Сайт бояуы
Әріп арасындағы қашықтық
Суреттер
16.09.2021

В Мажилисе презентован законопроект, направленный на обеспечение равного доступа предпринимателей к мерам господдержки


Нур-Султан, 16 сентябрь, Дом Мажилиса. В Казахстане планируют обеспечить равный доступ предпринимателей к мерам государственной поддержки. Такая норма заложена в проекте нового Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития конкуренции».

Презентация этого законопроекта состоялась сегодня в Комитете по экономической реформе и региональному развитию под председательством Альберта Рау.

Предваряя свое выступление, Первый заместитель Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов отметил активное участие депутатов Мажилиса в разработке законопроекта до его внесения в Парламент.

Относительно предлагаемых нововведений разработчик отметил, что на сегодня состояние конкуренции в стране характеризуется высоким уровнем концентрации на основных товарных рынках и высоким уровнем государственного участия в экономике.

В этой связи нормы законопроекта направлены на решение трех основных регуляторных барьеров, которые так или иначе связаны с участием государства в экономике.

Первый - ограниченный доступ к «ключевой мощности». Это инфраструктура, ресурсы, без доступа к которым бизнес не может предоставлять услуги потребителям. Ограниченный доступ затрудняет развитие новых или масштабирование действующих видов бизнеса.

Второе - искажение ценообразования. Говоря об этом, докладчик отметил, что сегодня Предпринимательским кодексом предусмотрено 14 видов товаров, подлежащих ценовому регулированию. Еще больше товарных рынков, где на практике также применяются меры административного ценового контроля. Вместе с тем, регулирование цен, если это не естественная или государственная монополия, сдерживает привлечение инвестиций, развитие инноваций и конкуренции.

Третье - избирательное покровительство или фаворитизм. Это принятие правовых актов, необоснованно наделяющих отдельные компании рыночной властью, меры государственной поддержки, как правило, адресного характера, искажающие аллокативную эффективность конкуренции.

Представленным законопроектом определены не только принципы доступа к ключевой мощности - равный доступ, открытость, платность, но и детализированы условия доступа к ключевой мощности – предмет доступа, сроки, основания отказа и прочее.

Относительно регулирования деятельности государственных и частных операторов Первый заместитель председателя Агентства пояснил, что это поручение Главы государства и основания введения государственной монополии определяются Предпринимательским кодексом.

- В то же время в Казахстане сложилась практика законодательного предоставления исключительных прав на осуществление определенных видов деятельности без создания государственной монополии. Фактически создан альтернативный институт так называемых государственных и частных операторов. Мы выявили 51 оператора, 47 из них созданы с государственным участием, - отметил докладчик.

Законопроектом предлагается распространить на них такой же правовой режим ограничений, который действует на субъекты государственных монополий. Это регулирование цен, запрет на осуществление иной деятельности с целью исключения отрицательного воздействия монополий на смежные рынки, конкурсный отбор и публичность деятельности.

- Но самое главное - это работа по их сокращению. По 9 операторам будут приняты кардинальные меры: 4 будут ликвидированы, 5 субъектов рынка -лишены статуса оператора уже в этом году. По 18 операторам регулирование не требуется, так как они осуществляют общественные услуги и не получают прибыли. По оставшимся 24 операторам предложено обеспечить жесткое антимонопольное регулирование, - пояснил Первый заместитель председателя Агентства.

Для сокращения государственного участия в предпринимательстве предлагается проведение секторального анализа государственной собственности. При этом базовыми критериями для исключения государственного участия при секторальном подходе будут определены доля МСБ, объем частных инвестиций в отрасль, оборот розничной торговли частных предпринимателей и т.д.

Как отметил Рустам Ахметов, еще одним способом сокращения государственного участия является определение исчерпывающего перечня и сокращений оснований для выделения государственных заданий как наиболее распространенной формы финансирования государственных компаний. И, как показывает статистика, объем, выделяемых средств на государственные задания, стремительно растет.

По мнению разработчиков, предлагаемый перечень позволит ограничить рост неконкурентного закупа товаров и заложить правовые основы для его дальнейшего сокращения. Ожидаемый эффект от предложенного в законопроекте cокращения государственных заданий уже составит 30 млрд. тенге.

Кроме того, для развития конкуренции на государственных закупках предлагается ограничить применение 9 оснований закупок из одного источника, из них 3 полностью исключить. Экономический эффект составит более 49 млрд.тенге ежегодно.

Законопроектом в целях обеспечения равного доступа к мерам государственной поддержки предлагается определить конкурентные принципы и требования к оказанию мер государственной поддержки, мониторинг их соблюдения.

По мнению разработчиков, их реализация на практике позволит создать равные условия доступ к мерам государственной поддержки предпринимательства, исключить факты адресной поддержки, искажающей конкуренцию на товарных рынках, акцентировать внимание государства на поддержке новых участников рынков, малого, среднего предпринимательства.

После доклада Первый заместитель Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов ответил на вопросы мажилисменов и других участников заседания.

Итоги заседания подвел председатель Комитета Альберт Рау, сообщив, что Комитет готов рассмотреть поступившие предложения по законопроекту в рабочей группе, которую возглавил депутат Самат Акишев.

 

(Пресс-служба Мажилиса – 74-63-05. Фото Ж. Жумабекова)


Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.