СМИРНОВА
Ирина
Владимировна

Член Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Премьер-Министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Оглашен 11.12.2019 г.                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                    

                                                                                                                            Премьер-Министру                                                                                              

                                                                                                                                                                                            Республики Казахстан

                                                                                                                                                                           Мамину А.У.


Депутатский запрос

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

            Внимательное отношение Елбасы – Первого президента к школьному образованию известно.

         Президент Касым - Жомарт Кемелевич Токаев в Послании народу Казахстана первым направлением нового этапа социальной модернизации определил повышение качества образования.

         Одним из индикаторов состояния образования являются результаты независимых международных исследований.

         В декабре 2019 года мы узнали результат исследования PISA -мониторинговой международной программы по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста.  Исследование проводится ОЭСР. Дает ответ на вопрос, обладают ли участники знаниями, умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения, социальных отношений.

         Исследовались 4 параметра: грамотность чтения, математика, естественные науки, компьютерная грамотность. Наша страна заняла 69 место из 77 участников. Самые высокие баллы у Китая, Сингапура, Эстонии, Канады, Финляндии.     

         Результаты ниже казахстанских участников у следующих стран: Грузия, Панама, Индонезия, Марокко, Ливан, Косово, Доминикана, Филиппины.

         Далеко выше нас в рейтинге, на 20-30 позиций, расположились знакомые нам страны: Эстония, Россия, Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдова.

         В это же время пришли результаты другого международного мониторинга PIAAC, изучающего навыки людей от 16 до 65 лет. Исследования также были проведены по читательской, математической грамотности и решению задач в высокотехнологической среде.

         По читательской грамотности Казахстан на 34 месте из 39. Причем наши 55-65 летние показывают лучшие результаты, чем группы 16-24 летних. То есть старшее поколение гораздо лучше подготовлено, чем молодежь, и сохранило полученные навыки на долгие годы.

         Показатели навыков решения задач в высокотехнологичной среде практически одинаковы для 25-34 летних и 55-65 летних. В тоже время молодежь ОЭСР показывает гораздо более высокие результаты, чем старшее поколение.

         По уровню цифровой грамотности казахстанцы на 35 месте. После нас только Мексика, Турция, Перу и Эквадор.

         Читательская грамотность граждан, имеющих основное образование, общее среднее и высшее образование не очень отличаются друг от друга. Это значит, что среднее, то есть 10–11 классы, среднее специальное, высшее образование не дает роста высоких навыков. И только 9-летнее образование наиболее продуктивно по формированию навыков.

         Таким образом, результаты международных исследований подтвердили мнение общества о низком качестве образования в нашей стране. Результаты 2012 года и 2018 года по итогам исследования PISA почти не различаются, то есть роста качества знаний за указанный период не произошло. И это при том, что уже более 10 лет учащиеся занимаются по новым учебникам, программам, учителя прошли курсы повышения квалификации по так называемым новым подходам в образовании.

         Не спасло ситуацию и участие в общем зачете школ для одаренных детей.

         Результат PIAAC подтвердил верность итогов исследования PISA и вызвал еще больше вопросов в реальности цифровизации в школах и стране, качестве преподавания, применения новых технологий.     

         Предлагаем задуматься МОН РК, почему молодое поколение 16-34 летних показывает худшие результаты, чем 55-65 летние граждане.

         Народные коммунисты предлагают:

         Министерству Финансов, Министерству Национальной Экономики:

          1. Учитывая, ведущую роль качества человеческого капитала для развития экономики, жизнедеятельности страны, возможности ее роста, имея подтверждения того, что качество образования напрямую зависит от подготовки и квалификации учителя, его высокого уровня, кардинально пересмотреть подходы к установлению размера заработной платы учителя и обеспечить ее не менее средней по стране для начинающего учителя с дальнейшим повышением зависимости от квалификации стажа.

         Перестать жонглировать цифрами при объявлении о повышении заработной платы. К примеру, после повышения заработной платы со всеми надбавками, она осталась ниже, чем во всех других отраслях. При увеличении в два раза оплаты за классное руководство, она стала ровна 8000 тенге, а после вычетов всего – 6000 тенге.

         2. Результаты PISA показывают, чем больше затрат на одного ученика, тем выше качество образования. В Сингапуре, Японии, Финляндии государственные расходы на одного учащегося составляет 10-14 тысяч долларов. В Казахстане подушевое финансирование на одного ученика 230 тысяч тенге в год - что эквивалентно 600 долларам. Вместе с тем затраты на образование в Казахстане, Украине, Молдове практически равны, однако результаты исследования в указанных странах гораздо выше. Необходимо подумать об эффективности использования выделенных на образование средств.

         Министерству образования и науки:

         1. Провести анализ результатов международных исследований с целью корректировки подходов к образованию в стране, определив реальные барьеры на пути получения качественного образования учащимися. Разъяснения МОН о том, что испытуемые впервые проходили исследование в электронном виде и поэтому не показали хороших результатов – не состоятельно. К примеру, Украина первый раз участвовало в мониторинге и заняло 39 место, назвав и этот результат катастрофой.

         2. Понимая необходимость использования в жизни цифровых технологий обеспечить школы реальным доступом к Интернет и наличия работающих компьютеров.

         3. Обеспечить доступ к качественному образованию для детей, как городов, так и сел, так как сейчас этот разрыв составляет до 20%.

         4. Обеспечить широкий доступ к различным кружкам в городских              и сельских школах по примеру Эстонии, где перечень и разнообразие их впечатляет.

         5. Обеспечить охват дошкольным образованием детей от 2-х лет, так как это также влияет на дальнейшие успехи человека.

         Нам нужен беспристрастный, честный анализ тревожной ситуации, и реальные шаги по изменениям.

         Ответ просим дать письменно в установленный законодательством срок.

          С уважением,

     Депутаты фракции

«Народные коммунисты»           

                                                                                                                                     И. Смирнова

                                                                                                                                   

                                                                                                                    Ж. Ахметбеков

                                               

                                                                       Г. Баймаханова

         

                                                                       А. Конуров 

                                                                                                    В. Косарев

                                               

    М. Магеррамов

                                        

                                                                       Т. Сыздыков

                                                                                             

       

               

Исп.: Акумбаев Ж.

Тел.: 74-67-77

Akumbaev@parlam.kz