Сайт бояуы
Әріп арасындағы қашықтық
Суреттер
22.09.2014

ТЕАТРЫ- МУЗЕИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ <br> <I> (ПРАВЧАС: СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА) </I>


ТЕАТРЫ- МУЗЕИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

(ПРАВЧАС: СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА)

 

Астана, 22 сентября, Дом Мажилиса. Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час, с содокладом на котором выступила председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Гульнар Иксанова (тезисы):

Культурная среда формирует личность, консолидирует общество, помогает сохранить национальную самобытность народа и способствует социально-экономическим преобразованиям.

По словам русского философа Николая Бердяева, «не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества».

Как и в любой другой отрасли, развитие культуры зависит от процессов финансирования, ресурсообеспечения, планирования, управления и т.д. И стоит сказать, что эта сфера, особенно на региональном уровне, одна из самых архаичных в организационно-экономическом плане: нормативно-правовые документы давно устарели, финансирование всегда осуществляется по остаточному принципу, системного мониторинга и анализа проблем не проводится, уровень доступности учреждений культуры в географическом разрезе неоднороден, социальных стандартов практически нет, закон о культуре – один из самых абстрактных  законов. Он эклектичен и не регламентирует механизмов достижения целей.

По меткому выражению одного из деятелей культуры нынешняя культурная среда сложилась и развивается не благодаря, а вопреки действиям чиновников от культуры.

О театрах

В феврале текущего года проблемы казахстанских театров рассматривались на заседании Правительства, было принято протокольное решение с поручениями центральным и местным государственным органам. Вследствие этого в некоторых регионах последовали меры поддержки местных театров. Но, к сожалению, эти меры носят эпизодический характер и зависят исключительно от доброй воли акимов.

Объективно вопросы перспективного развития театрального искусства должны были бы найти отражение в проекте Концепции культурной политики.

К сожалению, в нем развитию театрального искусства посвящено чуть более одной страницы текста, где панацеей от имеющихся проблем является создание худсоветов при Министерстве культуры.

При этом, как сказал министр, художественные советы будут координировать репертуарную, гастрольную, кадровую политику, решать оперативные и острые вопросы, привлекать бизнес структуры, искать новые формы создания и продвижения достижений культуры  по всей стране. На наш же взгляд, истинное предназначение советов – не координация и оперативная работа, а творческий поиск, формирование контентных направлений, постановка актуальных проблем перед  обществом и властью.

Об основных проблемах казахстанских театров в своем докладе сказал министр. Хотелось бы добавить, что:

1) Проблемы ресурсообеспеченности наиболее остры в региональных театрах - сегодня в капитальном ремонте нуждаются здания 8-ми региональных театров. В областных театрах срок эксплуатации 80% сценического оборудования составляет более 30 лет.             

                2) Существует огромный разрыв между объемами финансирования театров на республиканском и областном уровне в пять-десять раз. Но и у республиканских театров  на финансирование  постановки одного спектакля выделяется в среднем в 10-15 меньше сумм, выделяемых на одну постановку российским театром. В  регионах же бюджеты новых спектаклей (200-300 тыс. тенге) сопоставимы со стоимостью простейшей  декорации. Самыми дешевыми постановками в 2013 году были детские пьесы -150-200 тыс. тенге. О какой зрелищности и посещаемости можно говорить в таком случае!

                3) Большинство региональных театров не выезжают за пределы своей области годами. К примеру, Акмолинский областной театр имени Кусаинова, находящийся в Кокшетау, за 17 лет ни разу не побывал в Астане. А Павлодарский театр им. Чехова в течение 15 лет испытывает проблемы со средствами на гастроли.

                4) Средняя заработная плата работников республиканских театров составляет чуть более 95 тыс. тенге. В областных - 49 тысяч тенге, молодые же актеры получают 30 тыс. тенге. Принципы, заложенные в Единой тарифной сетке, не включают стимулирующего компонента, не учитывают особенности творческого, интеллектуального труда. Молодые артисты из-за своей мизерной заработной платы не в состоянии участвовать в жилищных программах. Актеры из профильных вузов гг. Астана и Алматы, возвращаются обратно, предпочитая работать там в шоу-бизнесе или на частных мероприятиях. В театральной режиссуре нет новых имен. В 8-ми региональных театрах свободны вакансии главных режиссеров.

                Хронически не решается и вопрос пенсионного возраста артистов балета. На сегодняшний день численность артистов балета составляет 350 человек, из них всего 36 человек в возрасте от 37 до 55 лет. Эти артисты должны выступать на сцене. А цена вопроса – мизерная!

                5) Посещаемость театров зависит зачастую от рекламы и маркетинга. Современные требования к работе со зрителем  требуют информатизации процессов продаж, например онлайн система продажи билетов.            

                В 2006 г. Министерством культуры была принята «норма бизнеса» по увеличению доли собственного дохода предприятий и учреждений республиканского значения. Эта норма с 2006 по 2012 гг. составляла 20% от суммы финансирования. Однако, около 70% учреждений не достигали и 5% и лишь 2 театра ГАТОБ им. Абая и драмтеатр им. Лермонтова выполняли норму.

6) На встречах депутатов с коллективами театров постоянно поднимается вопрос о представлении заслуженных артистов и работников театра к государственным наградам и званиям. В ряде областных театров более 20-ти лет люди творчества не получали звания. В актюбинском театре драмы им. Т. Ахтанова, который отмечает 50-летний юбилейный сезон, со времени его основания были выделены 2 госнаграды и присвоено  1 звание.

7) И самое главное – репертуарная политика театров.

Театры испытывают дефицит современной драматургии об истории нашей страны, судьбах  современников.

Никто у нас всерьез не занимается постоянным мониторингом и осмыслением современной драматургии, исследованиями новых направлений в мировом театральном искусстве. Практически нет института литературных критиков.

Обеспечить становление и развитие востребованной драматургии можно было бы через целевой репертуарный госзаказ на создание отдельных драматических произведений по важнейшему для страны событийному ряду.

Результативность работы в целом отражает репертуар театра, репертуар оценивают зрители, отсюда и посещаемость театров.

О музеях

1) Существующая нормативная база в музейном деле безнадежно устарела. Необходима  разработка системы инструкций и нормативов. К примеру - по единой системе учета и хранению музейных экспонатов. Проект такой инструкции был представлен музейному сообществу еще в 2010 году, но и поныне не утвержден. Действует же - инструкция 1984 года. Также в международной практике отнесение предметов к культурно-историческим ценностям производится только на основе решения экспертной фондо-закупочной комиссии музея. Сейчас вся работа по пополнению и хранению фондов музеев проводится стихийно, субъективно, деятельность комиссий не регламентирована. Это означает, что и финансирование музейных закупов произведений искусства, не отвечая зачастую потребностям фондовой и экспозиционной деятельности музеев, может проводиться непрозрачно.

                2) В нормативных документах не отражен порядок  приобретения предметов старины у населения, отсутствуют механизмы, обеспечивающие поступление материалов археологических раскопок в областные музеи. На сегоднящний день сложилась ситуация при которой авторы раскопок не подотчетны никому, экспонаты не сдаются десятилетиями, отсутствуют научные отчеты.

3) В январе 2013 года были введены Правила ведения бухгалтерского учета, по которым закупаемые предметы музейного значения ставятся на учет наравне с другими основными средствами – мебелью, компьютерами. Поскольку один и тот же предмет учитывается в двух системах, возникает возможность списания особого экспоната.

4) Особо остро стоит вопрос с размещением фондов. Фонды большинства музеев не имеют современных типовых зданий, зачастую расположены в неприспособленных помещениях, где не соблюдаются ни температурный, ни влажностные режимы. Нет единой нормативной базы по фондовой работе.

 Значительное количество музейных раритетов всех музеев Казахстана нуждается в профессиональной реставрации. Существует критическая нехватка производственной базы и высококвалифицированных кадров в фондовой, реставрационной, экспозиционной и других областях музейной деятельности.

5) Музейных работников волнуют проблемы крайне низкой заработной платы (зарплата музейного смотрителя - 24 500 тенге, научного сотрудника - 33 тыс.тенге). Это основная причина большой текучести кадров.

В советский период стимулирование труда работников музеев достигалось путем отнесения музеев к различным  группам по оплате труда. Все музеи относились к группам по оплате труда в зависимости от показателей количества посетителей в год, количества экспонатов основного фонда, и от специализации музея (Исторические и краеведческие музеи, Художественные музеи, Литературные, мемориальные музеи). А в наши времена Восточно-Казахстанский музей-заповедник, получив в 2005 г. статус музея-заповедника, до сих пор не отнесен по оплате труда к своей категории музеев.

6) Музеям республики необходим методический центр, который разрабатывал бы методику научно-исследовательской, просветительской, экспозиционной, работы и являлся бы координационым центром для музеев республики, проводил бы ежеквартально семинары, мастер-классы.

7) Как сказал министр, музеи страны активно пополняют свои фонды. Но во многих музеях мира (Лувре, Британском музее, Британской библиотеке, Музее Метрополитен, Эрмитаже и других музеях) находятся наши уникальные культурные ценности, такие как документы из канцелярии казахских ханов, памятники с руническими надписями, древние карты городов, сабля султана Кенесары,  фотографии хана Букеевской орды, вещи Аблай хана. Необходима стратегическая линия по поэтапному приобретению и возврату в Казахстан этих экспонатов.

8) Отсутствие коммуникаций между казахстанскими музеями не позволяет осуществлять системную выставочную деятельность во всех регионах страны. Частные галереи изобразительного искусства не имеют связей с государственными выставочными организациями и зачастую не соответствуют стандартам профессиональных художественных галерей. Пока ни один казахстанских музеев не соответствует требованиям современной экспозиции.

9) Не развита работа музейного мАркетинга, в силу чего посещаемость казахстанских музеев находится на низком уровне. Если сравнивать число посетителей на 1 кв.м Центрального госмузея и музея музыкальных инструментов, в год на 1 кв. м Центрального музея приходится 7,4 чел., тогда как в Музее музыкальных инструментов – 40 чел. Значит, музей музыкальных инструментов сумел модернизировать свою деятельность. Для привлечения аудитории необходимо использовать современные информационные технологии, всевозможные гаджеты.

В перечне разрешенных платных услуг музеев нет таких услуг как – обработка материалов документального фонда, составление исторических справок, консультации для населения по проведению семейно-бытовых обрядов.

10) Нет правовых норм, регулирующих отношения музеев со спонсорами и благотворителями.

                Одной из самых серьезных проблем отрасли является несовершенство и отсталость нормативно-правовой базы.  Это типовые штаты госорганизаций культуры, утвержденные постановлением Правительства 17 июня 2013 года, которые носят лишь рекомендательный характер. Не утверждены минимальные нормативы сети орг-й культуры.

Необходимо также внести изменения в требования к квалификации специалистов с учетом профессиональных заслуг. работников. Здесь нужны интегрированные показатели.

Из всего вышесказанного понятно, что принципиальной позицией Правительства в области культуры должен стать государственный протекционизм. Требуется комплексная и всесторонняя модернизация всей системы культуры.

Государственная поддержка должна носить системный и стабильный характер, проявляться в достаточном и эффективном финансировании, пересмотре правовых и организационных условий, способствующих развитию учреждений культуры, в активной информационной политике, направленной на популяризацию объектов культурного наследия, улучшению качества услуг учреждений культуры.

Сейчас расходы Республиканского бюджета составляют всего 0,2 % в ВВП, а планы, как следует из выступления министра - грандиозные.

И не совсем понятна позиция Правительства при формировании 3-х летнего бюджета, когда не поддерживаются те направления, которые и формируют точки роста всей отрасли – новые постановки театров, развитие  театра Астана опера, музеефикация редчайших заповедников – Берель, Азрет Султан. Как уже в ближайшем будущем будет реализовываться амбициозная Концепция культурного развития, если игнорируются насущные проблемы? Конечно, хотелось бы говорить о духовном, но реалии таковы, что приходится говорить о земном».

 

(Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов - 74-63-05. Фото Жаслана Куспанова. www.parlam.kz. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)

 


Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.