Выступление по обсуждению Законопроекта
«О детективной деятельности в РК»
Уважаемые коллеги!
Проект Закона, который мы сегодня обсуждаем, имеет многострадальную судьбу. В обществе более двадцати лет идет обсуждение необходимости внедрения института частного сыска, что свидетельствует о его актуальности.
В своем Послании народу Казахстана 27 января 2012 года Глава государства в качестве одного из приоритетов обозначил необходимость введения в Республике Казахстан института частной детективной деятельности, который поможет решению целого ряда сложных задач и, в первую очередь, в реализации конституционного права граждан защищать свои права и свободы всеми, не противоречащими закону, способами.
Частная детективная деятельность предоставляет возможность выбора гражданином способа защиты его законных интересов, поэтому является необходимым элементом демократического общества.
Кроме того, принятие Законопроекта позволит обеспечить работой тысячи оперативно-следственных сотрудников правоохранительных и специальных органов, уволенных по разным причинам со службы, но имеющих большой опыт и высокий уровень профессионализма.
Немаловажно и то, что несмотря на отсутствие в Казахстане соответствующего Закона, фактически неофициально детективные услуги в Интернете предлагают десятки агентств, не считая частных лиц, а службы безопасности практически всех солидных организаций давно уже занимаются оперативно-сыскной деятельностью, поэтому закон, легализующий детективную деятельность, безусловно, необходим.
Между тем, содержание закона вызывает много вопросов принципиального характера, касающиеся, в первую очередь, прав и возможностей частных детективов.
Статья 9-ая о правах частного детектива в 1-ом пункте устанавливает, что в рамках договора об оказании детективных услуг частный детектив имеет право только на три вида деятельности: осуществлять индивидуальную беседу, обращаться к физическим или юридическим лицам для получения информации и создавать общественные объединения. В тоже время, статья 10 об обязанностях частного детектива состоит из 10 пунктов, а статья 16 об ограничениях при осуществлении детективной деятельности и вовсе содержит 16 запрещений. Эта диспропорция уже свидетельствует о том, что Законопроект служит не созданию благоприятных условий для этой сферы деятельности, а, наоборот, максимальному ограничению возможностей.
К примеру, запрещено «осуществлять видео-, звукозапись, кино– и фотосъёмку в целях оказания детективных услуг», а также «использовать специальные технические средства» (СТС), но без всего этого вести оперативную работу в век компьютерных технологий, практически невозможно.
Кроме того, ст.14. п.3. содержит и вовсе некорректную норму, что, если по договору об оказании детективных услуг затрагивается или могут быть затронуты права и законные интересы третьих лиц, частная детективная деятельность не может осуществляться без их письменного согласия. И это еще не все. Он даже не может составить отчет о результатах работы без согласия того, на кого он собирал информацию.
По большому счету, работа частного детектива мало чем отличается от работы обычного полицейского. Как правило, частный детектив делает то, что не в состоянии сделать государственные органы правопорядка по тем или иным причинам, но для этого им необходимо дать законодательно закрепленные права и возможности.
В итоге - законопроект носит поверхностный, формальный, декларативный характер и требует внесения принципиальных изменений и дополнений.
Необходимо значительно расширить права частных детективов в целях предоставления благоприятных профессиональных возможностей для решения своих задач, как это предлагает депутатская группа.
В частности, осуществлять внешний осмотр строений, помещений и других объектов. Осуществлять наблюдение для получения необходимой информации, использовать в соответствии с законодательством аудио и видео, кино и фотосъемку, технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровья граждан и окружающей среде. Принимать на работу помощников и другие гласные полномочия оперативно-розыскного характера.
Эти изменения, по сравнению не только с европейскими странами, к чьим стандартам мы стараемся приблизится, но даже с РФ, с которой у нас много сходства, являются минимальными. Например, в России такой закон был принят еще в 1992 году и неоднократно дополнялся в сторону предоставления больших прав и возможностей частным детективам.
Четко прописаны 11 видов частной детективной деятельности, включая сбор сведений, а также предметов и документов по гражданским, арбитражным, уголовным делам, делам об административных правонарушениях на основе договора.
Исходя из вышесказанного, также предлагаю внести изменения и дополнения по расширению прав и возможностей частных детективов.
Е. Шпанов