Газета «Свобода Слова». №29-30. 03 октября 2013 года.
БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ ВСЕМ МИРОМ
Год от года криминальные схемы усложняются, некоторые нарушители закона давно «работают» в транснациональном масштабе. Перед правоохранительными органами стоит задача обеспечить адекватную реакцию, ответить на вызовы современности. Государство СНГ хорошо осознают необходимость борьбы с преступностью с помощью согласованных мер, общих действии, закрепленных международными соглашениями. Об этом в интервью корреспонденту «Свободы Слова» рассказал депутат Мажилиса, член комитета по международным делам, обороне и безопасности Казахстана Еркин Шпанов.
«…преступность не только растет, но и приобретает транснациональный характер. Большую опасность для каждого из государств, входящих в Содружество, представляет развитие международных связей между организованными преступными сообществами стран СНГ»
Еркин Мажитович, в каком состоянии сегодня находятся официальные договоренности между странами-участниками СНГ о взаимной выдаче преступников? Какими документами и положениями регулируется этот процесс?
Одним из глобальных вызовов современности является то, что преступность не только растет, но приобретает транснациональный характер. Большую опасность для каждого из государств, входящих в Содружество, представляет развитие международных связей между организованными преступными сообществами стран СНГ.
Чтобы противостоять консолидации криминального мира, необходима координация усилий и взаимодействие всех государств - участников Содружества независимых государств в борьбе с преступностью.
Понимание этого присутствует у подавляющего большинства стран Содружества. Свидетельство тому - принятие Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников СНГ, а также двусторонние и многосторонние, ведомственные соглашения по всему спектру сотрудничества, в том числе по розыску и выдаче преступников. Не буду их все перечислять. Думаю, достаточно сказать, что на сегодня принято более ста подобных соглашений. Например, Советом министров внутренних дел стран СНГ принята и утверждена инструкция о едином порядке межгосударственного розыска лиц, в котором уточнен порядок взаимодействия правоохранительных органов в этом вопросе.
Как видите, работа по согласованию и координации усилий в борьбе с преступностью носит системный, планомерный характер и имеет позитивную тенденцию развития.
Хотелось бы услышать конкретные цифры. Например, сколько преступников выдала Казахстану Россия, а также другие страны СНГ? Сколько преступников выдал, в свою очередь Казахстан своим партнерам по Содружеству?
Все верно, еще одним важным направлением совместной деятельности является розыск и выдача преступников. В этом направлении проводится целый комплекс мероприятий, начиная от обмена оперативной информацией и заканчивая проведением совместных масштабных розыскных мероприятий. Так, уже ставшая обязательной практикой и проводимая ежегодно широкомасштабная межгосударственная операция «Розыск» дает ощутимые результаты.
Например, в 2011 году в ходе этой операции задержано 339 разыскиваемых преступников, в том числе за пределами нашей республики 12 человек, а на территории Казахстана для правоохранительных органов государств-участников СНГ - 49 лиц. А в марте 2012-го всего за два дня спецоперации казахстанскими полицейскими установлены и задержаны 220 человек, для стран Содружества задержаны - 55 преступников. За пределами Казахстана пойманы 23 человека. В этом году в ходе совместной спецоперации установили местонахождение и задержали 331 разыскиваемого. Из них за совершение убийств - 9, разбойных нападений - 11, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 6 и грабежей – 34 человека, в том числе за пределами республики - 17 граждан (в России - 13, Узбекистане - 3, Грузии - 1). Для стран СНГ задержан 61 преступник (для России - 44, Узбекистана - 14, Кыргызстана - 2, Украины - 1).
Здесь необходимо отметить, что работа по розыску ведется не только в период спецопераций. Она проводится непрерывно. Так, в 2012 году для Казахстана полицейские стран СНГ разыскали 159 преступников. А казахстанские блюстители порядка в прошлом же году по запросу стран Содружества установили местонахождение 421 лица. В этом году для нашей страны разыскали 87 преступников, а мы в свою очередь - 206. Отличие операции «Розыск» от ежедневной работы лишь в том, что тут подключаются максимальное количество сил и средств органов внутренних дел, в данном случае как Казахстана, так и стран СНГ. Думаю, эта статистика сама по себе достаточно красноречива и не требует дополнительных комментариев. В последующем все задержанные подлежат экстрадиции в установленном порядке.
К слову об экстрадиции. Не встречает ли Казахстан каких-либо препон в этом вопросе со стороны стран-участников Содружества?
Сейчас, когда каждая бывшая советская республика, ставшая суверенной, имеет или создает свое новое уголовное законодательство, вопрос регулирования механизма выдачи преступников в СНГ стал особенно актуален. В большинстве случаев между этими государствами еще нет соответствующих соглашений. Практически вопросы выдачи решаются путем конкретных рабочих договоренностей между прокуратурами и министерствами внутренних дел или безопасности разных стран. Но главным международным актом стала заключенная 22 января 1993 года в Минске многосторонняя Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, объединившая 10 стран Содружества: Россию, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Украина, Армению, Молдову, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Большинство производств по выдаче в странах СНГ осуществляется на основе минской конвенции.
Казахстан не испытывает серьезных трудностей во взаимной выдаче преступников, так как вопросы экстрадиции у нас урегулированы со всеми странами СНГ, а также с Грузией, Китаем, КНДР, Литвой, Монголией, Турцией, Южной Кореей, Ираном и ОАЭ. В этом плане показателен пример экстрадиции бывшего председателя Агентства Казахстана по статистике Анар Мешимбаевой из России на родину.
На какой стадии рассмотрения находится сегодня законопроект о ратификации договора стран СНГ в сфере межгосударственного розыска и выдачи преступников? Кто выступил инициатором этого законопроекта и какие задачи позволит решить?
Договор о межгосударственном розыске лиц был подписан 10 декабря 2010 года в Москве главами девяти государств - участников СНГ, кроме Туркменистана и Украины. Его задача - создать правовую основу для сотрудничества стран Содружества в межгосударственном розыске лиц. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность борьбы с преступностью, создать механизм взаимодействия и обеспечить оперативный обмен информацией.
О том насколько он актуален, опять-таки говорят цифры. По данным Комитета правовой статистики, в розыске числятся 2 465 человек, из них в межгосударственном, то есть в странах СНГ, - 2 285 человек, в международном розыске - 180 человек. Большинство государств Содружества уже ратифицировали данный Договор, в их числе Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Молдова, Беларусь. В сентябре текущего года Мажилис Парламента РК одобрил данный законопроект и направил его в Сенат. Основной разработчик - исполком СНГ, в состав рабочей группы входили компетентные сотрудники правоохранительных органов стран Содружества.
В самом начале нашего разговора вы упомянули совместную программу по борьбе с преступностью. В чем ее особенность?
Важно понимать, что изначально укрепление межгосударственных и транснациональных связей обусловливалось стремлением членов организованных преступных группировок избежать ответственности за совершенные преступления на территории определенных стран. Им были на руку прозрачностью границ, различием норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства в государствах СНГ. А сейчас наблюдается всеобщая консолидация ОПГ для проникновения во власть, отмывания преступно нажитых доходов и достижения других целей.
И сегодня от правоохранительных органов требуется более тесное сотрудничество в правовой сфере, прежде всего в плане гармонизации и сближения национального законодательства, с выходом в конечном счете на выработку унифицированной законодательной базы и образование общего правового поля в интересах государств Содружества. Без такого сотрудничества, без активного поиска общих правовых подходов к решению проблем борьбы с преступностью вряд ли удастся добиться серьезных позитивных сдвигов. Поэтому большое значение придается разработке проектов межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью.
Так, в 2013 году завершается работа по четырем проектам межгосударственной программы призванных бороться с преступностью, незаконным оборотом наркотических средств, терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, а также с таким явлением, как торговля людьми. Проекты прошли согласование на уровне экспертных групп, завершается их внутригосударственное согласование. Вопросы внесены в проекты повесток дня заседаний советов глав государств и министров иностранных дел Содружества, которые состоятся в октябре 2013 года.
Беседовала Анна Руденко