Сайт бояуы
Әріп арасындағы қашықтық
Суреттер
10.02.2020

В Мажилисе обсудили вопросы развития госаудита для повышения эффективности использования бюджетных средств


 

Нур-Султан, 10 февраля, Дом Мажилиса. Меры для улучшения качества аудита и финансового контроля, предотвращения и уменьшения факторов финансовых нарушений, повышения эффективности использования бюджетных средств обсуждены сегодня в Мажилисе на Правительственном часе, посвященном дальнейшему развитию государственного аудита.

                Открывая обсуждение, заместитель Председателя Мажилиса Гульмира Исимбаева, напомнила, что Первый Президент Казахстана-Елбасы Нурсултан Назарбаев всегда акцентирует внимание на эффективном и прозрачном использовании каждого бюджетного тенге.

                В Плане нации «100 конкретных шагов» предусмотрено внедрение новой системы аудита и оценки госорганов. Для этого усовершенствовано законодательство, разработана методологическая основа и проведена сертификация государственных аудиторов. Как отметила Г.Исимбаева, в результате предпринятых мер в 2019 году объем финансовых нарушений, выявленных государственными аудиторами, сократился в 4 раза.

                Однако, как подчеркнула вице-спикер Мажилиса, в этой области еще есть нерешенные проблемы. Среди них – стремление госорганов распределить выделенные средства к концу отчетного года, отсутствие методики оценки эффективности вложенных средств для достижения запланированных результатов.

                - Глава государства Касым-Жомарт Токаев всегда подчеркивает необходимость продуманного планирования бюджета и систематической работы для обеспечения его правильного использования, - напомнила Г.Исимбаева.

                О положении дел в этой сфере депутатам доложил Первый заместитель Премьер-Министра – министр финансов Алихан Смаилов.

По словам докладчика, за четыре года Национальной комиссией сертифицировано более 1,5 тысяч госаудиторов. Созданы 54 службы внутреннего аудита. Комплексные проверки по всем вопросам заменены на точечный аудит конкретных транзакций. Внедрение и развитие дистанционных методов проверок повысили правовую грамотность объектов аудита и минимизировали коррупционные риски. Удельный вес выявленных нарушений в закупках уменьшен с 19% до 2%. Изменен подход к проверкам от выявлений к предупреждениям.

Как отметил А.Смаилов, основной объем нарушений связан с порядком ведения бухгалтерского учета (77%), завышением бюджетных средств при планировании и использованием прочих текущих расходов (12%), с управлением активов субъектов квазигоссектора (4%). Системное решение этих вопросов профильное министерство, как пояснил министр финансов, видит в автоматизации всех основных процессов.

С переходом на госаудит деятельность уполномоченного органа направлена на развитие превентивного аудита с применением Системы управления рисками. В частности, сокращены плановые проверки в 6,5 раз, а также сроки нахождения аудиторов на объектах аудита.

Кроме того, А.Смаилов сообщил, что впервые в этом году Счетным комитетом будет аудирована консолидированная финотчетность республиканского бюджета.

Говоря о проблемных вопросах в этой сфере, Первый заместитель Премьер-Министра – министр финансов назвал, прежде всего, коррупционные риски. При этом основная причина, по словам А.Смаилова, заключается в прямых контактах аудитора с объектом.

- После максимальной автоматизации процессов только 20% проверок будет проводиться с выходом на объект - там, где нужна инвентаризация и контрольный осмотр, - пояснил А.Смаилов.

Также на коррупциогенность, по словам министра финансов, влияет неконкурентная заработная плата и высокая ответственность госаудиторов, привлекаемых к следственным мероприятиям правоохранительных органов. В связи с чем, как отметил А.Смаилов, на сегодня наблюдается серьезный отток квалифицированных кадров: за два последних года уволилось 40% сотрудников.

Говоря о службах внутреннего аудита, министр финансов отметил, что сегодня они продолжают проводить ревизии, а не аудит. Нет заметного улучшения и финансовой дисциплины в их организациях, отсутствует прогресс в эффективности проверок. Министр финансов также отметил в большинстве случаем формальное «создание» Советов по государственному аудиту и рискам.

Решение проблемных вопросов министерство видит в акценте на превентивность через информатизацию.

- Это и облачная бухгалтерия, и интеграция информационных систем госорганов на всех этапах бюджетного процесса, и, конечно же, Big data analyses, - считает А.Смаилов.

Как подчеркнула в свою очередь Председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова, сегодня отсутствует заинтересованность самих руководителей госорганов и в большей степени органов местной исполнительной власти в использовании такого инструмента, как Совет по государственному аудиту и рискам.

Отметив, что в соотвествии с Рекомендациями депутов, данными на Правительственном часе в 2017 году, министерство финансов разработало Методику оценки эффективности служб внутреннего аудита с конкретными критериями, доработала Методику оценки госорганов, Г.Карагусова вместе с тем акцентировала внимание на важности продолжения работы в данном направлении.

Кроме того, Председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету считает преждевременным предложение министерства финансов проверки по инициативе правоохранительных органов передать на аутсорсинг аудиторским организациям.

- Реагировать на жалобы и обращения населения и выходить по ним на проверки - это прямая обязанность государства. Международная практика передачи на аутсорсинг с 2007 года, которую мы видим в международной аудиторской деятельности, говорит о том, что аутсорсинг все-таки имеет определенный коррупционный риск, - считает Г.Карагусова, призвавшая еще раз внимательно обсудить этот вопрос.

Кроме того, депутаты Мажилиса предлагают приступить к разработке большой Программы аудита, чтобы Казахстан был готов к 2022 году, когда планируется создание и функционирование единого рынка аудиторских услуг в странах-участницах ЕАЭС.

Как отметила парламентарий, последние кардинальные изменения в нашей стране в этой сфере были внесены в 2009 году, что сказывается на снижении качества аудиторских услуг.

По словам Г.Карагусовой, необходимо усилить экспертно-аналитическую работу.

- Актуальным сегодня также остается обеспечение доступа всех органов государственного аудита к Единой базе данных, созданной при Счетном Комитете. К сожалению, Органы внутреннего аудита, в том числе службы внутреннего аудита пока еще являются лишь поставщиками данных в эту базу. Даже должностные лица органов внутреннего аудита не имеют доступа к ней. Хотя Единая база данных создавалась для решения проблем несогласованности, исключения дублирования проверок, признания результатов аудита, анализа правонарушений и обеспечения электронного аудита. То есть, данная база не в полной мере используется органами госаудита для предупреждения нарушений и информирования населения, - подчеркнула Председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету.

Кроме того, Г.Карагусова акцентировала внимание на важности повышения прозрачности и открытости планирования, исполнения республиканского и местных бюджетов.

- Для депутатского корпуса по-прежнему главным ориентиром при оценке эффективности работы органов государственного аудита и финансового контроля остается удовлетворенность населения результатами ежегодного исполнения республиканского бюджета. И хотя в последние три года основное 100% исполнение, акцент должен делаться на эффективность использования бюджетных средств и достижение конечных результатов. Надеемся, что наша совместная работа обеспечит эффективное исполнение поручений Елбасы Нурсултана Назарбаева и Главы государства Касым-Жомарта Токаева, - резюмировала депутат.

В ходе обсуждения депутаты Мажилиса адресовали Первому заместителю Премьер-Министра – министру финансов Алихану Смаилову и члену Счетного комитета Константину Плотникову ряд проблемных вопросов.

Так, мажилисмен Жексенбай Дуйсебаев поинтересовался результатами анализа эффективности работы ряда крупных компаний квазигоссектора. А депутат Майра Айсина спросила, что делает Счетный комитет для того, чтобы результаты проведенных аудиторами проверок были прозрачными и любой желающий мог с ними ознакомиться. Вопрос депутата Берика Дюсембинова касался порядка апелляционного урегулирования споров, возникающих при обжаловании действий (бездействия) уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту и (или) их должностных лиц. Сапар Ахметов выразил обеспокоенность отстутствием результатов проведенного Минфином камерального контроля в иных, кроме госзакупок, сферах. Вопрос, касающийся деятельности госаудиторов, задал мажилисмен Фархиддин Каратаев, отметив, что за прошедшие 2 года сертификатов лишены 13 государственных аудиторов. В этой связи депутат поинтересовался, является ли достаточной такая ответственность или необходимо законодательно ее усилить? К представителю Счетного комитета с вопросом обратилась депутат Ирина Унжакова, спросив, что нужно для того, чтобы аудит выполнял превентивную функцию? Чтобы финансовые нарушения не только выявлялись, но и вовремя предотвращались.

                По итогам Правительственного часа будут приняты Рекомендации.

               

(Пресс-служба Мажилиса, 74-68-44, фото С.Майлыбаева)


Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.