Газета «Литер» 31.01.2014. №16(2413)
ДУХОМ ЕДИНЫ
О непреходящих ценностях в молодежной политике
В ряде публичных выступлений Главы Государства особое значение придается вопросу молодежной политики. Это вполне объяснимо. В программных документах «Стратегия-2050» и политическая доктрина партии «Нур Отан» намечены перспективные цели, главная из которых – в скором времени войти в число 30 развитых стран мира. Решение этих грандиозных задач немыслимо без участия молодежи. Ведь сегодня каждый второй житель Казахстана – моложе 30 лет. Около 27 процентов населения республики – молодежь в возрасте от 14 до 29 лет. Это более 4-х миллионов человек.
Закономерно, что в условиях таких масштабных изменений особая ответственность возлагается на нашу молодежь. Она не только вершитель этих преобразований, но и их конечная цель, потому что все, что делается в стране, делается во имя процветания будущих поколений.
Также не стоит забывать, что во все времена у нашего народа высшим проявлением патриотизма было самоотверженное служение родине и готовность ее защищать. Вполне закономерно, что в предвыборной платформе партии «Нур Отан» «Казахстан. Цели 2017. Национальный план действий» определяется задача о необходимости все делать для того, чтобы армия была сильной и защита родины стала престижной. Для реализации этой благородной цели намечен целый комплекс мер, в том числе совершенствование военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Словом, молодёжь – это и есть и настоящее и будущее страны. От неё зависит, каким Казахстан будет завтра. Поэтому бесспорно, что правильная и дальновидная молодежная политика – залог будущего благоденствия нашей страны, её мирового признания.
В нашей стране молодежная политика всегда была в центре внимания. Но сегодня важно не просто принятие масштабных программ, а то, насколько они отвечают велениям времени и какие предлагают пути решения целого ряда актуальных проблем современной молодежи, обусловленных глобальными вызовами XXI века.
В первую очередь это размывание традиционных духовных ценностей и насаждение идеологии культа потребления, когда обладание материальными благами для молодого человека становится самоцелью.
Само по себе стремление к материальному достатку явление вполне нормальное. Но оно становится опасным, если материальная мотивация превалирует над нравственными принципами, когда способы достижения целей не имеют моральных ограничений.
Этим объясняется появление одной из актуальных проблем нашей молодежи – неприятие ценностей труда. Стремясь к материальному достатку, молодые люди зачастую не связывают его достижение со своей способностью трудиться, уровнем образованности и профессионализма, проявлением воли и целеустремленности.
К сожаленью, в молодежной среде господствуют такие неверные установки достижения благополучия, которые якобы, позволяют много заработать без приложения особых усилий. Например, путем устройства на «хлебную» должность с использованием покровительства высокопоставленных родственников и финансовых возможностей родителей.
Такая жизненная позиция неизбежно порождает пессимизм, неуверенность, неверие в собственные силы и возможности. Этим объясняется патернализм и социальный инфантилизм значительной части современной молодежи, которые, обретая массовый характер в молодежной среде, могут стать тормозом для развития страны в целом.
Примечательно, что по данным социологических опросов, две трети казахстанской молодежи ожидают помощи от государства в решении собственных проблем, а более половины надеются на помощь родителей. Бесспорно, в молодежной среде существуют серьезные объективные проблемы, которые обязано решать государство. Но оно не должно, образно говоря, преподносить желаемые плоды в созревшем виде, а должно создать условия для их взращивания.
Размышляя по этому поводу, я обнаружил интересные факты. Например, государство разрабатывает и реализует масштабные программы по обеспечению занятости населения, выделяя для этого огромные финансовые средства, а мы продолжаем говорить о проблемах безработицы.
В то же время, к нам ежегодно приезжают 700 000 мигрантов и все они находят работу, перечисляя на историческую родину миллиардные суммы денег, заработанных в нашей стране. Более того, для реализации индустриально-инновационных проектов катастрофически не хватает квалифицированных кадров. По заявлениям официальных представителей власти и бизнеса, в некоторых отраслях дефицит специалистов составляет до 10 000 человек.
В целях устранения этих перекосов государство расширяет сеть профессионально-технических учебных заведений, бесплатных курсов по подготовке и переподготовке специалистов, но, к сожаленью, массовой тенденции воспользоваться предоставленными возможностями среди молодежи не наблюдается.
Создается парадоксальная ситуация, когда работа есть, но она не востребована, потому что по представлению некоторых молодых людей является не престижной. В свою очередь, высокооплачиваемая работа требует соответствующей квалификации, а учиться или переучиваться нет желания.
В этой связи, на мой взгляд, пора уже говорить не только о необходимости заботы со стороны государства, но и об ответственности молодого человека за свою судьбу. Без его активной жизненной позиции любая помощь со стороны будет бесполезной.
В молодежных умонастроениях существует еще более опасная проблема. В силу максимализма и обостренного восприятия мира, присущих юности, отдельные молодые люди очень болезненно относятся к вопросам социальной справедливости.
Некоторых из них, невозможность достижения жизненных целей на фоне примеров социального разделения, когда на одной стороне блеск дворцов, а на другой - бедность хижин, подталкивает к поиску истины, которую они не без помощи деструктивных религиозных проповедников находят в экстремистских идеях и взглядах. При этом они не задаются простым и четким вопросом: неужели благополучное обустройство своей судьбы и жизни своих близких непременно должно происходить через разрушения, хаос и страдания ни в чем не повинных соотечественников? И как это соотносится с постулатами веры, призывающих к миру, добру и состраданию?
Опыт отдельных стран ближнего и дальнего зарубежья показывает, что радикальное переустройство общества через кровавое противостояние не приводит к позитивным переменам, а, наоборот, отбрасывают страну на десятилетия назад, что в условиях темпов развития современного мира означает крах и исчезновение народа. К примеру, в той же Ливии пришедший к власти подобным образом режим до сих пор не может взять ситуацию под контроль, и в результате каждый день десятками гибнут мирные жители страны.
Ведь существуют много других путей для самоутверждения и реализации своих возможностей.
Осуществляемые государством меры по обеспечению доступности и повышению качества профессионального образования, содействию занятости, а также жилищные программы по поддержке молодых семей и присущая нашему обществу социальная стабильность позволяют при желании добиться высокого уровня жизни.
Справедливости ради надо отметить, что значительная часть молодежи – это образованные, целеустремленные и трудолюбивые люди, которые благодаря позитивной позиции нашли свое место в жизни. Например, 21-летний казахстанский студент Руслан Туленов из Атырау, который прославился на весь Казахстан и Китай после того, как его публично похвалил председатель КНР Си Цзиньпин. Руслан не только отлично учится в Хайнаньском университете, но и является донором. После того как китайские СМИ растиражировали слова председателя КНР о Руслане, ему выделили грант на учебу до получения диплома и предложили бесплатно пройти курс магистратуры и докторантуры. К счастью, таких молодых людей много, что вселяет надежду и уверенность в благополучном будущем Казахстана.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что решение многих проблем в молодежной среде находится в духовной сфере. Ключевой составляющей молодежной политики должно стать утверждение непреходящих нравственных ценностей, определяющих мотивы устремлений молодых людей.
Но в этом плане, как неоднократно указывал Глава Государства, существуют серьезные недостатки.
Действительно, государственными и общественными молодежными организациями проводится много мероприятий в виде форумов, «круглых столов», акций, разрабатывается множество программ, но они не приносят нужной отдачи. Причины, по моему мнению, в том, что они оторваны от реальных нужд и интересов молодежи и в большинстве своем даже не доходят до них.
Духовное воспитание молодежи настоятельно требует творческого, как сегодня принято говорить, креативного подхода, адекватного современным реалиям.
Это в первую очередь предполагает формирование духовных потребностей, которые сегодня, к глубокому огорчению, диктуются западной массовой культурой. Современная молодежь не читает книг, смотрит американские блокбастеры, слушает западную музыку, голливудских звезд кино и шоу бизнеса знает гораздо лучше, чем отечественных. Но не стоит по этому поводу ругать и обвинять нашу молодежь, потому что это глобальная тенденция и перед ее натиском не устояла даже консервативная в вопросах морали Япония.
Бороться с насаждением западных культурных ценностей надо, но не запретами и ограничениями, а противопоставлением своего конкурентного продукта. В этом отношении примечателен пример с фильмом Федора Бондарчука «Сталинград», показ которого с огромным успехом идет не только в России, но и по всему миру. Так, в Китае он в течении недели шел одновременно в семи тысячах кинотеатрах. Но в самой России старшее поколение зрителей, привыкшее к советскому военному кино, подвергло фильм жесткой критике, а молодежь восприняла с огромным интересом. Хотелось бы подчеркнуть, что в дни празднования нашей независимости по телеканалу «Хабар» с огромным успехом прошел сериал о легендарном Момышулы, который открыл нам новые страницы в жизни этого великого человека. Примечательный факт: книга нашего национального героя «Психология войны», в которой он излагает свое понимание многих духовных качеств, присущих настоящему гражданину и патриоту, входит в обязательную программу обучения военных академий ряда западных стран.
К сожаленью, у нас действительно крайне мало отечественных продуктов в области культуры, которые утверждали бы в сознании молодежи не только высокие духовные ценности, но стиль и правила поведения в повседневной жизни. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на казахстанских телеканалах ток-шоу, которые в большинстве своем бездарно скопированы с российских аналогов. Решение о снятии с телеэкранов бесконечных турецких и корейских сериалов дает надежду на позитивные перемены в противостоянии засилью чужих духовных ценностей.
Таким образом, духовно-нравственная составляющая молодежной политики имеет определяющее значение. Она призвана возродить такие традиционные для молодого поколения черты, как патриотизм, трудолюбие, ответственность, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей.
Развитие этих качеств у современной казахстанской молодежи – условие и залог успешной реализации Стратегии «Казахстан-2050».
Еркин Шпанов
Депутат Мажилиса Парламента РК