Председателю Совета по региональной
политике и работе с маслихатами при
Фракций НДП «Нур Отан» в Мажилисе
Парламента Республики Казахстан
Сейтмаганбетовой Г.С.
Депутату Мажилиса Парламента
Республики Казахстан Бекенову А.С.
Рекомендации по решению проблем занятости
Основными направлениями государственной политики в области занятости населения с учетом мирового опыта являются:
1. Совершенствование механизмов регулирования рынка труда, направленных на уменьшение региональных диспропорций в уровне занятости.
В целях разрешения данной проблемы предлагается внедрение Карты занятости регионов. Документ будет разрабатываться местными исполнительными органами на уровне сельского округа, района и области ежегодно. Карта будет отражать уровень и структуру занятости в регионах, избыток и дефицит трудовых ресурсов, а также контингент лиц, нуждающихся в трудоустройстве, меры по созданию новых рабочих мест и росту занятости в регионах. С учетом этого, средства, выделяемые государством, будут, в первую очередь, направлены в регионы, где высока доля безработного населения и лиц с низкими доходами, в том числе занятого на личном подворье.
2. Развитие моногородов. В Казахстане перечень моногородов включает 27 городов, численность населения которых составляет 1,53 млн. человек, или 16,8 % городского населения страны, из них 16 городов являются административными центрами соответствующих районов. Проблемой большинства моногородов в настоящее время являются отсутствие работы и, как следствие, высокий уровень безработицы и доли самозанятого населения.
Высокие показатели самостоятельно занятого населения наблюдаются в городах Каратау (49,7 %), Аркалык (49,3 %), Житикара (47,0 %), Жанатас (37,1 %) и Кульсары (30,7 %).
На рынке труда сохраняется несоответствие спроса и предложения.
Со стороны предложения на рынке труда в настоящее время выступают, в основном, бывшие сельские жители, которые переехали из близлежащих сельских районов. Квалификация переехавших сельских жителей зачастую очень низкая и не соответствует требованиям рынка труда.
Прямым следствием проблем на рынке труда является сохранение высокого уровня бедности в моногородах.
Для решения данной проблемы в 2012 году принята Программа развития моногородов до 2020 года. На 2013 год предусмотрено выделение 38 млрд. тг. госбюджетных средств.
3. Подготовка специалистов по профессиям, которые реально востребованы.
4. Поддержка сельского хозяйства. Так, если принять реальную программу поддержки сельского хозяйства, одно рабочее место на селе дает 5,6 рабочих мест в городе.
5. Определение механизмов вовлечения многочисленной категории самозанятых граждан в экономическую деятельность и легализация их участия в системе социальной поддержки. По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, в Казахстане было порядка 32% самозанятых граждан из общего числа экономически активного и трудоспособного населения.
Для решения этой задачи предлагаются следующие меры:
а) самозанятые, малообеспеченные и безработные могут бесплатно освоить новую профессию, повысить свою квалификацию, пройти профподготовку и переподготовку. При этом государство будет выплачивать стипендию и поможет с оплатой проживания, проезда и трудоустройством;
б) для участников программы, в будущем, снижаются риски вследствие наступления старости, потери работы или ухудшения здоровья, за счет вовлечения их в общую систему социального и пенсионного обеспечения и страхования.
6. Содействие развитию предпринимательства. Здесь государство также предложило вполне действенный и актуальный механизм решения задачи. Учитывая серьезные колебания на рынке банковского кредитования и потребность большой армии мелких и средних предпринимателей в недорогих заемных средствах на развитие своего дела, государство решило поддержать эти запросы с помощью развертывания активной кампании по микрокредитованию. Система микрокредитования не только решает проблему трудоустройства, создания новых рабочих мест и сдерживает рост безработицы, но и занимается активной поддержкой предпринимателей, как ведущего среднего класса казахстанского общества. Тем более, эта задача выглядит актуальней, когда речь идет о создании полномасштабного пакета преференций для помощи сельскому предпринимательству.
7. Повышение мобильности трудовых ресурсов. Тот дисбаланс в развитии регионов, о важности преодоления которого говорил Президент Н.Назарбаев в Стратегии «Казахстан - 2050», есть причина низкой мобильности трудовых ресурсов и отсутствия должной системы стимулов и мотиваций для жителей страны выбирать регионы для проживания, исходя из потребности в рабочих кадрах и наличия высокооплачиваемых рабочих мест. Во всем мире именно рабочая сила идет за рабочими местами, а не наоборот.
8. Общественные работы, т.е. мероприятия по ремонту и реконструкции различных объектов коммунальной сферы, школ, больниц и других социальных объектов, строительству дорог, ремонту социально-культурных объектов в городах и сельских населенных пунктах. К примеру, на сегодняшний день требуют капитального ремонта около двух тысяч школ и свыше 900 организаций здравоохранения. На их обновление предполагается направить людские ресурсы в количестве 90 тысяч человек.
9. Сегодня мы видим, что глобализация экономики обостряет конкуренцию на рынке труда - в обозримом будущем ожидается возрастание спроса на квалифицированный, интеллектуальный труд. В этом ключе непрерывное образование и переподготовка кадров в новых условиях становятся не только механизмом поддержания устойчивой занятости, но и серьезным фактором последующего экономического роста и важнейшим направлением трудовой политики страны.
В этих условиях возрастает роль региональных центров занятости и учебных заведений технического и профессионального образования. Нынешняя задача этих институтов - помочь человеку найти достойную работу, обеспечить более широкий доступ к образовательным услугам. Первоочередными мерами станут максимальное упрощение процедуры регистрации безработных и введение принципа «одного окна» в работе центров занятости. Планируется охватить до 147 тысяч человек программой подготовки и переподготовки кадров.
9. В целях защиты интересов отечественной составляющей в трудовой сфере, начиная с этого года, сокращена в два раза квота на привлечение иностранной рабочей силы. Теперь задача государства — наращивать свои квалифицированные кадры. На начальном этапе планируется обучить около 23 тысяч казахстанских специалистов для последующего замещения ими иностранных рабочих.
10. Расширение программы социальных рабочих мест и молодежной практики. В данном случае государство оплачивает 50 процентов заработной платы устроенных на работу граждан из числа целевых социальных групп и 100 процентов — из числа выпускников. Всего планируется охватить этой программой свыше 95 тысяч человек. Был изучен позитивный опыт стран-членов ВТО и Евросоюза в данной сфере, отличительной особенностью которого является ведущая роль предприятий в утверждении профессиональных требований к специалистам, определении программы их подготовки и места обучения, использовании выделяемых государством средств на обеспечение занятости.
11. Реализация инфраструктурных инвестиционных проектов (классический пример решения проблем безработицы в эпоху кризисов). Например, востребованность новых транспортных коридоров не вызывает сомнений. Их строительство становится более актуальным сейчас, в условиях кризиса.
12. Законодательное сокращение в период массовой безработицы, установленных продолжительности рабочего дня и рабочей недели;
13. Проведение на предприятиях «разделения рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости).
14. Досрочное увольнение на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года.
15. Создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных. В данный момент проходит обсуждение нового проекта Закона о занятости.
16. Осуществление мер по предупреждению работников на основе проведения консультаций в связи с предстоящим увольнением по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством.
17. Создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы.
18. Содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования для получения соответствующего образования до начала трудовой деятельности.
19. Содействие занятости и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников. Наглядный пример – Атырауская область.
20. Повседневное внедрение современных методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных.
21. Стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. Основными формами стратегического планирования занятости населения являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития.
22. Направление бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан и т.д.
23. Обеспечение на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов жесткой координации решения экономических и социальных вопросов, встраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований, как на государственном, так и на региональном уровне.
Таким образом, мировым сообществом, в том числе и Казахстаном, накоплен огромный опыт решения проблем безработицы. Конечные результаты зависят от эффективности управленческих решений и уровня системы их исполнения.
Основные препятствия на пути реализации государственной политики в сфере занятости:
Формализм. Публикуемые отчеты, доклады, сведения о выполнении принимаемых мер не соответствуют реальному положению дел. Например, по официальной статистике безработица в стране составляет более 5% (приблизительно 450000 человек), но при этом не учитываются 32% так называемых «самозанятых» граждан, а это порядка 3 миллионов человек.
2. Коррупция. К примеру, общеизвестны факты, когда с государственных предприятий и учреждений одномоментно увольнялись все работники и набирались новые с целью получения выделяемых бюджетных средств в корыстных целях.
3. Социальное иждивенчество. В стране разработаны много разных программ, под которые выделятся огромные финансовые средства, но из-за пассивности большей части граждан они остаются нереализованными.
P.S. Существует альтернативная концепция решения проблем занятости: западные страны, в частности, Германия, исходят из того, что экономически выгодно обеспечить работой только высококвалифицированных работников, а остальным выплачивать социальные пособия. Кризис в ЕС показал, что этот путь является тупиковым.
В этой связи действия Президента РК по решению проблемы занятости через модернизацию экономики, открытие новых производств являются логичными и оправданными.
С уважением, Е. Шпанов
Исп: Юсупова А.Ж. 746406