Сайт бояуы
Әріп арасындағы қашықтық
Суреттер
26.01.2015

ПРАВЧАС: СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА<br> <i>(«Электроэнергетика и уголь: итоги и перспективы»)</i>


 

ПРАВЧАС: СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА

Электроэнергетика и уголь: итоги и перспективы»)

 

Астана, 26 января, Дом Мажилиса. Сегодня в Мажилисе на тему Правительственного часа выступил с содокладом председатель Комитета Палаты по вопросам экологии и природопользованию Александр Милютин (тезисы):

«Электроэнергетическая отрасль Казахстана является одной из базовых отраслей экономики и играет существенную роль в экономической и социальной сферах государства.

Президент нашей страны Н.А. Назарбаев акцентирует внимание на необходимости форсированного развития экономики с учетом опережающего развития энергетического комплекса.

В целом, с поставленными задачами, как следует из доклада уважаемого министра, Министерство энергетики справляется.

Вместе с тем, согласно материалам Национального Энергетического доклада, имеется ряд проблем в отрасли:

• выработка паркового ресурса генерирующего оборудования (75% на ТЭС и 90% на ГЭС)

• высокое удельное потребление топлива, низкий КПД станций;

• износ основных фондов электрических сетей (60%);

• значительные потери в магистральных (5,7%) и распределительных сетях (13,0%);

• высокий уровень воздействия на окружающую среду (высокий уровень выбросов вредных веществ, отсутствие утилизации золошлаковых отходов).

В Послании Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее» подчеркивается ограниченность магистральных сетей и предлагается сосредоточиться на двух проектах, о которых было доложено министром.

В этой связи необходимо отметить, что Министерством планируется и уже ведется большая работа в этом направлении. 

Но, несмотря на проделанную работу, в настоящее время существует ряд проблем, которые могут повлиять на производство энергии из собственных источников, удовлетворяющих потребности экономики страны.

В этой связи, Комитет считает целесообразным рекомендовать Правительству следующее.

В сфере электроэнергетики.

Так как, вводимый с 1 января 2016 года «рынок мощности» обеспечивает гарантированный возврат инвестиций только для строительства новых энергоисточников, необходимо обеспечить долгосрочный гарантированный возврат инвестиций на модернизацию и расширение действующих энергопроизводящих организаций путем дальнейшего совершенствования законодательства в области электроэнергетики. В этом свете целесообразно продолжить работу по мониторингу мирового опыта по изучению, внедрению и функционированию рынка электрической мощности.

Следует рассмотреть вопрос укрупнения энергопередающих организаций на базе исторического развития сетей, а также вопрос оптимизации структуры покупки и продажи электрической энергии и обеспечить максимальную прозрачность функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности.

Хочу отметить, что еще при обсуждении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам электроэнергетики», который в начале текущей сессии был отозван Правительством, депутаты вносили поправки об упразднении энергоснабжающих организаций, как лишнее звено в цепи покупки и продажи электрической энергии, приводящее к удорожанию электроэнергии.

Так это или нет - следует рассмотреть на уровне Правительства и внести согласованное законодательное решение.

Большой вопрос вызывает дальнейшее применение дифференцированных тарифов на электроэнергию по времени суток в связи с тем, что основной цели – сгладить вечерние пиковые нагрузки это новшество не дало.

Следует проанализировать и другие методы стимулирующего тарифообразования, такие как введение абонентской платы для РЭКов, по примеру абонентской платы за услуги телефонной связи, или, введения специального повышенного тарифа за отклонение от планируемых объемов потребления мощности на балансирующем рынке и т.д.

В виду предполагаемого создания общего энергетического рынка Евразийского экономического союза, с целью защиты внутреннего рынка электроэнергии Казахстана, целесообразно рассмотреть вопрос централизации деятельности по купле-продаже экспортируемой и импортируемой электрической энергии с созданием Национального оператора.

Для обеспечения стабильного развития энергопроизводящих организаций необходимо рассмотреть вопросы распределения квот по выбросам парниковых газов для них. Тем более что оба этих вопроса сейчас находятся в компетенции Минэнерго. При этом необходимо соблюдать разумный баланс между интересами энергетики и интересами экологии, что также немаловажно для наших граждан.

Еще одним вопросом, необходимым для дальнейшего развития вопросов технической политики, науки в сфере электроэнергетики, организационных и других управленческих вопросов в этой сфере, представляется создание при Министерстве энергетики института электроэнергетики.

Необходимость создания этого института обуславливается тем, что существующий ныне институт развития электроэнергетики и энергосбережения «Казахэнергоэкспертиза» сейчас, после разделения компетенций уполномоченных органов, «отошел» под юрисдикцию Министерства инвестиций и развития, в компетенцию которого входят вопросы энергосбережения, но не входят вопросы развития электроэнергетики.

В угольной отрасли необходимо продолжить работы по комплексной переработке угля с тем, чтобы в перспективе иметь возможность получения из него бензина, дизельного топлива и других химических продуктов.

Комитет считает целесообразным:

продолжить геологоразведочные работы по определению содержания метана в угольных пластах Карагандинского месторождения;

рассмотреть вопрос внесения в Парламент законопроекта, регулирующего вопросы разведки и добычи метана из угольных пластов. В законопроекте мы предлагаем обязательно предусмотреть норму, регламентирующую осуществление разработки вновь строящихся и действующих шахт только после добычи метана и снижения газоносности разрабатываемых угольных пластов до уровня, обеспечивающего безопасное ведение горных работ.

В этом свете необходимо усилить работу по утилизации шахтного газа-метана и снижению газообильности шахт до безопасных уровней. Это необходимо, в первую очередь, для предотвращения техногенных чрезвычайных ситуаций, связанных с внезапными выбросами газа в угольных шахтах, которые, к сожалению, периодически имеют место быть.

В области возобновляемых источников энергии необходимо продолжить работу по дальнейшему развитию механизма покупки электроэнергии возобновляемых источников энергии и продажи этой электроэнергии традиционным электростанциям. Этот механизм введен нашими последними изменениями в закон «О возобновляемых источниках энергии» и, как видно из представленных материалов, эффективен и уже дает свои плоды. Проектируются и строятся новые ВИЭ, повышается интерес инвесторов.

В заключение хотел бы подчеркнуть, что все эти вопросы направлены на выполнение задач, поставленных перед нами Главой государства Н.А. Назарбаевым на дальнейшее устойчивое и стабильное развитие нашего государства.

В свою очередь, разрешите поблагодарить Министерство и пожелать успехов в решении поставленных перед ним задач и успешной реализации новых инициатив».

 

 

(Сауле Бапакова - 74-63-05. Фото Сайлау Майлыбаева. www.parlam.kz. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)

 


Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.