Сайт бояуы
Әріп арасындағы қашықтық
Суреттер
22.12.2014

ПРАВЧАС: СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА <br> («Об охране и защите прав интеллектуальной собственности в условиях вступления Казахстана в ВТО и ЕАЭС»)


ПРАВЧАС: СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА

(«Об охране и защите прав интеллектуальной собственности в условиях вступления Казахстана в ВТО и ЕАЭС»)

 

Астана, 22 декабря, Дом Мажилиса. Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час (www.parlam.kz), на котором с содокладом выступил председатель Комитета Палаты по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев (тезисы):

«Министерство юстиции принимает меры и ведет целенаправленную работу по совершенствованию системы охраны и защиты прав интеллектуальной собственности в Республике Казахстан в условиях вступления во Всемирную торговую организацию и Евразийский экономический союз.

В современном мире внутригосударственное правовое регулирование вопросов охраны и защиты прав интеллектуальной собственности во многом предопределяется положениями международных соглашений в этой сфере.

Традиционно спецификой объектов интеллектуальной собственности признавался их «территориальный» признак: они возникают в соответствии с законами определенного государства, их действие при отсутствии международных соглашений ограничивается только территорией этого государства.

Заключение международных соглашений создает условие для защиты прав интеллектуальной собственности казахстанских правообладателей за рубежом. В свою очередь, вступая в международные договоры, Республика Казахстан гарантирует на предусмотренных ими условиях охрану прав иностранным правообладателям.

Вместе с тем, учитывая глобализацию экономических  отношений, возникают вопросы по укреплению казахстанской инновационной системы, поддержке перспективных научных исследований, а также по сохранению и защите научно-технического потенциала Республики. Поэтому повышается потребность в адекватной правовой защите объектов интеллектуальной собственности на мировом рынке.

Вступление Казахстана в ВТО

В настоящее время общемировой тенденцией является расширение роли государства в сфере интеллектуальной собственности. Данное обстоятельство отражается в ряде новых международных актов. Так, указание на государственную политику в сфере защите и охраны интеллектуальной собственности содержится в преамбуле к Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее - Соглашение ТРИПС), входящего в пакет соглашений о создании Всемирной торговой организации (далее - ВТО).

Соглашение ТРИПС основывается на подходе, который предусматривает активную роль государства в обеспечении надлежащей защите и охраны объектов интеллектуальной собственности.

Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию значительно упростит взаимный доступ товаров на рынки стран-участниц ВТО.

В условиях постоянного развития техники, роста числа нарушений прав интеллектуальной собственности, проблем в получении и использовании результатов интеллектуальной деятельности, заинтересованности авторов и инвесторов в справедливом вознаграждении за творческий труд и вложенные капиталы, усиливается роль государства в области интеллектуальной собственности.

В этом направлении была проведена поэтапно соответствующая работа. Так, за последнее десятилетие в национальное законодательство об интеллектуальной собственности несколько раз вносились поправки в целях соответствия международным актам.

Следует отметить, что новый Уголовный кодекс Республики Казахстан, вступающий в действие с 1 января 2015 г.,  ужесточил ответственность за общественно опасные деяния, совершенные в сфере интеллектуальной собственности. Часть четвертая статьи 198 нового УК («Нарушение авторских и (или) смежных прав») предусматривает лишение свободы на срок до шести лет, вместо пяти лет в действующем УК.

Статья 199 нового УК («Нарушение прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения или топологии интегральных микросхем») предусматривает максимальный срок наказания в виде лишения свободы до семи лет (действующий УК  предусматривает до пяти лет).

В соответствии с новым Кодексом об административных правонарушениях органы юстиции в сфере интеллектуальной собственности рассматривают дела об административных правонарушениях и составляют протоколы по ним только по одной статье - незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или фирменного наименования (статья 158).

Действующий КоАП предусматривает за органами юстиции ведение административного производства по трем статьям - статья 128 (нарушение прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем),статья 129  (нарушение авторских и (или) смежных прав), статья 145(незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или фирменного наименования).

Статьи 128, 129 действующего КоАП теперь в новом Уголовном кодексе рассматриваются как уголовные правонарушения (ст.ст. 198,199). Это еще раз подтверждает то, что государство принимает соответствующие адекватные меры по охране и защите прав интеллектуальной собственности.

Полагаем, что данные изменения окажут положительное влияние на предупреждение правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.

На текущий момент законодательство Республики Казахстан об интеллектуальной собственности гармонизировано с основными международными правовыми актами, действующими в этой сфере.

Вместе с тем, полагаем необходимым решить следующие задачи при осуществлении государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности:

1)     создание инфраструктуры для реализации авторских и смежных прав;

2)     совершенствования систем коллективного управления авторскими и смежными правами;

3)     обеспечение дальнейшего развития патентного ведомства, ведающего вопросами промышленной собственности и регистрации изобретений, товарных знаков и иных видов объектов интеллектуальной собственности;

4)     расширение межправительственного сотрудничества;

5)     расширение государственной поддержки изобретательской и иной творческой деятельности;

6)     совершенствование работы патентных поверенных и иных лиц, содействующих эффективному осуществлению регистрации, охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности.

Казахстаном ратифицирован и Сингапурский договор о законах по товарным знакам. Документ направлен на гармонизацию национальных систем законодательства по товарным знакам, касающегося упрощения процедур регистрации товарных знаков. В этой связи, хотелось бы узнать: эффективно ли проводится работа в данном направлении?

Касательно этой же сферы в целях эффективного функционирования патентной системы и укрепления материально-технической базы патентного ведомства, не рассматриваете ли вопрос строительства Патентного дворца в Астане?

Считаем, необходимым предусмотреть возможность строительства в г. Астана Патентного дворца по принципу «одного окна», в целях создания максимальных благоприятных условий для решений вопросов промышленной собственности и регистрации изобретений, товарных знаков и иных видов объектов интеллектуальной собственности.

Развитие изобретательской и инновационной деятельности.

В Послании Главы государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» поручено провести ревизию законодательства, регулирующего вопросы авторских прав и патентов. Правительству необходимо до конца 2014 года проанализировать все ранее выданные патенты и зарегистрированные авторские права на предмет их возможной коммерциализации.

Глава государства также поручил Правительству упростить процедуры регистрации изобретений и патентов и достичь уровня стран Организации экономического сотрудничества и развития по этому показателю.

В настоящее время в Парламенте рассматривается проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам правового регулирования сферы интеллектуальной собственности».

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Патентный закон, законы «Об авторском праве и смежных правах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и «О селекционных достижениях».

Законопроектом преследуется следующие цели:

Первое – восполнение правовых пробелов и устранение противоречий.

Второе – исключение норм, создающих административные барьеры.

Третье – гармонизация законодательства Казахстана и стран Организации экономического сотрудничества.

Проведенный анализ деятельности организаций, управляющих имущественными правами, показывает  необходимость пересмотра законодательных положений института коллективного управления имущественными правами.

Согласно статье 46 Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» предусматриваются обязанности по сбору, распределению и выплате авторского вознаграждения за использование объектов авторского права и смежных прав.

Однако, в нарушение данной нормы организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, используют большую часть собранного вознаграждения на покрытие своих собственных расходов. 

Поэтому в целях исключения злоупотреблений со стороны данных организаций предусматривается конкретизация вышеназванных обязанностей организаций в Законе Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах».

Данные изменения должны обеспечить прозрачность и эффективность деятельности таких организаций, а также своевременную выплату причитающегося авторского вознаграждения.

Так, согласно действующему законодательству нашей страны владельцем товарного знака может быть юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (индивидуальный предприниматель, ИП). Основополагающие международные соглашения в сфере интеллектуальной собственности, такие как Парижская конвенция, Мадридское соглашение, Сингапурский договор о товарных знаках, участником которых является Республика Казахстан, предоставляют такое право всем физическим лицам, независимо является он индивидуальным предпринимателем или нет. В этой связи в национальное законодательство вводится предоставление такого права заявителям.

В целях приведения процедуры патентования полезной модели в соответствие с практикой патентования стран Организации экономического сотрудничества и развития, вносится изменение, предусматривающее расширениепонятия полезной модели. Теперь к полезной модели предлагается относить  технические решения в любой области, относящиеся к продукту, способу, а также применению известного продукта или способа по новому назначению.

Это одно из существенных новелл данного законопроекта.

На основе опыта России и Беларуси к промышленному образцу предлагается отнести также художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее внешний вид изделия.

Кроме того,вносятся поправки, исключающие выдачу свидетельств на товарные знаки в бумажном виде. Отказ от бумажных свидетельств и замена их выпиской из Государственного реестра должно привести к сокращению срока выдачи охранных документов на данные объекты интеллектуальной собственности.

На основании изложенного, следует отметить, что депутатами Мажилиса, учитывая новеллы законопроекта и динамично меняющееся законодательство, внесен ряд предложений и замечаний, направленных на совершенствование отдельных норм законопроекта.

Борьба с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности.

Проблема контрафакта в современном мире стоит действительно остро. Она наносит ущерб экономике и национальной безопасности государства, престижу страны, подрывая, в том числе и инвестиционный климат, а также ущерб владельцам авторских прав на продукцию и товарные знаки, наконец, причиняет вред здоровью населению.

90 процентов случаев нарушений законодательства об интеллектуальной собственности приходится на распространение контрафактной продукции. Как известно, подделывается практически все, что является востребованным на рынке.

Органы юстиции совместно с правоохранительными органами проводят проверочные мероприятия по выявлению и уничтожению контрафактной продукции. По их результатам в 2013 году изъято более 335 тысяч экземпляров контрафактной продукции на общую сумму более 122 миллионов тенге.

В целом по Республике за девять месяцев т.г. совершено 317 административных правонарушений в сфере интеллектуальной собственности. Из них за этот период по республике по статье 129 (Нарушение авторских и (или) смежных прав) зарегистрировано 263 правонарушения. Лидируют Карагандинская область (49 правонарушения), г. Астана (43), по статье 145 (Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или фирменного наименования) зарегистрировано 54 правонарушения: лидируют Южно-Казахстанская (13), Акмолинская области (7).

Если рассмотреть тенденцию совершения административных правонарушений по республике в этой сфере за период с 2012 года по настоящее время, то здесь наблюдается скачкообразность. Так, например, по статье 145 КоАП в 2012 году 44 правонарушения; далее резкий скачок вверх в 2013 году– 116правонарушений, и за девять месяцев т.г. наблюдается спад54 правонарушения.

Снижение уровня правонарушений почему-то связывают с объявлением моратория со 2 апреля текущего года на проверки субъектов частного предпринимательства.

Кроме того, такая статистика свидетельствует о недостаточном качестве исполнения контрольных функций, а также необходимости совершенствования координации взаимодействия уполномоченных органов и заинтересованных организаций в области охраны и защиты интеллектуальной собственности.

В связи с этим, органам юстиции необходимо повысить эффективность борьбы с нарушениями путем соединения высокоэффективных технологий с высококвалифицированными кадрами, а также усиления праворазъяснительной деятельности.

Вопрос привлечения к уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав остается сложным.

Расследование по преступлениям в сфере авторских прав заключается в привлечении к ответственности за изготовление контрафактных экземпляров объектов авторского права и их сбыт. 

Вместе с тем, большая часть нарушителей, как правило, избегают уголовной ответственности, поскольку осуществляют сбыт контрафактной продукции в небольшом количестве.

Так, следует отметить, что 2012 году по статье 184 УК РК из зарегистрированных 512 фактов совершенных нарушений привлечено к ответственности 146 лиц, в 2013 году из 858 фактов – 170 лиц, в 2014 году из 309 фактов – 88 лиц, то есть к ответственности привлекаются по третьей части фактов нарушений.

В новых редакциях Уголовного и Уголовно- процессуального кодексов предусмотрено проведение негласных следственных действий по данным правонарушениям. Полагаем, все эти новшества позволят обеспечить надлежащую доказательную базу и повысить эффективность принимаемых мер по защите интеллектуальной собственности.

Кроме того, новеллы рассматриваемого в Мажилисе законопроекта по вопросам правового регулирования сферы интеллектуальной собственности окажут существенное влияние на охрану и защиту прав на объекты интеллектуальной собственности.

Надо отметить, уважаемые коллеги, что Министерство юстиции как многопрофильный орган в рамках возложенных на него функций решает широкий спектр задач.

В свете реализации поручений Главы государства и основных задач по вхождению нашей страны в число 30-ти самых развитых стран мира, поставленных в Послании народу Казахстана от 17 января 2014 г. «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», всем нам предстоит сделать очень многое в этом направлении.

В заключение необходимо, на наш взгляд, положительно отметить огромную работу, проделанную Министерством юстиции.»

 

(Сауле Бапакова – 74-63-05. Фото Сайлау Майлыбаева. Распостранено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)

 


Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.