Сайт бояуы
Әріп арасындағы қашықтық
Суреттер
18.04.2016

СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА ПО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ - ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС


СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА ПО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ - ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС

Астана, 18 апреля, Дом Мажилиса. Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час на тему: «О системе мер по развитию массовой физической культуры и спорта в Республике Казахстан», на котором после доклада министра содоклад сделала председатель Комитета Палаты по социально-культурному развитию  Гульнар Иксанова (тезисы):

Спорт привносит основное для человека – здоровье, а это личный капитал, от чего зависят - карьера, качество жизни, и, наконец, будущее.

Со дня предыдущего Правительственного часа, посвященного вопросам развития физической культуры и спорта, прошло 2,5 года. Необходимо признать, что внимание общества к вопросам здоровья населения и конкретные меры в этом направлении дали определенные результаты. За 3 года увлечение вредными привычками - табакокурением, алкоголем, по данным  Минздрава, у казахстанцев снизилось. По данным Министерства культуры и спорта в Казахстане 26,3 % населения систематически занимается физической культурой и спортом. Но целевого индикатора охвата в 25% не достигли 4 области (ЮКО, ЗКО, Мангистауская, Акмолинская). По общему количеству населения прирост незначительный, по школьникам же наблюдается снижение показателей.

Все мы хотим видеть детей здоровыми, физически развитыми. Но их освобождают от уроков физкультуры, ослаблен  родительский контроль над  увлечением детей компьютерными играми. Все это усугубляется  чрезмерными учебными нагрузками. Как следствие: сегодня не менее 75% детей школьного возраста страдают гиподинамией. Медики отмечают тревожную тенденцию роста заболеваний опорно-двигательного аппарата. За два последних года заболеваемость сколиозом увеличилась в два с лишним раза (2014 г. – 409,3 на 100 тысяч; 2015 г. – 879,3). Каждый пятый школьник страдает каким-либо заболеванием.

По гражданам призывного возраста. Из числа пришедших на медицинскую комиссию призывников только каждый третий  готов к воинской службе без ограничений, каждый третий – не годен.

Перед всеми нами поставлена задача - к 2020 году увеличить число граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 30%. И вот тут возникает вопрос: как ведется статистический учет, как ведутся измерения? На основании каких методик просчитывается  процент охвата населения?

Не ясно, как выводятся показатели по взрослому, преимущественно неорганизованному населению? Например, как измерена доля взрослых, регулярно выполняющих зарядку  (2012 г. – 35,5%; 2015 г. – 39,4%)?

Возьмем Голландию, где проживает 16 млн.чел., на них приходится 17 млн. только зарегистрированных велосипедов. Или Германию, где каждые выходные проходят до 80 тысяч футбольных матчей и в них участвуют миллионы людей.

В Кзыл-Ординской области сегодня нашли возможность  открытия 337 летних загороженных площадок в  160 селах, по месту жительства людей работают 318 методистов. Наверное, такая статистика может быть достоверной – есть сеть площадок, достаточное количество методистов, охват каждым из них занимающихся в группах. Одно понятно, методика исчисления должна быть основана на постоянных  измерениях и базовых данных.

Финансирование спорта. Нормативы. Денег на спорт всегда мало. Но причины проблем видятся не только в дефиците средств, но и в довольно архаичном подходе к формированию государственного бюджета. Это, прежде всего, дисбаланс в распределении бюджетных средств. Министр уже говорил, что из республиканского бюджета только 2% расходов направляется на развитие массового спорта. По местным бюджетам - такая же картина дисбаланса. На финансирование программы «Поддержка развития массового спорта и национальных видов спорта» в 2015 году в среднем по регионам направлено около 7%. При этом, отмечается довольно значительный разброс в объемах финансирования. Так, в ЮКО на эту программу направлено 26%, в Костанайской области - 16%, а вот в  Акмолинской и Северо-Казахстанской областях от 0 до 0,03%. Причем в СКО эта программа не финансируется 4 года вообще. Распределение местных бюджетов не всегда зависит от объективных факторов – численности населения, состояния инфраструктуры, тенденций роста заболеваний в регионе.

Акимы решают многие вопросы  самостоятельно, изыскивая средства под задачи. На  основе же единых правил, исходящих из приоритетов политики министерства, финансирование не осуществляется, хотя это и есть компетенция МКС по проведению государственной политики в области спорта.

Состояние инфраструктуры спорта. Доступность для населения. Развитие инфраструктуры в сфере спорта не основывается на системе стандартов, нормативах сети. Отсюда и вопросы географической доступности сооружений. Из 35 783 спортивных сооружений в стране около 64% находится в сельской местности. В Мангистауской, Актюбинской и Северо-Казахстанской  областях самое низкое количество объектов физкультурно-спортивного назначения. Более 2100 объектов являются частными. Это - около 22% объектов физкультурно-спортивного назначения.

Что касается доступности, приведу такие цифры: в Казахстане на один плавательный бассейн приходится 16 743 представителя молодежи, в России – 8 938, в США – 38. В Казахстане на одно полноразмерное футбольное поле приходится 15 799 представителей молодежи, в то время как в России – 3 959, в Германии – 667.

Более 73% спортивных объектов относятся к организациям образования, всего 26% сооружений доступны взрослому населению.

По данным МОН,  обеспеченность школ спортивными залами составляет 80,6%, сельских школ - 60%. Двумя спортивными залами оснащены лишь 2,5 % школ. Во многих вузах спортивные комплексы доступны для студентов только во время занятий по физической культуре.

Деятельность же частных спортсооружений в крупных городах – это  бизнес-процесс, поэтому их ценовая политика ориентирована на условия рынка. Большие эксплуатационные расходы, достижение  окупаемости влекут за собой недешевые услуги.

В итоге, в среднестатистическом спортивном комплексе Казахстана стоимость абонемента на месяц - около 10 тыс. тенге.

Одна из проблем, препятствующих обеспечению доступности на местном уровне - в бюджетном законодательстве отсутствуют правовые основы выделения средств из бюджетов на покрытие убытков, связанных с содержанием объектов, находящихся в государственной коммунальной собственности. В Едином бюджетном классификаторе расходов нет статьи затрат на содержание спортивных объектов. Поэтому они находятся на балансе спортивных школ и не могут оказывать сопутствующие услуги, кроме спортивных. 

Для системного решения всех этих вопросов необходимы утвержденные нормативы сети спортивных сооружений в зависимости от количества населения, его плотности с указанием четких требований к данным объектам.

Системно надо решать и кадровые вопросы. Есть потребности в спортивных врачах, спортивных журналистах, менеджерах. Не хватает инструкторов по спорту и инструкторов - методистов с профессионально-техническим образованием.

На краткосрочных курсах в 2015 г. подготовлено только 114 инструкторов дошкольных организаций по физической культуре,  36 методистов, руководителей клубов, секций, кружков. На 2016 г. не запланирована подготовка методистов. А это и есть те специалисты, которые могут работать в секциях, в дворовых клубах.

Разумеется, ключевым звеном учебного процесса в общеобразовательной школе является учитель физкультуры. Сегодня заработная плата начинающего учителя составляет чуть более 60 тыс. тенге. Зачастую учителя, из-за отсутствия спортивных залов вынуждены проводить уроки с 2-мя, 3-мя классами одновременно. Поэтому необходимо решать вопрос о соразмерности нагрузки и оплаты.

Предложения:

- для развития отрасли необходимо разработать пошаговый План действий по развитию массового спорта, в соответствие с которым последовательно каждый казахстанец ежедневно участвовал бы в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

- принять и внедрить систему стимулирующих мер - к примеру, поощрение работников, не берущих больничные в течение года, в виде бонусов, в виде абонементов для посещения спортзалов, а также стимулы для работодателей.

- необходимо развивать потенциал дворовых клубов по месту жительства детей и молодежи. Для этого нужна подготовка инструкторов со средним образованием и облегченная инфраструктура.

- для развития сельской спортивной инфраструктуры необходимо предусмотреть универсальные спортивные площадки, рассмотреть возможность использования в вечернее время и в выходные дни школьных спортзалов и площадок для занятий спортом взрослыми.

- необходимо шире использовать ресурс ГЧП в строительстве ФОКов на селе и в производстве спортинвентаря.

- из года в год в Казахстане растет количество людей, увлекающихся национальными видами спорта. Важно то, что национальные виды спорта получили свое развитие на селе. Необходимо восстановить работу закрытых в последнее время клубов, обеспечить их учебно-методическими пособиями и спортинвентарем.

- необходимо обеспечить ценовую доступность объектов для населения вне зависимости от доходов и возраста, предусмотрев создание гибкой прозрачной тарифной сетки для разных категорий населения, сделать эти правила едиными по всей стране, независимо от формы собственности на то или иное спортивное снаряжение.

Итак, активное занятие физической культурой и спортом должно стать престижным, действенным  инструментом, ключом к успеху для каждого казахстанца, важным фактором социального благополучия. 

(Сауле Бапакова – 74-63-05. Фото Сайлау Майлыбаева. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)


Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.