному признаку. Таким образом, при расчете прогнозных объемов текущих затрат за базу расчета («пул») приняты текущие затраты местных бюджетов в целом всех регионов 2007 года с учетом: затрат постоянного характера, ранее финансировавшихся за счет целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета, в сумме 126,1 млрд.тенге; увеличения текущих затрат на индекс потребительских цен в 8%; положений законов и других нормативно-правовых актов, предусматривающих увеличение или сокращение расходов местных бюджетов и вводимых в действие в планируемом среднесрочном периоде. Так, при расчете были учтены нормы нормативных правовых актов, реализация которых повлечет увеличение расходов местных бюджетов с 1 января 2008 года: - нормы Трудового кодекса от 15 мая 2007 года касательно предоставления гражданским служащим местных государственных учреждений оплачиваемого ежегодного трудового отпуска продолжительностью не менее тридцати календарных дней с выплатой пособия на оздоровления в размере должностного оклада в сумме 22,5 млрд.тенге; - Закона «Об образовании», в части снижения недельной нагрузки педагогическим работникам начальной ступени с 20 до 18 часов на сумму 3,2 млрд.тенге. С целью реализации поручений Главы государства и предвыборной платформы партии «Нур Отан» при расчете учтены: - рост заработной платы работников бюджетной сферы в 2009-2010 годах на 25 % ежегодно; - увеличение расходов на оказание жилищной помощи населению на 3,5 млрд.тенге; - увеличение расходов на дошкольное воспитание на 1,9 млрд.тенге; - привлечение зарубежных преподавателей английского языка в общеобразовательные школы – 2 млрд.тенге и т.д. Также при обсуждении концепции нового Бюджетного кодекса обсуждается новая модель межбюджетных отношений, планируемая к внедрению в рамках перехода на бюджетирование, ориентированного на результат, в соответствии с которой транс ферты общего характера будут рассчитываться на основе действующей методики на «подушевого» финансирования с учетом стандартов оказания государственных услуг, включая расходы, финансируемые в настоящее время за счет целевых текущих трансфертов.