Прикаспийская коммуна. 30.11.2013
СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПРОГРАММАМ – ПРОЧНУЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ БАЗУ
Грандиозные задачи, обозначенные в Стратегии-2050 и Политической доктрине партии «Нур Отан» требуют принятия своевременных и реальных действий для достижения этих целей. Без этих условий любая великая идея обречена на провал.
В этом контексте жесткая
критика Главы государства исполнительных органов вполне объяснима.
Действительно, в реализации принятых программ существует много серьезных
проблем, сдерживающих наше движение вперед. В этих условиях неизмеримо
возрастает актуальность налаживания эффективной работы всей системы
государственного управления, в том числе и законодательной ветви власти. Сегодня
в Казахстане наработан колоссальный опыт парламентского законотворчества.
Только в период работы Парламента пятого созыва принято свыше 140 законов, 12
из которых разработаны по инициативе депутатов. В настоящее время в работе
находятся 34 законопроекта. Главной отличительной особенностью законодательной
деятельности депутатов является их четкая социальная направленность, стремление
решать наиболее актуальные и насущные вопросы населения. Именно такую задачу
ставит всегда перед нами наш Президент Нурсултан Назарбаев. Наиболее зримо этот
принцип проявился при рассмотрении Мажилисом Парламента законопроекта «О
республиканском бюджете на 2014-2016 годы». Бюджет имеет четкую социальную
направленность. Расходы республиканского бюджета на социальную помощь и
обеспечение в трехлетнем бюджете планируются в сумме 4 878,2 млрд. тенге, из
них в 2014 году – 1 485,8 млрд. тенге с ростом к текущему году на 115 млрд.
тенге или 8,4?%. Большая часть данных средств – более 90?% – направляется на
социальные выплаты пенсионерам и получателям пособий. Также в проекте бюджета,
во исполнение поручения Главы государства, предусмотрены расходы на
субсидирование обязательных пенсионных взносов получателям социальных выплат, в
случае потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста
одного года в общей сумме 30,7 млрд. тенге.
Жесткой критике депутатов подвергся при обсуждении законопроект «О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по
вопросам налогообложения», предусматривающий повышение налога на транспорт и
имущество. В первоначальном варианте правительственным законопроектом
предлагалось:
- повышение ставок налога на имущество физических лиц в два раза путем
увеличения базовой стоимости квадратного метра для Алматы и Астаны с 30 000 до
60 000 тенге, а для областных центров с 18 000 до 36 000 тенге;
- для квартир площадью свыше 150 квадратных метров и домов свыше 300 квадратных
метров ввести трехкратный коэффициент;
- ставки налога на землю, предназначенную для жилищного строительства, но
длительное время неиспользуемую, увеличить в 10 раз;
- повышение налога на транспортные средства с объемом двигателей от трех до
четырех тысяч кубических сантиметров с нынешних 15 МРП до 35-66 МРП и отмена
льгот для авто с объемом выше четырех тысяч кубических сантиметров.
Но фракция «Нур Отан» отказалась принять предложенные Правительством
изменения по налогу на транспорт и недвижимость. Прежде всего потому, что
налоговое бремя в данном случае перекладывалось на большинство населения.
На заседании фракции был разработан пакет предложений именно по этим
двум позициям. Так, в части налога на транспортные средства мы предложили для
автомобилей с объемом двигателя от четырех до пяти тысяч кубических сантиметров
ввести ставку налога до 130 МРП, а для автомобилей объемом двигателя свыше пяти
тысяч кубических сантиметров – до 200 МРП. Более того, чтобы не ущемить
интересы простых граждан нашей страны, как правило, ездящих на недорогих и
подержанных автомобилях, было предложено все новые ставки налога применять к
автомобилям, которые будут приобретены с 1 января 2014 года.
Кроме того, депутаты поддержали повышение в два раза базовой стоимости одного
квадратного метра жилья в Алматы, Астане и областных центрах, но предложили
исключить повышающий коэффициент и заменить его на более справедливый подход –
в зависимости от стоимости жилья. Это будет более обоснованно при
налогообложении дорогостоящего жилья. Депутатами было предложено целесообразным
введение специальных повышающих налогов с оценочной стоимости имущества с суммы
свыше 150 млн. тенге.
Благодаря принципиальной позиции депутатов эти предложения Правительством были
поддержаны. Также данный законопроект предусматривает повышение акцизов на
табачную и алкогольную продукцию. После жесткой критики Главы государства
стремления Правительства поддержать интересы «водочного лобби», они были
рассмотрены незамедлительно. Так, если акцизы на сигареты сегодня 1550 тенге за
тысячу штук, то с 2014 года – 3000 тенге, с 2020 года – 45 евро; акцизы на
спирт сегодня за 1 литр – 2,5 евро, а с 2014 года – 5 евро, с 2016 года – 8
евро. Данные изменения приняты депутатами исходя не только из экономических
соображений. Уверены, что они могут сыграть положительную роль в сохранении
духовного и физического здоровья народа. К сожалению, сегодня Казахстан входит
в 30-ку государств, употребляющих более восьми литров крепких алкогольных
напитков на душу населения. С увеличением стоимости на табачную и спиртную
продукцию в несколько раз, возможно, определенная часть населения перестанет
курить и пить. Необходимо также отметить, что фракция «Нур Отан» широко
использует возможности парламентского и общественного контроля над реализацией
задач Стратегии-2050. Так, за время работы Мажилиса пятого созыва
депутаты-нуротановцы направили порядка трехсот запросов государственным органам
по всем аспектам выполнения предвыборной платформы партии. Например, в ходе
недавней моей поездки в Макатский район для разъяснения проекта Политической
доктрины НДП «Нур Отан» одним из самых острых вопросов, задаваемых как членами
партии, так и жителями, был вопрос, связанный с состоянием автодороги Макат –
Доссор. Вот уже длительное время 17 километров автотрассы республиканского значения «Актобе – Атырау – Астрахань РФ», на участке между поселками Макат и Доссор,
находится в аварийном состоянии.
Но решение этой проблемы имеет не только экономическое, но и социальное
значение. Преодоление этого участка дороги связано не только с риском поломок
автотранспорта, но и представляет реальную угрозу безопасности людей. А в
осенне-зимний период проезд по ней практически невозможен.
Неоднократные обращения руководства области, депутатов Парламента РК к
Правительству не дали положительных результатов. Хотя еще в начале 2011 года
Правительством РК было заявлено, что утвержденная отраслевая программа по
развитию транспортной инфраструктуры на 2010-2014 годы предусматривает
осуществление реконструкции автомагистрали республиканского значения «Атырау –
Астрахань» и капитальный ремонт участка дороги Доссор – Макат. Но до сих пор
эти решения остаются лишь заявлениями о намерениях, не принося никаких
положительных перемен в повседневную жизнь населения района. Для полного
капитального ремонта необходимо 2 млрд. 20 млн. тенге. Проектно-сметная
документация готова. Если Правительство даст добро, то исполнительные органы
области готовы приступить к ремонту дороги, по которой идет огромный
транспортный поток между Казахстаном, Россией и европейскими странами. В связи
с вышеизложенным группа депутатов Мажилиса от Атырауской области обратилась с
депутатским запросом к Премьер-министру с просьбой решить этот вопрос. К
сожалению, жизненно важных вопросов, требующих незамедлительного решения, в
регионе немало. Ради объективности необходимо отметить, что и центральными, и
местными исполнительными органами предпринимаются эффективные меры по улучшению
динамики социально-экономического роста области. Но вместе с тем, существуют
проблемы, решение которых требует мер государственного масштаба.
Например, жителей области глубоко волнует судьба Урала и Каспия.
В 2011 году после катастрофы в Мексиканском заливе ученые составили список
«незаменимых» экосистем мира, где обитают уникальные виды морских и речных
млекопитающих. В этот список было включено и Каспийское море, как имеющее
мировое значение. Это говорит о том, что мы ответственны за сохранение Урало-Каспийского
бассейна не только перед нашим народом и будущими поколениями, но и мировым
сообществом. А ситуация, действительно, критическая.
В 1970-1980 годах
рыболовецкие колхозы региона, местный рыбокомбинат заготавливали 70-80 тысяч
центнеров рыбы осетровых пород и 8-10 тысяч центнеров черной икры, 4 тысячи
центнера балыка, а также добывали более 200 тысяч центнеров рыбы частиковых
пород.
Сегодня с горечью и болью приходится признать, что этому рыбному изобилию
наступает конец. На реках Урал и Волга построили каскады гидростанций,
искусственные водоемы, а естественные нерестилища загубили. Свою негативную
роль сыграло масштабное браконьерство. В итоге пришли к тому, что уровень
добычи рыбы катастрофически упал. По сравнению с прошлым периодом среднегодовые
уловы сазана, судака, леща, воблы, сельди-черноспинки сократились в сотни раз,
а об осетровых породах и говорить не приходится, они просто на грани
исчезновения.
Одной из главных причин этой ситуации является потеря нерестовых площадей, а
река Урал, как известно, является единственной рекой в Каспийском бассейне, где
сохранился естественный нерестовый фонд осетровых рыб.
В каком состоянии
находятся нерестовые участки на сегодняшний день никто не знает, потому что
последняя их инвентаризация проводилась в 2000 году.
Исходя из этого, я обратился с письмом к министру окружающей среды и
водных ресурсов с предложениями о необходимости проведения мелиоративных
(дноуглубительных) работ на рыбоходных каналах и восстановления естественных
нерестилищ в русловой и пойменной части рек Урал, Кигач и Шароновка, разработки
проекта капитальной мелиорации русла Урала от Индера до Атырау и полной
инвентаризации нерестовых участков для объективности оценки их состояния и
адекватности принимаемых мер.
Бесспорно, в законотворческой сфере проделана большая работа, но
предстоит сделать еще больше. К примеру, в работу поступили важные
законопроекты, касающиеся проведения «ЭКСПО-2017», реформы правоохранительной
системы в виде проектов новых редакций УК, УПК, УИК и Кодекса об
административных правонарушениях.
По определению Главы государства «главный партийный девиз на предстоящие
десятилетия: вперед – к новой инновационно-индустриальной экономике, новому
качеству жизни казахстанцев, как единой и сплоченной нации, новым вершинам
международного авторитета Казахстана, как динамичного и ответственного
государства ХХI века».
Этот девиз должен стать мотивом наших устремлений и действий во имя воплощения
в реальность нашей общей Казахстанской Мечты.
Еркин ШПАНОВ,
депутат Мажилиса Парламента РК