Сайт бояуы
Әріп арасындағы қашықтық
Суреттер
05.06.2013

Депутатский запрос Премьер-министру: с каждым годом количество коррупционных преступлений в сфере государственных закупок в Казахстане только растет


Депутатский запрос Премьер-министру: с каждым годом количество коррупционных преступлений в сфере государственных закупок в Казахстане только растет

 

                Астана, 5 июня, Дом Мажилиса. На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратился депутат Парламента Талгат Ергалиев:

«В настоящее время государственные закупки являются неотъемлемой частью развития экономики, а вместе с тем и Республики в целом.

Чтобы понять всю важность этого процесса приведем одну цифру. Прогнозируемые поступления в бюджет республики в 2013 г. составят, примерно 36 млрд. долларов. Годовые планы по объемам государственных закупок товаров и услуг в Республике, по данным агентства по статистике, в 2013 году составят 13 млрд. долларов. В масштабах Казахстана сумма получается колоссальной.

Государственные закупки - это хороший способ как для государства выбрать наиболее эффективный метод удовлетворения государственных нужд, так и для поставщика - получить заказ и шанс рекомендовать себя с лучшей стороны. Однако, на практике предприниматели сталкиваются с рядом барьеров непосредственно в процессе участия в государственных закупках.

По заявлению официального представителя Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью с каждым годом количество коррупционных преступлений в сфере государственных закупок в Казахстане только растет.

Так, в 2012 году зарегистрировано 371 коррупционное преступление, из которых 288, или 78%, выявлены в сфере государственных закупок совершены служащими акиматов и их структурных подразделений, в том числе 26 - акимами и их заместителями.

Всего же в период с 2008 по 2012 годы финансовая полиция выявила почти 1 800 коррупционных преступлений в сфере государственных закупок, которыми государству причинен ущерб на сумму свыше 7 млрд. тенге и это только раскрытые преступления.

За последние 5 лет за совершение преступлений данной категории осуждено более 320 должностных лиц, среди которых присутствуют: министр, заместители министров, а также руководители агентств и комитетов.

За последние 5 лет за совершение преступлений данной категории осуждено более 320 должностных лиц, среди которых бывший министр охраны окружающей среды и его заместители, вице-министр образования и науки, глава агентства по управлению земельными ресурсами,  заместитель министра по чрезвычайным ситуациям, бывшее руководство Агентства по статистике, Министерства транспорта и коммуникаций, Комитета по водным ресурсам МСХ и т.д.

Вот несколько примеров коррупционного «беспредела»:

- Осужден к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества первый зам.акима Мангистауской области, который за оказанное содействие получил взятку в виде строительства коттеджного дома в г.Актау на сумму 64,3 млн.тенге.

- Приговором суда начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства г.Жанаозен признан виновным в хищении бюджетных средств в сумме 118 млн.тенге, выделенных на государственные закупки, и осужден к 6 годам лишения свободы с конфискацией имущества.

- Также ярким примером коррумпированности этой отрасли является факт ареста сроком на 10 лет с конфискацией имущества экс-главы Агентства по управлению земельными ресурсами, обвиняемого в хищении 906 млн.тенге, выделенных на обеспечении топографо-геодезической и картографической продукцией.

- 29 апреля 2013 года возбуждено уголовное дело в отношении вице-министра образования и науки РК по факту присвоения и растраты бюджетных средств в сумме почти 1,5 млрд.тенге при строительстве  образовательного учреждения. Как ни странно, чиновник в свое время работал в системе государственных закупок.

И это лишь малая часть выявленных случаев коррумпированности данной сферы.                                     

Давайте приведем еще одну цифру: по оценке Счетного комитета в 2012 году общая сумма не использованных администраторами бюджетных программ средств составила 41,8млрд.тенге, а если учитывать, что более 1/3 бюджетных средств приходится на государственные закупки, то можно с уверенностью сказать о наличии существенных проблем в данном секторе.

В свою очередь мы предлагаем механизмы решений, которые позволят госзакупкам стать еще более эффективным инструментом для государства.

Во-первых, нужно решать вопрос регулирования в области государственных закупок, где поставщики предлагают введение симметричной ответственности заказчиков и поставщиков в государственных заказах. То есть на деле заказчик может срывать график финансирования, задерживать срок рассмотрения документов и.т.д.

Во-вторых, считаем необходимым, создать Единый центр по организации и проведению тендеров, который будет заниматься исполнением всех государственных закупок по РК, а также назначить ответственных руководителей этого центра из числа проверенных временем и работой людей, которые за годы трудового стажа заработали себе безупречную репутацию и являются образцом для подражания.

В-третьих, в обязательном порядке: в равном количестве по отношению к организаторам включать в состав конкурсной комиссии  по государственным закупкам лиц так или иначе не заинтересованных в результате конкурса. А именно: представителей отраслевых ассоциаций, неправительственных организаций, а также привлечь органы финансовой полиции и для открытости проведения закупок – средства массовой информации.

Равно как и считаем необходимым упростить требования проведения государственных закупок, отменить способ закупки «из одного источника», т.к. правомерность использования данного метода закупок порой остается под сомнением.

Прошедшее время показало, что необходимо было внести изменения в формы проведения закупок в целом. И данные изменения - это введение электронных государственных закупок.

По данным Агентства по статистике в 2010 году в электронной системе государственных закупок зарегистрировано 83 тысячи  участников, тогда как на апрель месяц 2013 года - 155 тысяч, как мы видим, количество участников увеличилось почти в 2 раза и это только на начало года.

Также хотелось бы отметить, что, по сути, выигрывает не самый лучший, а тот, кто предложил низкую цену.

Сегодня в Республике Казахстан программа государственных электронных закупок требует совершенствования. Иначе вся система государственных электронных закупок просто сведется к подаче документов в электронном формате, без аналитики, а также подтверждения компетентности поставщика и происхождения товара.

В целом система проведения закупок требует инновационного подхода с учетом закона о закупках РК, к решению различных проблем, возникающих в процессе закупок. Также необходимо проанализировать опыт стран ближнего и дальнего зарубежья с заимствованием лучших и решающих моментов данной системы».

Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса А.Перуашев, Е.Никитинская, А.Абильдаев, Н.Жазылбеков, М.Казбекова, А.Туртаев

 

 

 

(Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов – 74-63-05. Фото Сайлау Майлыбаева. www.parlam.kz. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)

 


Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.