Казахстанская правда. 13.04.2013. №131-132
ПРОТИВОДЕЙСТВОВАТЬ ЕДИНЫМ ФРОНТОМ
СЕГОДНЯ НИКТО НЕ ОСПАРИВАЕТ ТОТ ФАКТ, ЧТО ТЕРРОРИЗМ НОСИТ ГЛОБАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. И НАШЕМУ ГОСУДАРСТВУ КАК ЧАСТИ ЦИВИЛИЗОВАННОГО МИРА НЕ УДАЛОСЬ ИЗБЕЖАТЬ ПОЯВЛЕНИЯ ЭТОГО КРАЙНЕ ОПАСНОГО СОЦИАЛЬНОГО ЗЛА.
Результаты социологических исследований показывают: значительное количество граждан Казахстана выражает тревогу в связи с акциями насилия имевшими место в последние годы. В связи с этим понятна обеспокоенность Главы Государства, который в январе текущего года на совещании с руководством правоохранительных органов подчеркнул: «стабильность и национальная безопасность – это ключевые условия реализации нового политического курса. Их приоритетность не подлежит никакой ревизии. Сегодня нам важно подвести промежуточные итоги комплексной реформы правоохранительной системы. Нужно критически оценить достижения, выявить проблемы и определить пути дальнейшей модернизации правоохранительной системы». Благодаря целенаправленной политике Президента, определившего нацбезопасность и внутриполитическую стабильность в качестве долгосрочных приоритетов развития страны, нам удалось сохранить межконфессиональное и межэтническое согласие в обществе.
Однако, события последнего времени вызывают обоснованную тревогу. С 2011 года в стране произошла серия терактов, проведено несколько спецопераций по уничтожению и обезвреживанию террористов. За этот же период совершено более 100 преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом.
«Государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма. Особую озабоченность вызывает угроза так называемого религиозного экстремизма», - подчеркивает Глава Государства.
Сложившаяся ситуация и возможные сценарии ее развития с учетом обстановки в Центрально-Азиатском регионе требует серьезного усиления борьбы с проявлениями терроризма и экстремизма. Опасения о взаимодействии наркомафии с терроризмом подтверждает развитие обстановки в Афганистане, Ираке, на Балканах и Кавказе. По данным Управления ООН по наркотикам и борьбе с преступностью, через государства ЦА ежегодно транзитом проходят около 90 тонн тяжелых наркотиков. Из них лишь 3% задерживается. По оценкам экспертов, в 2011 году производство мака по сравнению с 2010 годом увеличилось на 61% . Поэтому после вывода сил НАТО из Афганистана риск дальнейшего роста производства афганского героина выглядит реально, а это повлечет усиление позиции в регионе трансграничной организованной преступности. Последние годы стали серьезным испытанием для правоохранительных органов страны. Они впервые на практике столкнулись с серией террактов в крупных городах. Самоотверженные действия сотрудников полиции, ценою своей жизни остановивших террористов, никогда не будут забыты. Однако, наличие жертв, как из числа сотрудников полиции, так и населения, свидетельствует о проблемах, основными причинами которых являются слабая прогнозно-аналитическая и оперативная работа, низкий уровень профессионализма кадров, упущения в служебно-боевой подготовке, несоответствие материально-технической базы мировым стандартам. Предпосылки проявления терроризма и экстремизма обусловлены как внешними, так и внутренними факторами. К внешним относится то, что Казахстан - открытая страна, часть цивилизованного мира и те явления, которые в нем происходят, проявляются и у нас. Но объективно нужно признать, что определяющую роль в распространении этого зла играют внутренние причины. Размышляя об истоках явления, неизбежно приходишь к заключению: чуждые течения в исламе, не свойственные менталитету и традициям казахского народа, занесенные в нашу страну, сейчас начинают проявляться.
Общеизвестно, что для Казахстана поставщиками молодых исламских идеологов являются зарубежные учебные заведения Саудовской Аравии, Египта, Ливии, Турции и других стран, с которыми у нас нет соответствующих межгосударственных соглашений. Молодые казахстанцы, как правило, беспрепятственно попадают в эти страны по туристическим визам, где затем поступают «абсолютно бесплатно» радикальное исламское образование. При этом, единственная официальная духовная структура – ДУМК - не принимает и пока не собирается принимать на работу выпускников подобных заведений, твердо настаивая: будущие казахстанские духовные лидеры должны получать образование образование за рубежом только по направлению ДУМК и только после получения начального образования в Казахстане.
В итоге многие выпускники зарубежных религиозных учебных заведений не могут трудоустроиться и ведут работу в неформальной мусульманской среде. По официальным данным в настоящее время за рубежом продолжает обучение свыше 600 человек. Но возникают вопросы: сколько граждан страны уже самостоятельно прошли обучение в них? Какова их судьба? Кто из них где и какой занимается деятельностью, какие проповедуют идеи?
Немало сделали для становления религиозного экстремизма и те, кто выступал на стороне боевиков от ислама в других странах. В СМИ неоднократно сообщали о том, что граждане РК принимали участие в боевых действиях в Чечне, Афганистане, Ираке. Так, установлено, что из 44 осужденных экстремистов в Атырауской области 9 человек участвовали в боевых действиях на границе Афганистана и Пакистана. В течение последних пяти лет на территории других государств задержаны 40 граждан Казахстана, причастных к деятельности террористических организаций и участвовавших в незаконных вооруженных формированиях, а в самом Казахстане - 68 особо опасных лиц, обладают боевым опытом.
Одна из основных причин появления экстремизма и терроризма находится в социальной сфере; неравенство, когда с одной стороны, выставленные напоказ роскошь, вседозволенность, а с другой – наличествуют бедность, отсутствие перспектив и неудовлетворенность. Когда рядом с человеком, сознание которого уже заражено враждой и ненавистью, оказывается миисионер с идеями о джихаде за справедливость, мировозрение потенциального «рекрута» приобретает однозначную направленность. О важности этой составляющей говорит и тот факт, что из 44 осужденных за религиозный экстремизм в г. Атырау, 28 – безработных, остальные так называемые «самозанятые» граждане. В этом плане, достаточно наглядным является портрет казахстанского террориста, составленный Генпрокуратурой: это молодой человек до 29 лет, безработный, не имеющий хорошего образования и определенных перспектив.
В общественных дискуссиях одной из причин терроризма обоснованно считается тюремная система: большинство участников актов насилия -бывшие осужденные. Сегодня местах лишения свободы, где уже содержатся 65 террористов и 300 религиозных экстремистов, идет мощная религиозная обработка сознания угодивших туда граждан.
Принятые поправки в статью 12 Уголовно-исполнительного Кодекса РК, а также обсуждаемый вариант перехода на покамерное содержание заключенных должны ограничить возможности пропаганды идеологии терроризма и вербовки членов террористических групп в местах лишения свободы. Но тревогу правоохранительных органов вызывает криминализация последователей нетрадиционных религиозных групп и их слияние с ОПГ. Основным мотивом такого сращивания является потребность террористических организаций в финансах. При этом они традиционно используют деньги, получаемые от наркобизнеса, незаконного оборота оружия, похищения людей, рэкета. Члены же ОПГ вовлекаются в нетрадиционные религиозные течения и находят в религии идеологическое оправдание совершаемых преступлений.
Анализируя деятельность правоохранительных структур зарубежья, стоит выделить несколько действенных мер, направленных на предотвращение экстремизма и терроризма. В первую очередь, это применение правовой практики, когда к ответственности привлекаются не только организаторы и исполнители преступных акций, но и их идейные вдохновители. В этом плане принятый в прошлом году Закон «О противодействии терроризму» своевременен и актуален.Внесенные поправки носят принципиальный и обоснованный характер и направлены на повышение эффективности всей системы противодействия терроризму.
Но, акты насилия, совершенные в стране в последние годы, свидетельствуют также о неэффективности информационной работы силовиков, что сеет панику в обществе, ведет к снижению доверия к правоохранительным органам и государству. Силовые структуры Казахстана, как правило, придерживаются тактики предоставления информации, что называется, по факту. Тогда как в международной практике информация о терактах проявляется в течение 15-30 минут. В США, Израиле, России и других странах приняты стратегии информационной работы со СМИ при совершении терактов, имеются соответствующие инструкции. Своевременная официальная информация незамедлительно опровергает недостоверные сведения. В этом плане, принятое дополнение в ст. 2 Закона РК «О СМИ» об их обязанности содействовать госорганам в противодействии терроризму будет способствовать улучшению информационной работы.
Бесспорно, что в процессе противостояния террористической группировке не менее важно, чем уничтожить террористов, спасти людей, которые оказались или могут оказаться в зоне их досягаемости. В истории борьбы с терроризмом много ярких примеров, когда благодаря переговорщикам, были спасены жизни десятков и сотен заложников. В настоящее время территориальных оперативных штабах сформированы группы ведения переговоров в составе 77 сотрудников КНБ и МВД, с которыми организовано специальное обучение. Механизм подготовки переговорщиков также намечено регламентировать путем разработки межведомственного приказа. Эту практику необходимо развивать с учетом мирового опыта и особенностей нашей страны.
Необходимо отметить, что правоохранительными органами, с учетом небольшого опыта противостояния этому злу, предпринимаются определенные меры. Так, по данным Генпрокуратуры РК, за последние пять лет в Казахстане за террористические преступления осуждены 148 человек, а за преступления с признаками экстремизма – 160. Всего за 2012 год выявлено 112 преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом. Спецслужбами только в 2012 году на стадии подготовки предотвращено 24 террористических акта.
Активная борьба с терроризмом и экстремизмом ведется специальными и правоохранительными органами и на информационном пространстве страны. На протяжении последних двух лет органы прокуратуры совместно с заинтересованными госорганами ведут работы по выявлению и пресечению сайтов экстремистской направленности. Мониторингу подверглось более 70 тыс. интернет - ресурсов. По заявлению прокуроров в судебном порядке продукция 550 из них была признана незаконной и запрещена к распространению на территории республики. Более того, в сентябре 2009 года впервые по заявлению Генерального прокурора судом были признаны экстремистскими и запрещены к распространению на территории Казахстана 154 информационных материала. Это брошюры, листовки, буклеты, в основной части пропагандирующие идеи запрещенной партии «Хизб-ут-Тахрир». В 2012 году в судебном порядке были признаны экстремистскими еще 11 информационных материалов.
Совместно с уполномоченными госорганами и зарубежными коллегами на постоянной основе Генпрокуратурой ведется работа по пресечению деятельности организаций экстремистского характера. По заявлению Генпрокурора впервые в 2004 году Верховный Суд запретил в Казахстане деятельность четырех организаций, имеющих отношение к международным террористическим структурам. Это «Аль-Каеда», Исламская партия Восточного Туркестана, Курдский народный конгресс, Исламское движение Узбекистана. Всего за это время решениями судов к террористическим отнесено 15 иностранных организаций. Признана судом экстремистской организацией с запрещением ее деятельности на всей территории Казахстана и принудительной ликвидации партия «Хизб-ут-Тахрир», а также РОО «Сенім. Білім. Өмір».
С момента создания в 2008 году Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов в правоохранительные органы направлено более 190 материалов об организациях и лицах, возможно, причастных к отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. По 110 запросам этих органов детально отслежены отдельные финансовые операции и приняты соответствующие меры. После вхождения в специальное объединение подразделений финансовой разведки мира, Комитет располагает значительными возможностями отслеживания любых транзакций террористов через финансовые учреждения как внутри страны, так и за рубежом.
Но эти меры без идеологического противоборства носят половинчатый характер и не дадут должного эффекта. Противодействовать распространению экстремистских идей в обществе, прежде всего, необходимо интеллектуально. Существенна в этом процессе роль теологов в совокупности с иными мерами воздействия по нейтрализации религиозных экстремистов. Необходима адекватная организация всей системы идеологического противостояния религиозному экстремизму. Острие этой работы должно быть направлено на религиозное и мировоззренческое обоснование ошибочности и неприемлемости экстремистских идей и действий. Но при этом надо помнить предостережение Президента о том, что борьба с экстремизмом «не должна превращаться в охоту на ведьм и перерастать в борьбу с религией». Пора понять, что нет «исламского терроризма», а есть терроризм, который использует ислам в своих целях. Поэтому, одной из главных задач государства в религиозной сфере является недопущение политизации религиозных процессов в нашем обществе.
На сегодня в Казахстане действуют законы «О национальной безопасности», «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремизму», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма». Регламентированы механизмы пересечения и приостановления распространения в Интернете информации противоправного характера, в том числе террористического и экстремистского содержания. В соответствии с международными нормами установлены принципы и модель государственной системы противодействия терроризму. Усилена ответственность за причастность к террористическим и экстремистским группам, ужесточены санкции за преступления экстремистского характера. Одной из последних мер стало принятие Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия терроризму», инициированного Президентом. Кроме того, в прошлом году приняты законы «О государственной границе», «О внутренних войсках МВД РК». На рассмотрении находится законопроект « Об органах МВД РК». Но предстоит сделать еще больше.
В Стратегии «Казахстан-2050» поставлена задача уже в нынешнем году разработать и внести в Парламент четыре новых базовых кодекса: Уголовно-процессуальный, Уголовный, Уголовно-исполнительный и Кодекс об административных правонарушениях. Таким образом, в Казахстане уже вырабатывается, с учетом мировой практики, национальный механизм противодействия экстремизму и терроризму, который должен приобрести прикладной, стратегический и фундаментальный характер.
В этом контексте, разрабатываемая по поручению Президента Государственная программа по противодействию экстремизму и терроризму, имеет огромное значение. Важно, чтобы документ стал плодом глубокого научного осмысления опаснейших явлений с учетом особенностей нашей страны, вобрал в себя прогрессивный международный опыт борьбы с ними.