СМИРНОВА
Ирина
Владимировна

Член Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Депутатский запрос Заместителю Премьер-Министра РК Дуйсеновой Т.К.

Оглашен 20.12.2023г.

Заместителю Премьер-Министра

Республики Казахстан

Дуйсеновой Т.Б.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемая Тамара Босымбековна!

Исследование PISA – крупнейшее международное сравнительное исследование школьной успеваемости, которое измеряет уровень образовательных достижений 15-летних подростков в чтении, математике и естественных науках.

Данное исследование позволяет оценить изменения, происходящие в системах образования разных стран и определить эффективность стратегических решений в области образования.

Исследование проводится ОЭСР в консорциуме с ведущими международными научными организациями.

Министерство просвещения заявило о том, что  среди 81 страны  Казахстан по математике занял 46-е место (поднявшись с 54-го в 2018 году), по чтению – 61-е место (69-е в 2018 году), по естествознанию – 49-е место (69-е в 2018 году).

         Однако,  констатируемая министерством, динамика успеваемости наших школьников вызвала достаточно бурное обсуждение среди учёных и экспертов образования. При глубоком анализе мы получаем данные, которые опровергают рост  показателей.  

В исследовании 2022 года участвовала 81 страна. 8 стран из них участвовали впервые.  Следует отметить, что по  всем направлениям результат Казахстана ниже, чем средний балл по ОЭСР.

По математике Казахстан расположился на 46 месте из 81, а это 425 баллов.

Только «Около 2% учащихся в Казахстане показали наилучшие результаты по математике, то есть получили 5-й или 6-й уровень по результатам теста PISA по математике (средний показатель по странам ОЭСР: 9%).

Шесть азиатских стран и экономик имели наибольшую долю студентов, которые сделали это: Сингапур (41%) учащихся с наилучшими показателями, Китайский Тайбэй (32%), Макао (Китай) (29%), Гонконг (Китай)* (27%), Япония (23%) и Корея (23%). На этих уровнях учащиеся могут математически моделировать сложные ситуации, а также выбирать, сравнивать и оценивать подходящие стратегии решения проблем для их решения.

Доля же учащихся, неграмотных функционально по математике 48%. В ОЭСР таких учеников 31%.

Вместе с тем, рядом с нами по математической грамотности расположилась Монголия, впервые участвующая в исследовании!

Впереди по результатам, из стран, которые когда-то имели одинаковые или похожие системы образования с нашей страной, Украина, Вьетнам, Литва, Латвия, и далеко впереди Эстония, которая обогнала уже Финляндию. Она на 7 месте. А самое большое количество баллов набрал Сингапур. У него 574 балла. А это на 150 баллов больше, чем у наших учеников!

По читательской грамотности Казахстан на 61 месте из 81. Набрали 386 баллов.

Казахстан получил рекомендацию обратить пристальное внимание на данную позицию. Только 1% учащихся набрали по чтению уровень 5 и выше. Они могут понимать длинные тексты, иметь дело с абстрактными или противоречащими интуиции понятиями и устанавливать различия между мнениями и фактами. 36 % достигли уровня 2 и выше, при среднем показателе ОЭСР 74%.  64% наших школьников признаются функционально неграмотными по чтению.

На 1 месте по читательской грамотности тот же Сингапур с 543 баллами. Эстония с 511 баллами на 6 месте.

По естественно-научной грамотности наши учащиеся на 49 месте с 423 балла. Эстония на 6 месте и все те же страны, что назывались ранее с понятной нам системой образования впереди.

При повышении общего балла на 23 позиции только 1% учащихся показали наилучшие результаты в области естественных наук. Они могут творчески и автономно применять свои знания о науке в самых разных ситуациях. В ОЭСР таких ребят 7%. 45% наших школьников не достигли и 2 уровня и могут быть признаны функционально неграмотными по естественным наукам.

На пятки по всем направлениям нашим участникам исследования наступают монгольские ученики, напоминаю, впервые участвующие в проекте.

Теперь коротко о положении внутри страны, ведь исследование проводится для учащихся всех регионов.

Учащиеся Алматы демонстрируют лучшие результаты. У них 453 балла по математике, 423 балла по чтению и 458 баллов по естественным наукам. В это же время Туркестанская область показывает 389, 347 и 389 баллов соответственно, демонстрируя результаты ниже, чем алматинские ученики на 64 балла по математике, 76 по чтению, и 69 балла по естественным наукам. Вместе с тем 30-40 баллов приравниваются к году обучения. Т.е. учащиеся Туркестанской области отстают по качеству знаний на 1,5 – 2 года от своих алматинских ровесников.

Лучшие показатели, таким образом у 15- летних подростков Алматы, Астаны, Костанайской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областей, худшие у Кызыл-Ординской, Алматинской, Атырауской, Туркестанской и Шымкента.

 Надо отметить, что ни по одному направлению и ни один регион страны не смогли пройти рубеж средних  показателей ОЭСР.

 Данные результаты вызывают у нас тревогу, озабоченность и сомнения в правильности реформ в школьном образовании. Об этом постоянно заявляет общественность страны.

К сожалению, Казахстан получил систему образования, которая стала жертвой заимствованных реформ. Одна из основных - это трансляция опыта Назарбаев Интеллектуальных школ в общеобразовательные школы страны.

За годы реализации «обновлённого содержания» образования не было проведено ни одного комплексного мониторинга и анализа внутри страны.

А сегодня по результатам PISA-2022 мы вынуждены констатировать: обновлённое содержание образования, изначально нацеленное на развитие функциональной грамотности школьников и на международные стандарты, не обеспечивает нашим детям качественное образование. Наши школьники неконкурентоспособны в международном образовательном пространстве.

Народная партия Казахстана предлагает:

Депутаты фракции

«Народной партии Казахстана»                                                         И. Смирнова

И. Сұңқар                                                                                        М. Магеррамов

Г. Танашева                                                                                    К. Сейтжан

Депутат

фракции партии «ОСДП»                                                            А. Сагандыкова

Депутаты

фракции партии «AMANAT»                                                      Б. Бейсенгалиев

                                                                                                           А. Құспан

                                                                                                           Ү. Шапақ










Исп. Акумбаев М.

Тел.74-67-77, Akumbayev@parlam.kz