Главная > История развития парламентаризма в Казахстане
История развития парламентаризма в Казахстане

Представительная власть, как форма проявления народной демократии, была издавна присуща казахстанскому обществу. Она  видоизменялась в зависимости от существующей политической системы.

Современный казахстанский Парламент сменил однопалатный орган представительной власти - Верховный Совет, который впервые был сформирован на основе Конституции Казахской ССР 1937 года, а затем - на основе Конституции Казахской ССР 1978 года и Конституции Республики Казахстан 1993 года.

За время своего существования Верховный Совет избирался тринадцать раз. Первые выборы в Верховный Совет Казахской ССР были проведены 24 июня 1938 года. Выборы проводились на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

        Следует отметить, что формирование депутатского корпуса проходило на безальтернативной основе под жестким контролем Коммунистической партии. Кандидаты в депутаты подбирались по классовому, партийному, национальному, половозрастному и другим квотам, установленным партийными организациями. Высшие чиновники государственных органов, руководители партийных, комсомольских и профсоюзных органов выдвигались кандидатами в депутаты согласно занимаемой должности. В связи с выше обозначенными процедурами проведение выборов часто приобретало формальный характер.

Конституция Казахской ССР 1978 года внесла незначительные изменения в избирательную систему.

Согласно этому Основному Закону страны Верховный Совет Казахской ССР являлся высшим органом государственной власти. Верховный Совет Казахской ССР был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР к ведению Казахской ССР. Рабочий орган Верховного Совета – Президиум Верховного Совета Казахской ССР в период между сессиями Верховного Совета вносил, в случае необходимости, изменения в действующие законодательные акты Казахской ССР с последующим представлением их на утверждение на очередной сессии. Верховный Совет Казахской ССР создавал, когда считал необходимым, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу. Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица были обязаны выполнять требования постоянных и иных комиссий, представлять им необходимые материалы и документы. Верховный Совет Казахской ССР был уполномочен принять к  рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Казахской ССР. 

В марте 1990 года состоялись выборы в Верховный Совет Казахской ССР двенадцатого созыва. Это были первые наиболее демократичные выборы в высший законодательный орган республики в условиях еще достаточного влияния административно-командной системы. В предвыборной борьбе за 360 депутатских мандатов участвовали более двух тысяч претендентов. Особенностью данных выборов было и то, что 90 человек избирались от республиканских общественных организаций. И хотя эти выборы проходили при отсутствии полноценных политических партий, они придали необратимость процессам трансформации тоталитарной системы. 

Верховный Совет двенадцатого созыва сыграл особую роль в истории становления парламентаризма в Казахстане. Это нашло отражение в принятии ряда важнейших правовых актов, законодательном обеспечении политики государства в 90-х годах.

24 апреля 1990 года Законом Казахской ССР «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР» был утвержден пост Президента Казахской ССР, и первым  Президентом страны был избран Нурсултан Абишевич  Назарбаев.

25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принимает Декларацию «О государственном суверенитете Казахской ССР», в которой впервые была закреплена неделимость и неприкосновенность территории, страна определена как субъект международного права, введен институт гражданства, а также равноправие форм собственности.

События августа и декабря 1991 года - несостоявшийся путч в Москве и Беловежские соглашения, поставили последнюю точку в истории СССР, и 16 декабря 1991 года Верховный Совет Казахстана провозгласил государственную независимость Республики Казахстан.

28 января 1993 года, после двухлетних поисков компромиссов, Верховный Совет двенадцатого созыва принял первую постсоветскую Конституцию Казахстана, завершившую становление суверенитета республики де-юре и продолжившую утверждение подлинного конституционализма. Тем самым в республике было положено начало перехода на качественно новый этап обеспечения национальной независимости, реальных гарантий гражданских прав и свобод, построения демократического общества и правового государства.

Конституция 1993 года открыла простор для положительной динамики развития казахстанского общества, отказавшись от однопартийного политического правления, монопольной экономической системы,  идеологии исторического насилия.

На этапе переходного периода к социально ориентированной рыночной экономике Основной Закон легитимировал Республику как новое независимое государство в мировом сообществе. Конституция 1993 года декларировала, что Казахстан позиционирует себя как составную часть современной цивилизации, имеет намерения добрососедства, многополюсного и взаимовыгодного сотрудничества,  привержен общечеловеческим ценностям. 

В Конституции Республики Казахстан 1993 года, как и в прежней, Верховный Совет был наделен весьма широкими полномочиями, что затрудняло осуществление принципа разделения власти и создание системы сдержек и противовесов. Дальнейшее проведение реформ  выявило неэффективность республиканских органов власти, в первую очередь представительных, которые не могли оперативно реагировать на быстро меняющиеся события и принимать адекватные решения. Результаты работы отдельных органов Верховного Совета двенадцатого созыва, функционировавших на постоянной основе, также подтверждали  необходимость создания профессионального Парламента. Неработающие механизмы сдержек и противовесов позволяли Верховному Совету вмешиваться в деятельность Правительства или подменять его, что привело к досрочному прекращению деятельности представительного органа республики.

Самороспуск Верховного Совета двенадцатого  созыва начался со сложения полномочий депутатов местных представительных органов власти. Сначала Алатауский районный Совет  г. Алма-Аты, а затем один за другим районные и областные Советы республики приняли на своих сессиях решение о досрочном сложении полномочий. Кроме того, 43 депутата Верховного Совета заявили о сложении полномочий и призвали своих коллег последовать их примеру. К концу работы 11 сессии Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого созыва прекратили свое существование более четверти местных Советов. В этих условиях народные избранники после продолжительных дискуссий в стенах Парламента приняли Кодекс о выборах, закон о временном делегировании Президенту республики и главам местных администраций дополнительных полномочий и закон о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета. Принятие высшим представительным органом республики двух последних законодательных актов фактически было равнозначно поправкам к Конституции.

Выборы, прошедшие 7 марта 1994 года, способствовали становлению многопартийности в республике. В выборах приняли участие 73,84 % избирателей. Всего же на 135 одномандатных округов было выдвинуто 910 человек, выдержали условия регистрации 692 кандидата, в среднем - 5 претендентов боролись за один депутатский мандат.

В соответствии с временным регламентом, на основе представительства партий, в Верховном Совете были сформированы партийные фракции: Союза Народное Единство Казахстана (СНЕК - 32 чел.), партии Народный Конгресс Казахстана (НКК - 22 чел.), Социалистической партии (12 чел.) и Федерации профсоюзов (12 чел.), а также 14 депутатских групп, которые формировались, в основном, по профессиональному признаку. Впервые в истории Казахстана политические партии и движения получили доступ к реальным рычагам власти, возможность влиять на формирование и принятие государственных программ. 

Период 1994-1995 годов является чрезвычайно важным в истории становления казахстанского парламентаризма. Верховный Совет тринадцатого созыва, функционировавший с апреля 1994 по март 1995 года, стал первым профессиональным Парламентом Казахстана, в котором депутаты работали на постоянной основе. 

Однако судьба Верховного Совета тринадцатого созыва оказалась весьма драматичной. Он вступил в права в наиболее сложный период государственного строительства, когда не был доведен до логического завершения механизм разделения ветвей власти, не наполнена реальным содержанием система сдержек и противовесов, до конца не определен статус Верховного Совета, Президента и Правительства.

В то же время следует признать, что  Верховный Совет тринадцатого созыва заложил предпосылки дальнейшего развития парламентаризма в Казахстане. Председатель Верховного Совета тринадцатого созыва А. Кекилбаев отмечал: «Создание профессионального Парламента, пожалуй, можно без всякой натяжки назвать едва ли не самым крупным событием в общественно-политической жизни нынешнего года. Начало его работы, несомненно, войдет в казахстанский исторический календарь как одна из заметных вех в становлении новой государственности и демократии… Профессионального Парламента у нас никогда не было, и мы вынуждены действовать методом проб и ошибок… Постепенно идет выкристаллизация полномочий Верховного Совета, обладающего новым статусом».

Проработав немногим меньше года, Верховный Совет тринадцатого созыва был признан нелегитимным, так как Конституционный суд признал не соответствующими Конституции некоторые нормы избирательного законодательства, в соответствие с которыми проводились выборы депутатов.  

Являясь своего рода компромиссом между старым и новым политическим устройством, отражением попытки внедрения на постсоветскую почву строившейся веками модели западной демократии, Конституция Республики Казахстан 1993 года изначально содержала в себе противоречия.

В результате референдума, проведенного 30 августа 1995 года, была принята новая Конституция Республики Казахстан,  устранившая недостатки прежнего государственного устройства.

Проект новой Конституции широко обсуждался в обществе. Граждане внесли около 30 тысяч предложений, а специально созданный под руководством Президента Республики Казахстан  экспертно-консультативный совет их изучил. Более тысячи поправок были учтены при доработке текста, в результате из 99 статей проекта Конституции 55 претерпели существенные изменения.

30 августа 1995 года 81,9 процента населения, принявшего участие в референдуме, высказалось за принятие нового Основного Закона.

Конституция Республики не просто провозгласила принцип разделения власти, обеспечивающий стабильность, эффективное функционирование и взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной ветвей — в ней была закреплена конкретная система сдержек и противовесов. Основной Закон утвердил в качестве высших ценностей человека, его жизнь, права и свободы.

Принцип разделения государственной власти не противоречит ее единству, а  предполагает согласованное взаимодействие ее ветвей, невозможность сосредоточения всей полноты власти в одной из них. В этом проявляется диалектическое взаимодействие ветвей единой государственной власти. А механизм сдержек и противовесов способствует обеспечению политической стабильности в стране.

Конституция 1995 года, провозгласившая Казахстан президентской республикой, а Конституционные законы «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Республики Казахстан», «О судебной системе и статусе судей» урегулировали статус и функции каждой ветви власти.

В Конституции Республики Казахстан 1995 года закреплено, что Парламент является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции.

Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы республики. Семь депутатов Сената назначаются Президентом республики на срок полномочий Сената.

Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов. Шестьдесят семь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления республики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа.

Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет. 

Следует отметить, что понятие «Парламент» впервые официально было закреплено именно в Конституции Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Только после этого Президент страны Н.А.Назарбаев подписал Указ, имеющий силу Конституционного закона, «О выборах в Республике Казахстан», согласно которому процесс избрания депутатов в  двухпалатный Парламент состоялся в конце 1995 года.

 

ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПЕРВОГО СОЗЫВА: 1996 - 1999 годы

Выборы в Сенат и Мажилис Парламента первого созыва состоялись в декабре 1995 года.

В Сенат было избрано 40 депутатов – по два человека от 19 областей и столицы Республики Казахстан.  Семь депутатов Сената назначены Президентом Республики Казахстан.

Большинство депутатов до избрания трудились на руководящих должностях, имели опыт научно-педагогической, научно-исследовательской и творческой  деятельности, опыт работы в профсоюзных и общественных организациях, в предпринимательской, производственной и социальной сферах.

Сенаторами стали  4 женщины, 4 человека  в возрасте старше 60 лет. Все депутаты являлись дипломированными специалистами с высшим образованием. Из них 10  – юристы, 10  – экономисты, 9 - инженеры, 8 – специалисты сельского хозяйства.

В составе депутатского корпуса работали 4 доктора, 11 кандидатов наук. Многие депутаты ранее избирались в законодательные органы, среди них народные депутаты Казахской ССР, СССР, депутаты Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого и тринадцатого созывов, обладающие опытом профессиональной законотворческой деятельности.

30 января 1996 года на первом заседании Сената Парламента Республики Казахстан первого созыва по представлению Президента Республики Казахстан Председателем Сената был избран БАЙГЕЛДИ Омирбек.

В соответствии со статьей 44 Конституции Республики Казахстан, статьей 69 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» и в связи с истечением конституционного срока полномочий депутатов Сената Парламента Республики Казахстан, избранных на два года, 8 октября 1997 года состоялись выборы депутатов Сената Парламента Республики Казахстан на 4 года. В связи с упразднением пяти областей выборы проходили по 14 областям Республики и городу Алматы. В результате в Сенат Парламента Республики Казахстан были избраны 15 депутатов. Из них 11 ранее являлись депутатами Сената, 4 - избраны впервые.

В связи с объявлением города Акмолы столицей Республики Казахстан 11 февраля 1998 года состоялись выборы депутатов Сената Парламента Республики Казахстан по городу Акмоле. В состав Сената избраны два депутата.

Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан состоялись  9 декабря 1995 года. Избрано 67 депутатов. По результатам выборов в Мажилисе преобладали мужчины – 58 депутатов, женщин – 9. Все депутаты Палаты имели высшее образование, из них 7 докторов наук, 10 кандидатов наук.

Среди избранных депутатов наиболее были представлены руководители и работники местных исполнительных органов и маслихатов – 19 человек.  Каждый пятый депутат работал руководителем предприятия, ассоциации, фирмы, фонда и других структур. 9 депутатов являлись работниками науки, высших учебных заведений, учителями. Каждый десятый депутат был работником Администрации Президента, министерств и республиканских комитетов. Временно не работали 4 депутата. В аграрной сфере работали 11 депутатов,  3 - в сфере культуры. Работниками правоохранительных органов и инженерами-экономистами были по два депутата. Один депутат работал юристом, один был военнослужащим и один являлся пенсионером.

30 января 1996 года на первом заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан первого созыва  Председателем Мажилиса был избран ОСПАНОВ Марат Турдыбекович.

 

ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВТОРОГО СОЗЫВА: 1999 - 2004 годы

В соответствии с законодательством Республики Казахстан на выборах в сентябре 1999 и октябре 2002 года была переизбрана половина состава Сената. В связи с упразднением пяти областей Республики Казахстан депутаты Сената второго созыва избирались от 14 областей и городов Астаны и Алматы.  До истечения срока полномочий депутаты от упраздненных областей продолжали работать, поэтому до декабря 1999 года в Сенате работали 44 депутата.

В 2003 году Сенат составляли 39 депутатов. Среди них 3 женщины. Все депутаты имели высшее образование, в том числе 9 – юристов, 6 – экономистов, 11 – инженеров, 7 – специалистов сельского хозяйства, 6 – педагогов, политологов, журналистов.

Депутатами Сената являлись 4 академика, 6 докторов наук, 3 профессора, 3 кандидата наук. Большинство депутатов Палаты имели опыт законотворческой, дипломатической деятельности, опыт руководящей работы в центральных и местных государственных органах, научно-исследовательских организациях и учреждениях, производственной, социально-культурной и предпринимательской сферах.

Многие сенаторы ранее избирались депутатами Верховного Совета и Парламента Республики Казахстан первого созыва.

Председателями Сената Парламента Республики Казахстан второго  созыва избирались АБДЫКАРИМОВ Оралбай (работал до прекращения депутатских полномочий 10 марта 2004 года) и  АБЫКАЕВ  Нуртай (с 10 марта 2004 года).

Осенью 1999 года в соответствии с внесенными конституционными изменениями, впервые в регионе Центральной Азии состоялись выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан по смешанной схеме, которая предоставила политическим  партиям возможность избираться в Парламент по партийным спискам на основе пропорционального представительства.

В результате нововведений выборы отличались высоким политическим накалом и альтернативностью, стимулируя  процесс создания политических партий парламентского типа. В выборах приняли участие 10 политических партий. В мажоритарных одномандатных округах зарегистрировались 547 кандидатов. В целом в ходе выборов было выдвинуто беспрецедентное на тот период для Казахстана количество кандидатов - в среднем восемь человек на одно место.

По итогам выборов в Мажилис Парламента были избраны 67 депутатов по одномандатным округам и 10 депутатов от партий по единому общенациональному округу. Они представляли четыре партии – «Отан», Гражданскую, Аграрную и Коммунистическую партии, преодолевшие семипроцентный барьер.

Из 77 избранных депутатов - 8 женщин, 74 - с высшим образованием, около 30 закончили по два высших учебных заведения. Среди депутатов - один академик, семь докторов и двадцать кандидатов наук различных специальностей.

В депутатском корпусе больше всего инженеров – 30, юристов – 22, экономистов – 16 с педагогической подготовкой – 14, ученых и специалистов сельского хозяйства – 8, журналист, врач, историк, менеджер, военнослужащий, международник и др.

Председателем Мажилиса Парламента Республики Казахстан второго созыва был избран ТУЯКБАЙ Жармахан Айтбайулы.

 

ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА: 2004 – 2007 годы

В августе 2005 года состоялись выборы 16 сенаторов, избранных в сентябре 1999 года на шестилетний срок.

С учетом вновь избранных сенаторов в декабре 2005 года в Сенате Парламента осуществляли свою деятельность 39 депутатов. Средний возраст парламентариев – 57 лет, 37 мужчин, 2 женщины. Все депутаты имеют  высшее образование, 19 из них закончили по два высших учебных заведения. В числе депутатов  с техническим образованием – 13 человек, гуманитариев – 16,  юристов – 10.

Большинство депутатов до избрания работали в государственном секторе, в том числе на руководящих должностях – 28 парламентариев. Многие имеют опыт законодательной деятельности, а так же работы в производственной, социальной и предпринимательской сферах, научно-исследовательской, научно-педагогической деятельности, в общественных организациях.

1 декабря 2005 года Председателем Сената Парламента Республики Казахстан третьего созыва был вновь избран АБЫКАЕВ Нуртай.

11 января 2007 года на заседании Сената Парламента Республики Казахстан третьего созыва по представлению Президента Республики тайным голосованием Председателем Сената избран ТОКАЕВ Касым-Жомарт Кемелевич.

 Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан третьего созыва состоялись в сентябре  2004 года. В выборах принимали участие 12 политических партий, из них 4 – в составе двух избирательных блоков.

В результате выборов в Мажилис Парламента Республики Казахстан было избрано 77 депутатов. 

67 депутатов избирались по одномандатным территориальным избирательным округам, образованным с учетом административно-территориального деления Республики с примерно равной численностью избирателей.

10 депутатов были избраны на основе  партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. Из них 7 депутатов от Республиканской политической партии «Отан», по одному от  Республиканской партии «Асар», Демократической партии «Ак жол» и избирательного блока «АИСТ» (Аграрно – индустриальный союз трудящихся) Аграрной и Гражданской партий Казахстана.

Из общего числа избранных парламентариев 59 депутатов были выдвинуты политическими  партиями:  Республиканской политической партией  «Отан» - 42, избирательным блоком «АИСТ» - 11, Республиканской партией «Асар» - 4,  Демократической партией «Ак жол» - 1 , Демократической партией Казахстана – 1.  Самовыдвиженцы - 18 депутатов.

В депутатском составе Палаты  69 мужчин и 8 женщин. Средний возраст депутатов Мажилиса третьего созыва – 53 года; самому молодому – 28 лет, самому пожилому – 73 года.

Все депутаты с высшим образованием. 37 парламентариев окончили по два высших учебных заведения.   

Научные степени и звания имеют 28 депутатов,  в том числе 13 кандидатов и 15 докторов наук.

Среди парламентариев значительное число инженеров различных специальностей  - 21, юристов – 14, экономистов -16.

Кроме того, в Мажилисе третьего созыва  работали депутаты, имеющие квалификацию специалистов сельского хозяйства, международных отношений, менеджеров, врачей, педагогов, военнослужащих, журналистов, деятелей культуры и других.    

На протяжении последних лет в Палате возросло число депутатов с парламентским стажем.  29 депутатов Мажилиса работали в предыдущем созыве, 3 - в  первом и втором созывах, двое – в Сенате,  12  ранее были депутатами Верховного Совета разных созывов.

Председателем Мажилиса Парламента Республики Казахстан третьего созыва был избран МУХАМЕДЖАНОВ Урал Байгунсович.

Мажилис Парламента Республики Казахстан третьего созыва  завершил свою деятельность  20 июня 2007 в связи с изданием Указа Президента Казахстана «О роспуске Мажилиса Парламента Республики Казахстан третьего созыва и назначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан».

 

ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА: 2007- 2011 годы

Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан четвертого созыва состоялись в августе 2007 года, в соответствии  с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию в мае 2007 года.

 

 В Сенате Парламента, с учетом  вышеуказанных изменений и дополнений, предусматривающих увеличение количества депутатов назначаемых Президентом до 15 человек, Главой государства  28 августа 2007 года дополнительно были назначены 8 сенаторов.  

В соответствии с обновленной Конституцией Мажилис состоял из 107 депутатов. 98 депутатов были избраны по партийным спискам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по единому общенациональному избирательному округу. Остальные депутаты были избраны от Ассамблеи народа Казахстана.

На выборах 18 августа 2007 года, в которых участвовало семь политических партий, 7-ми процентный барьер преодолела только Республиканская Народно-Демократическая партия «Нур Отан», депутаты от которой занимали все 98 мест в Мажилисе Парламента. 9 мест в Палате были предоставлены депутатам, избранным Ассамблеей народа Казахстана 20 августа 2007 года. 

В состав Мажилиса из  депутатского корпуса прошлого созыва вошли 39 депутатов, из органов государственного управления – 24 человека, местного госуправления – 19 человек, из структур бизнеса – 8 человек, образования науки и культуры – 8, и 9 человек из других сфер.

В Палате по образованию преобладали инженеры различной квалификации – 42 депутата,  юристов – 34,  педагогов – 23, часть которых получили второе высшее образование по другому профилю. Экономическое образование имели 21 депутат, сельскохозяйственное – 9.

В депутатском корпусе также были представлены врачи, международники, журналисты, работники культуры и искусства и другие специальности.   

В Мажилисе работали 15 докторов и 27 кандидатов наук, 35 парламентариев имели по два высших образования.

В Палате было расширено представительство различных национальностей. В состав депутатского корпуса входили 82 казаха, 17 русских, 2 немца и по одному белорусу, балкарцу, корейцу, украинцу, узбеку и уйгуру.

Более чем вдвое было увеличено число женщин – 17 депутатов.

Средний возраст депутатского корпуса Мажилиса четвертого созыва составлял – 52 года, что на год меньше чем в третьем созыве. По возрасту самой многочисленной была группа от 50 до 59 лет – 44 депутата, затем группа от 40 до 50 лет – 36 депутатов, старше 60 лет – 23 человека и самая малочисленная группа от 30 до 40 лет – 4 депутата. 

Председателем Мажилиса Парламента Республики Казахстан четвертого созыва был избран МУСИН Аслан Еспулаевич. Прекратил полномочия в октябре 2008 года.

Председателем Мажилиса Парламента Республики Казахстан четвертого созыва в октябре 2008 года был избран МУХАМЕДЖАНОВ Урал Байгунсович.

Мажилис Парламента Республики Казахстан четвертого созыва завершил свою деятельность 16 ноября 2011 года в связи с изданием Указа Президента Казахстана «О роспуске Мажилиса Парламента Республики Казахстан четвертого созыва и назначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан».

 

ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПЯТОГО СОЗЫВА: 2012 –2016 годы

Новый состав Мажилиса Парламента Республики Казахстан пятого созыва был сформирован в январе 2012 года.

В пятом созыве, в соответствии с конституционными нормами, полномочия депутатов Сената, избранных в 2008 и 2011 годах, назначенных Президентом Республики Казахстан в 2007 и 2011 годах, были продолжены.

В выборах Мажилиса Парламента принимали участие семь политических партий, три из которых по итоговым результатам набрали больше 7 % голосов избирателей и прошли в Мажилис Парламента: Народно-демократическая партия «Нур Отан» (80,99 %), Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (7,47 %), Коммунистическая народная партия Казахстана (7,19 %).

От партии «Нур Отан» в Мажилисе Парламента работают 83 депутата, от «Ак жол» - 8 депутатов, от КНПК - 7 депутатов. От Ассамблеи народа Казахстана - 9 депутатов. Всего в составе Мажилиса 107 депутатов.

В состав Мажилиса из  депутатского корпуса прошлого созыва вошли 43 депутата.

В Палате по образованию преобладают инженеры различной квалификации – 30 депутатов,  педагогов – 21, юристов – 13. Экономическое образование имеют 21 депутат, сельскохозяйственное – 10.

В депутатском корпусе также представлены врачи, философы, историки, политологи, военные, журналисты, работники культуры и искусства и другие специальности.  

В Мажилисе работают 2 академика, 17 докторов и 25 кандидатов наук, 60 парламентариев имеют по два высших образования.

В Палате расширилось представительство различных национальностей. В состав депутатского корпуса входят 76 казаха, 21 русский, 3 украинца, 2 немца и по одному татарину, чеченцу, корейцу, узбеку и уйгуру.

Число женщин составляет – 26 депутатов.

Средний возраст депутатского корпуса Мажилиса пятого созыва составляет – 56 лет, что на четыре года больше чем в четвертом созыве. По возрасту самой многочисленной является группа от 50 до 59 лет – 47 депутатов, старше 60 лет – 34 человека, затем группа от 40 до 49 лет – 22 депутата и самая малочисленная группа от 30 до 39 лет – 4 депутата.

Председателем Мажилиса Парламента Республики Казахстан пятого созыва избран НИГМАТУЛИН Нурлан Зайруллаевич. Прекратил полномочия в апреле 2014 года.

Председателем Мажилиса Парламента Республики Казахстан пятого созыва в апреле 2014 года был избран ДЖАКУПОВ Кабибулла Кабенович.

Мажилис Парламента Республики Казахстан пятого созыва завершил свою деятельность 20 января  2016 года в связи с изданием Указа Президента Казахстана «О роспуске Мажилиса Парламента Республики Казахстан пятого созыва и назначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан».

 

ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ШЕСТОГО СОЗЫВА: 2016 год -

Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан шестого созыва состоялись 20 марта 2016 года. В них приняли участие шесть политических партий, три из которых, набрав более 7 % голосов избирателей, прошли в состав Мажилиса Парламента. Это: партия «Нұр Отан» (82,20 %), Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (7,18 %), Коммунистическая народная партия Казахстана (7,14 %).

От партии «Нұр Отан» в Мажилисе Парламента работают 84 депутата, от «Ак жол» - 7 депутатов, от КНПК - 7 депутатов. 9 депутатов были избраны от Ассамблеи народа Казахстана

В состав Мажилиса шестого созыва вошли 43 депутата прошлого созыва. В целом депутатский корпус обновился на 60%.

В новом составе Мажилиса: мужчин – 78 (73%), женщин – 29 (27%).

Средний возраст депутата – 55 лет (по состоянию на 31 марта 2016 г.).

До 40 лет – 7 депутатов;

от 40 и до 60 лет – 77 депутатов;

свыше 60 лет – 23 депутата.

34 (32%) депутатов имеют научные степени докторов и кандидатов наук.

Депутаты представляют различные сферы деятельности: госслужбу, бизнес, неправительственные организации, образование, науку и др.

Национальный состав Мажилиса представлен казахами, русскими, украинцами, а также представителями азербайджанского, армянского, дунганского корейского, узбекского, уйгурского, чеченского и других этносов.

Председателем Мажилиса Парламента Республики Казахстан шестого созыва избран ИЗМУХАМБЕТОВ Бактыкожа Салахатдинович. Прекратил полномочия в июне 2016 года.

В июне 2016 года Председателем Мажилиса Парламента Республики Казахстан шестого созыва избран НИГМАТУЛИН Нурлан Зайруллаевич.