Оглашен 11.12.2019 г.
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Мамину А.У.
Депутатский запрос
Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Внимательное отношение Елбасы – Первого президента к школьному образованию известно.
Президент Касым - Жомарт Кемелевич Токаев в Послании народу Казахстана первым направлением нового этапа социальной модернизации определил повышение качества образования.
Одним из индикаторов состояния образования являются результаты независимых международных исследований.
В декабре 2019 года мы узнали результат исследования PISA -мониторинговой международной программы по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Исследование проводится ОЭСР. Дает ответ на вопрос, обладают ли участники знаниями, умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения, социальных отношений.
Исследовались 4 параметра: грамотность чтения, математика, естественные науки, компьютерная грамотность. Наша страна заняла 69 место из 77 участников. Самые высокие баллы у Китая, Сингапура, Эстонии, Канады, Финляндии.
Результаты ниже казахстанских участников у следующих стран: Грузия, Панама, Индонезия, Марокко, Ливан, Косово, Доминикана, Филиппины.
Далеко выше нас в рейтинге, на 20-30 позиций, расположились знакомые нам страны: Эстония, Россия, Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдова.
В это же время пришли результаты другого международного мониторинга PIAAC, изучающего навыки людей от 16 до 65 лет. Исследования также были проведены по читательской, математической грамотности и решению задач в высокотехнологической среде.
По читательской грамотности Казахстан на 34 месте из 39. Причем наши 55-65 летние показывают лучшие результаты, чем группы 16-24 летних. То есть старшее поколение гораздо лучше подготовлено, чем молодежь, и сохранило полученные навыки на долгие годы.
Показатели навыков решения задач в высокотехнологичной среде практически одинаковы для 25-34 летних и 55-65 летних. В тоже время молодежь ОЭСР показывает гораздо более высокие результаты, чем старшее поколение.
По уровню цифровой грамотности казахстанцы на 35 месте. После нас только Мексика, Турция, Перу и Эквадор.
Читательская грамотность граждан, имеющих основное образование, общее среднее и высшее образование не очень отличаются друг от друга. Это значит, что среднее, то есть 10–11 классы, среднее специальное, высшее образование не дает роста высоких навыков. И только 9-летнее образование наиболее продуктивно по формированию навыков.
Таким образом, результаты международных исследований подтвердили мнение общества о низком качестве образования в нашей стране. Результаты 2012 года и 2018 года по итогам исследования PISA почти не различаются, то есть роста качества знаний за указанный период не произошло. И это при том, что уже более 10 лет учащиеся занимаются по новым учебникам, программам, учителя прошли курсы повышения квалификации по так называемым новым подходам в образовании.
Не спасло ситуацию и участие в общем зачете школ для одаренных детей.
Результат PIAAC подтвердил верность итогов исследования PISA и вызвал еще больше вопросов в реальности цифровизации в школах и стране, качестве преподавания, применения новых технологий.
Предлагаем задуматься МОН РК, почему молодое поколение 16-34 летних показывает худшие результаты, чем 55-65 летние граждане.
Народные коммунисты предлагают:
Министерству Финансов, Министерству Национальной Экономики:
1. Учитывая, ведущую роль качества человеческого капитала для развития экономики, жизнедеятельности страны, возможности ее роста, имея подтверждения того, что качество образования напрямую зависит от подготовки и квалификации учителя, его высокого уровня, кардинально пересмотреть подходы к установлению размера заработной платы учителя и обеспечить ее не менее средней по стране для начинающего учителя с дальнейшим повышением зависимости от квалификации стажа.
Перестать жонглировать цифрами при объявлении о повышении заработной платы. К примеру, после повышения заработной платы со всеми надбавками, она осталась ниже, чем во всех других отраслях. При увеличении в два раза оплаты за классное руководство, она стала ровна 8000 тенге, а после вычетов всего – 6000 тенге.
2. Результаты PISA показывают, чем больше затрат на одного ученика, тем выше качество образования. В Сингапуре, Японии, Финляндии государственные расходы на одного учащегося составляет 10-14 тысяч долларов. В Казахстане подушевое финансирование на одного ученика 230 тысяч тенге в год - что эквивалентно 600 долларам. Вместе с тем затраты на образование в Казахстане, Украине, Молдове практически равны, однако результаты исследования в указанных странах гораздо выше. Необходимо подумать об эффективности использования выделенных на образование средств.
Министерству образования и науки:
1. Провести анализ результатов международных исследований с целью корректировки подходов к образованию в стране, определив реальные барьеры на пути получения качественного образования учащимися. Разъяснения МОН о том, что испытуемые впервые проходили исследование в электронном виде и поэтому не показали хороших результатов – не состоятельно. К примеру, Украина первый раз участвовало в мониторинге и заняло 39 место, назвав и этот результат катастрофой.
2. Понимая необходимость использования в жизни цифровых технологий обеспечить школы реальным доступом к Интернет и наличия работающих компьютеров.
3. Обеспечить доступ к качественному образованию для детей, как городов, так и сел, так как сейчас этот разрыв составляет до 20%.
4. Обеспечить широкий доступ к различным кружкам в городских и сельских школах по примеру Эстонии, где перечень и разнообразие их впечатляет.
5. Обеспечить охват дошкольным образованием детей от 2-х лет, так как это также влияет на дальнейшие успехи человека.
Нам нужен беспристрастный, честный анализ тревожной ситуации, и реальные шаги по изменениям.
Ответ просим дать письменно в установленный законодательством срок.
С уважением,
Депутаты фракции
«Народные коммунисты»
И. Смирнова
Ж. Ахметбеков
Г. Баймаханова
А. Конуров
В. Косарев
М. Магеррамов
Т. Сыздыков
Исп.: Акумбаев Ж.
Тел.: 74-67-77
Akumbaev@parlam.kz