Выступление Президента РК Н

Выступление Президента РК Н.Назарбаева на открытии второй сессии Парламента Республики Казахстан

КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ: СТАБИЛЬНОСТЬ, МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПРОЦВЕТАНИЕ.

Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева

 на открытии 2-ой сессии Парламента Республики Казахстан

Этот год, как вы знаете, отмечен несколькими, я бы сказал, знаковыми событиями в жизни нашего государства и развитии казахстанского парламентаризма.

Из них я бы особо отметил 10-летний юбилей Конституции и 10-летие Ассамблеи народов Казахстана.

Совсем скоро свое 10-летие отметит и Парламент. Опыта парламентской деятельности – в современном его понимании – у нас фактически не было. Мы искали и находили баланс общественных интересов, отлаживали систему сдержек и противовесов в государственном устройстве. Именно в это время была заложена и законодательная основа, обеспечившая успех начатым либеральным реформам.

Я с большим удовольствием приветствую сидящих здесь депутатов и всех тех, кто все эти годы работал в Парламенте. И действующим депутатам, и парламентариям прежних созывов хочу пожелать успехов в их работе на благо Казахстана.

Эти 10 лет стали уже историей.

I.Мы на правильном пути: некоторые оценки результатов всенародного обсуждения Послания Президента РК народу Казахстана и реакция со стороны международного сообщества

Чуть более полугода прошло со времени моего обращения с Посланием «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации». Вы знаете, что в последнее время я посетил большинство регионов страны, встречаясь с людьми и в городе, и на селе, и на предприятиях, и в ВУЗах. Послание практически никого не оставило равнодушным.

Что, в основном, беспокоит сегодня людей в их повседневной жизни?

Во-первых, конечно же, людей интересовало дальнейшее улучшение качества жизни, их личные перспективы, стабильность общества. Ведь эффективность начатых реформ каждый человек оценивает, прежде всего, со своих собственных позиций – как он живет, зарабатывает, учится, каковы цены на товары, каковы перспективы его семьи, друзей, всего общества.

Все замечания, высказанные в ходе обсуждения Послания, взяты на контроль исполнительными органами власти. По ним уже разработаны и принимаются конкретные меры, видны результаты.

Тем не менее, многие практические проблемы все еще требуют своего решения, и они должны и, я уверен, будут постоянно находиться в центре внимания как Правительства и Парламента, так и местных органов власти.

Во-вторых, пожалуй, особенно важным результатом всенародного обсуждения Послания для меня стало то, что круг тем, вызвавших заинтересованную реакцию широких слоев населения нашей страны, выходит далеко за рамки проблем их повседневной жизни.

Среди них необходимо отметить вопросы и конструктивные предложения по поддержке малого и среднего предпринимательства; справедливой социальной политике – жилищным проблемам, трехуровневой системе пенсионных накоплений; образованию наших детей и переподготовке кадров; борьбе с коррупцией; модернизации агропромышленного комплекса; современному облику судебной системы и т.д.

Нельзя не отметить, что практически всех волнует вопрос как обеспечить стабильность и избежать беспорядков, которые, к несчастью, произошли в соседних братских государствах.

Весь спектр предложений и пожеланий будет учтен в ходе формирования и реализации наших конкретных планов.

Широкая общественная дискуссия, которую, несомненно, надо продолжить и углубить, доказала, что казахстанцы связывают свое личное благополучие с ростом благосостояния всей страны и ее международного авторитета. И, как всегда, мы можем твердо рассчитывать на их поддержку и заинтересованное участие в намеченных преобразованиях.

В-третьих, быть может, впервые намеченные нами планы дальнейших общественных преобразований столь пристально изучались и оценивались международным политическим и деловым сообществом. Идеи системной модернизации Казахстана активно дебатировались на различных международных конференциях, в том числе и на семинаре Факультета государственного управления имени Кеннеди Гарвардского университета в Бостоне, и конференции Азиатского общества США, состоявшейся летом в Алматы, а также и на других авторитетных форумах.

 

Уважаемые депутаты!

Уважаемые дамы и господа!

Как вы уже знаете, после обнародования Послания мы получили поддержку и конкретные предложения от многих мировых лидеров, лидеров международных организаций и делового мира.

Я признателен за такое искреннее и заинтересованное участие в будущем Казахстана и хотел бы еще раз поблагодарить президента России Владимира Путина, президента США Дж. Буша, президента Дж. Буша-старшего, президента Билла Клинтона, а также конгрессменов и сенаторов США, президента Франции Жака Ширака, федерального президента Австрии Хайнца Фишера, короля Испании Хуана Карлоса, премьер-министра Великобритании Тони Блэра, президента Кореи Ро Мун Хена, премьер-министра Японии Коидзуми, чьи советы и рекомендации очень важны для нас. Я благодарен всем, кто по-дружески поддержал мои идеи дальнейшей модернизации, так как все имена я сейчас перечислить просто не могу, поскольку писем поступило огромное количество. Мы, казахстанцы, ценим такое неравнодушие и поддержку наших начинаний и понимаем, что такое благожелательное участие стало возможным только в результате наших бесспорных успехов.

Казахстан становится все более интересен миру как перспективный и надежный партнер. Международное сообщество следит за нашими достижениями, ожидая от нас эффективных решений для региональной и международной стабильности и безопасности.

Надо сказать, что сегодняшние наши успехи, ставшие основой нового этапа исторических преобразований в Казахстане, были заложены еще в 1997 году. Тогда мы приняли Стратегию развития Казахстана до 2030 года, обозначившую путь нашего развития и заявившую о миссии Казахстана в мире эпохи глобализации. Именно тогда были выбраны 7 долгосрочных приоритетов развития государства. Их последовательная реализация обеспечила успех начатых тогда либеральных преобразований. И создала необходимые и достаточные стартовые условия для дальнейшей экономической, социальной и политической модернизации, о начале которой я заявил в своем Послании народу Казахстана в феврале этого года.

II.Наша стратегия и главный вопрос ускорения развития Казахстана на настоящем этапе – гармоничное сочетание экономических, социальных и демократических преобразований

Выполняя положения Стратегии до 2030 года, мы многое уже успели сделать, и сделать опережающими темпами. Это видят и чувствуют все казахстанцы, это признается и международным сообществом.

Как отмечено в послании Президента Джорджа Буша, “стабильность и процветание, которые переживает Ваша страна, стали моделью для других стран региона”.

Надо учитывать и то, что мир за последние пятнадцать лет неузнаваемо изменился и продолжает меняться буквально на глазах.

Современные вызовы заставляют политических и духовных лидеров стран и народов искать и выбирать наиболее оптимальные, с их точки зрения, модель и стратегию общественного развития.

Казахстан уже определился в этом своем выборе. А задачи, изложенные в моем Послании, и сама философия общественного развития Казахстана подтвердили свою жизнеспособность и перспективность. Думаю, что они просты и понятны для всех.

Казахстан на твердом фундаменте современной и конкурентной экономики работает над построением отрытого, демократического и процветающего общества свободных людей, правового государства, уважаемого и ответственного члена международного сообщества. Государства, в котором гармонично учитываются важные черты и традиции нашего многонационального и многоконфессионального общества.

Главный вопрос нашего ускоренного развития на настоящем этапе – гармоничное сочетание экономических, социальных и демократических преобразований с учетом интересов нашего народа и безопасности страны. Это сочетание должно сохранить политическую стабильность ради дальнейшего укрепления независимости и развития.

Джеймс Вулфенсон, долгое время возглавлявший Всемирный банк, написал мне: «Главный вопрос в ближайшее время будет заключаться в реализации Послания на практике, и это возлагает фантастический груз ответственности на Правительство Казахстана».

Сегодня, 6 месяцев спустя, пришло время вместе конкретно оценить первые практические итоги исполнения Послания.

III.Практические итоги по реализации Послания в области экономики и наши ближайшие планы на будущее: диверсификация экономики, развитие несырьевых отраслей, поддержка малого и среднего предпринимательства, вступление в ВТО

Начнем с вопросов экономики, поскольку я твердо убежден: нельзя построить открытое, свободное и процветающее общество и создать высокие стандарты жизни для своих граждан на основе слабой, зависимой и несовременной экономики и без преобладающего слоя среднего класса.

И мы сможем этого добиться в том и только в том случае, если нация и экономика станут конкурентоспособными.

Основными своими приоритетами на этом этапе, как вы знаете, мы избрали всестороннюю диверсификацию экономики, опережающее развитие несырьевых отраслей, развитие малого и среднего предпринимательства, вступление в ВТО.

Правительством уже приняты соответствующие постановления по созданию и развитию 7 утвержденных пилотных кластеров. Я подписал Указ о создании специальной экономической зоны «Оңтүстік», которая обеспечит благоприятные условия для развития предприятий текстильной промышленности страны.

С начала 2005 года в рамках проводимой индустриальной политики реализовано 64 проекта. До конца года планируется реализовать 169 различных проектов.

За время действия индустриально-инновационной стратегии институтами развития одобрено к финансированию 103 инвестиционных проекта на общую сумму свыше 2 миллиардов долларов США. Сейчас финансируются 62 проекта на сумму практически в 1 миллиард долларов США.

Сейчас мы сделали серьезную ставку на развитие и укрепление инициативы и свободы малого и среднего предпринимательства. И вот наши практические действия.

Во-первых, в Налоговый кодекс внесены изменения и дополнения, улучшающие специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса. Сейчас законопроект находится на рассмотрении Сената.

Во-вторых, Правительство завершает разработку двух законопроектов «О предпринимательстве» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам предпринимательства». Полагаю, эти законы в кратчайшие сроки будут внесены в Парламент, а вы, уважаемые депутаты, со всей ответственностью подойдете к их рассмотрению с тем, чтобы в этом году эти проекты стали уже законами.

В-третьих, Фонду развития малого предпринимательства, как и планировалось, выделено из бюджета 10 миллиардов тенге. Уверен, это поможет развитию и малого инновационного бизнеса.

В-четвертых, идет работа по передаче в конкурентную среду непрофильных функций госпредприятий. Уже принято решение о реорганизации 19 республиканских государственных предприятий. Акимам же областей рекомендовано передать в конкурентную среду свыше 800 непрофильных функций коммунальных государственных предприятий.

Что касается стратегически важных национальных компаний, то Совет по экономической политике уже одобрил Концепцию создания государственной холдинговой компании, под управление которой на первом этапе будут переданы инфраструктурные компании.

Принят Парламентом и мной подписан Закон «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», который позволит развиваться агробизнесу в стране в соответствии с логикой и требованиями рынка ХХІ века.

Хотел бы также еще раз обратить внимание на необходимость системных, продуманных и вместе с тем ускоренных действий по вступлению Казахстана в ВТО.

Это предъявляет, в частности, особые требования к повышению специализации и конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции. И соответствовать им мы сможем лишь в случае индустриализации аграрного производства через реализацию кластерных инициатив в сфере производства и переработки сельскохозяйственного сырья. Именно сюда надо привлекать внимание частного сектора, привлекать кредиты и инвестиции.

IV.Дальнейшая оптимизация энергетической политики Казахстана и укрепление роли нашей страны в обеспечении международной энергетической стабильности и безопасности

Мы придаем большое значение выработке и реализации энергетической политики Казахстана и дальнейшего развития нашей базовой и системообразующей отрасли экономики.

Первое. У нас разработана и последовательно реализуется долгосрочная Государственная программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря. Дальнейший основной прирост добычи нефти и газа ожидается, прежде всего, в акватории Каспийского моря, доля которого в общем объеме мировой добычи в ближайшие 10 лет может вырасти вдвое.

Первый контракт на казахстанском секторе Каспия был заключен по крупнейшему месторождению Кашаган, начало коммерческой добычи на котором ожидается в 2008 году. Должен отметить, что уже с этого года Казахстан, выкупив свыше 8% доли у компании Бритиш Газ, выступает как сооператор проекта наряду с такими крупнейшими транснациональными компаниями, как «Эксон Мобил», «Аджип», «Коноко Филипс» и другие.

В июле этого года подписано Соглашение о разделе продукции между Министерством энергетики и минеральных ресурсов, компаниями «КазМунайГаз» и «Роснефть» по проекту Курмангазы. Извлекаемые ресурсы структуры Курмангазы оцениваются специалистами в 980 миллионов тонн. Продолжаются переговоры в отношении других блоков в рамках программы освоения шельфа Каспия, где Казахстан намеревается достичь уровня добычи 100-150 миллионов тонн нефти в год в течение ближайших 10 лет.

 

Опыт стран, богатых нефтью, подсказывает, что мы должны построить экономику, которая будет жизнеспособна вне зависимости от наличия сырьевых ресурсов. Тем более, рекордно высокие цены на нефть могут вызвать кризис мировой экономики. И мы должны проводить грамотную макроэкономическую политику с учетом этого фактора.

 

Реализация Государственной программы позволит экспортировать уже в 2010 году 2 миллиона баррелей в день, а в 2015 году – 3 миллиона. При этом объём добываемого попутного газа составит около 100 миллиардов кубометров в год.

Второе. Хочу подчеркнуть, что Казахстан всегда проводил и далее намерен проводить открытую политику использования собственных природных ресурсов и прозрачную политику сотрудничества с транснациональными компаниями, работающими в Казахстане с момента его независимости. Республика Казахстан доказала свою приверженность стабильности и соблюдению условий подписанных соглашений. Именно это обстоятельство позволило нам создать хорошие условия для привлечения и постоянного роста иностранных инвестиций.

Третье. Казахстан относится с полной ответственностью к своей новой роли в обеспечении международной энергетической стабильности и безопасности.

Мы считаем важным последовательно реализовывать те географические и транзитные преимущества, которыми располагает наша страна. Без решения проблемы транспортировки энергоносителей на мировые рынки наши ресурсы ничего не будут стоить.

В настоящее время активно прорабатываются крупные инфраструктурные проекты, которые позволят диверсифицировать и обеспечить устойчивость каналов поставок энергоресурсов Казахстана на мировые рынки.

V. Досрочное выполнение задач Послания в социальной сфере и направления дальнейшей работы

В февральском Послании было заявлено, что на основе современной рыночной экономики мы строим социально ориентированное государство и общество.

Какие практические шаги в этой связи предпринимаются в последние полгода?

Первое. Прежде всего, с 1 июля в полном объеме начал реализоваться пакет социальных реформ, рассчитанный до 2007 года.

Бюджетом этого года гарантирован и осуществлен рост базового должностного оклада. Минимальные пенсионные выплаты составили 9 200 тенге, а средний размер пенсий, с учетом базовой, превысил 12 000 тенге. Заработная плата работников бюджетной сферы и государственных служащих возросла на 32 процента.

Второе. Повышены пособия инвалидам первой, второй и третьей групп, инвалидам в возрасте до 16 лет.

Третье. Инвалидам и участникам войны повышены размеры специальных государственных пособий и ко Дню 60-летия Победы оказана разовая материальная помощь в размере 30 тысяч тенге.

Четвертое. Ускоренно решается жилищная проблема. На строительство коммунального жилья для наименее обеспеченных групп населения областям выделено 6,3 миллиарда тенге из республиканского бюджета. Уже строится свыше полутора тысяч квартир для этой категории граждан. Кроме того, из республиканского бюджета выделено 42 миллиарда тенге на кредитование акиматов для строительства доступного жилья по программе ипотечного кредитования.

Осуществление Программы жилищного строительства обеспечит квартирами около 1 миллиона граждан страны. Вся страна сегодня переживает строительный бум, темпы роста ввода жилья выросли вдвое.

Пятое. Переход на трехуровневую систему пенсионных накоплений и обязательное индивидуальное медицинское страхование позволят в долгосрочной перспективе коренным образом изменить качество жизни граждан пожилого возраста.

Шестое. С 2005 года реализуется Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы.

Для улучшения качества системы здравоохранения упор будет делаться на оснащении больниц, детских и родовспомогательных организаций лучшей в мире медицинской техникой и изделиями медицинского назначения.

Сейчас идет строительство 13-ти крупных объектов здравоохранения. В этом году расходы на здравоохранение выросли более чем на треть по сравнению с 2004 годом, и их доля в ВВП составит 2,7%.

Седьмое. В макроэкономической политике предполагается определять критерии дальнейшего роста оплаты труда в увязке с ростом производительности труда и влиянием на рост инфляции в стране. Это важно, так как только в этом случае прирост доходов будет реально повышать благосостояние населения страны.

Таким образом, все обещания в этой части я выполнил. Но есть еще планы, которые будут также безусловно выполнены.

Политической воли у меня достаточно, вы это знаете.

VI.Курс на создание условий для современного образования и переподготовки кадров – решающий фактор успеха стратегии ускоренной модернизации Казахстана

Решающий фактор, который определит конечный успех стратегии модернизации Казахстана, – это современное образование, подготовка и переподготовка кадров. В этом убеждать никого не надо.

Первое. Необходимо подойти по-новому к подготовке наших студентов.

Как вы знаете, начиная с этого года три тысячи лучших студентов наших вузов имеют возможность повышать свой уровень знаний, обучаясь в ведущих университетах мира. На реализацию программы "Болашак" необходимые средства выделяются из республиканского бюджета.

Да и наши университеты – КИМЭП и КБТУ – отвечают международным стандартам.

Тем же, кто продолжит учиться в Казахстане, будет обеспечена возможность слушать курсы лучших зарубежных профессоров, которых, как я уже говорил в Послании, мы намерены постоянно приглашать в Казахстан. Только для двух университетов, Евразийского и КазНГУ, на эти цели выделено 2 миллиона долларов.

Более чем в 2 раза повышены стипендии студентам ВУЗов и учащимся среднего профессионального образования.

600 миллионов тенге, как и планировалось, уже выделены на реализацию системы государственного гарантирования кредитов коммерческих банков студентам.

В этом году мы начали реализовывать довольно внушительный пакет мер по социальной защите студенчества.

Создаются новые благоприятные условия для профессионального роста и переподготовки профессорско-преподавательского состава. Будем решать и их социально-экономические вопросы.

Думаю, что уже сегодня необходимо принципиально решить вопрос о максимально эффективном использовании тех знаний, которые получают наши способные молодые специалисты.

Второе. Нам не обойтись без своей собственной национальной управленческой школы, и формировать ее нужно, взяв все лучшее, что есть в других странах. У нас должна быть продуманная система подготовки будущих лидеров страны как, например, в Гарварде или Вест-Пойнте.

Именно поэтому государство берет на себя все более значительные расходы, чтобы обеспечить страну современно и глобально мыслящими менеджерами, а экономику – новыми знаниями.

В 2005 году расходы на образование выросли на четверть по сравнению с 2004 годом, и их доля в ВВП составит 3,9 %.

Третье. Требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства начатая нами работа по расширению условий для подготовки и переподготовки современных специалистов и работников в рамках системы профессионального и специализированного обучения.

Первый центр профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов для нефтегазовой отрасли создается в Атырауской области. Я посетил этот объект: это система подготовки кадров будущего. И этот опыт очень важен для распространения в других отраслях экономики. Здесь я хочу также еще раз поставить вопрос о создании условий для изучения английского языка как важной предпосылки полноценного включения наших предпринимателей в международное разделение труда.

Четвертое и последнее, что я хотел бы сказать в этой связи. На этом этапе конкретную активность в создании современной системы образования и профессиональной подготовки кадров должно проявлять не только государство, но и наше деловое сообщество.

Поэтому считаю, что и Правительству, и Парламенту при участии недавно образованного Совета по предпринимательству необходимо создать дополнительные стимулы – как экономические, так и общественные – для нашего крупного бизнеса. Необходимо поощрять его инвестиции в человеческий капитал, то есть, фактически, в свое будущее.

И все это – только начало целостной программы коренной реконструкции системы образования и профессиональной подготовки кадров нашей страны в соответствии с требованиями ХХІ века.

Правительство должно работать в этом направлении активно и в соответствии с современными требованиями.

VII.Начатые политические реформы – солидная основа для ускорения темпов демократического прогресса Казахстана

В февральском Послании я предложил целостный пакет инициатив, направленных на дальнейшее развитие демократии нашего общества и соответствующую модернизацию политической системы нашего государства. Началась конкретная работа, а также широкое общественное обсуждение.

Сегодня мы уже можем говорить о первых, но важных практических результатах.

В мае текущего года я подписал Указ «О мерах по дальнейшему использованию потенциала Конституции Республики Казахстан». В соответствии с ним назначение министров социально-экономического блока, глав дипломатических представительств, председателя и двух членов Счетного комитета будет производиться только после предварительного обсуждения их кандидатур в профильных комитетах Парламента.

1.Центральной избирательной комиссией представлены предложения по устранению недостатков выборного законодательства. В них, наряду с недавно принятыми изменениями и дополнениями в Конституционный закон о выборах, учтены новые предложения регионов, министерств и ведомств, политических партий и неправительственных организаций.

2.Что касается реформы исполнительной власти, то сейчас в Парламенте на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий более эффективное разграничение полномочий между уровнями государственного управления. Параллельно проводится анализ уже принятых решений по данному вопросу для создания оптимальных условий местного самоуправления с учетом мирового опыта.

3.Предпринимаются меры по обеспечению прозрачности деятельности и подотчетности исполнительной власти. В апреле я подписал Указ, которым регламентируются отчеты акимов перед населением. Эта работа дает бесспорные результаты и будет продолжена. Надо отметить, что 80 процентов вопросов, высказанных на отчетах акимов всех уровней, уже нашли свое разрешение.

4. В августе мы провели экспериментальные выборы акимов сельских районов. Оценивать сейчас их результативность, разумеется, преждевременно, но впоследствии они определят алгоритм работы в этой части административной реформы.

5.Министерством юстиции разработаны и внесены в Правительство законопроекты, регулирующие вопросы введения и становления института суда присяжных заседателей, принимаются меры по повышению роли адвокатуры в рамках судопроизводства и на стадии исполнения судебных решений.

6.Должен сказать, что вопросы реформирования судебной системы в рамках заданного курса модернизации и политической демократизации были обсуждены на IV съезде судей республики. Предметом активного обсуждения стали проблемы упрощения судопроизводства и обеспечения его объективности. Вы знаете, что в марте в Парламент уже был внесен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам разграничения подсудности». Сейчас по итогам съезда судей Верховный Суд должен доработать вместе с вами этот проект в рабочем порядке. Уверен, что Парламент примет его уже на этой сессии.

7.Как вы знаете, сейчас по инициативе Национальной комиссии по вопросам демократизации идет обсуждение проекта Концепции развития гражданского общества в Казахстане. Эта работа близится к завершению, ее результаты будут обсуждены на втором Гражданском форуме.

8.Важную роль в определении и практической реализации намеченных в моем Послании реформ должны играть неправительственные организации. Они уже сегодня вносят свой полновесный вклад в развитие гражданского общества, в обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократического процесса, благотворительности, образования и т.д.

Таким образом, достигнутые только за полгода первые практические результаты в сфере демократических реформ вполне очевидны, как и очевидна траектория нашего дальнейшего движения к расширению демократии в казахстанском обществе.

VIII.Расширение общественной дискуссии и реализация Общенациональной программы демократических преобразований

Все это позволяет мне сегодня предложить для обсуждения и последующей реализации дальнейшие меры по осуществлению положений моего Послания касательно Общенациональной программы демократических реформ. Эта программа будет охватывать шестилетний период, с 2006 по 2011 годы, а ее практическое исполнение последовательно будет осуществляться в два основных этапа: с 2006 по 2008 год и с 2009 по 2011 год.

Конкретные параметры этой Программы должны расширяться, уточняться и проводиться на основе широкой общественной дискуссии.

Развивая положения Послания народу в конкретном плане, предлагаю следующие направления расширения демократии в нашем обществе, которые мы должны обсудить, конкретизировать и реализовать с участием всех членов нашего общества:

Первое. Мы должны неуклонно развивать местное самоуправление, разграничить полномочия между центральными и местными исполнительными органами, а также органами местного самоуправления.

Мы будем активно развивать нормативную базу и «социальные механизмы» местного самоуправления и укреплять полномочия акимов базовых уровней.

- Предстоит сформировать новую, более эффективную систему межбюджетных отношений.

- Кроме того, на начальном этапе мы можем значительно расширить полномочия маслихатов, особенно в части осуществления контроля над деятельностью акимов. Акимы всех уровней должны будут ежегодно отчитываться о результатах своей работы перед населением.

Для достижения этих задач в 2006 году следует принять Закон о местном самоуправлении и разработать госпрограмму по его развитию.

Для эффективного внедрения местного самоуправления следует подумать о создании специального органа – Комитета по делам местного самоуправления, к работе которого будут привлечены эксперты международных организаций.

Второе. В рамках расширения полномочий представительных органов мы усилим права и контрольные функции Парламента, его участие в формировании Правительства и других конституционных органов, рассмотрим возможное увеличение количества депутатов Мажилиса и Сената.

Третье. Введение выборности акимов должно стать логическим завершением процесса децентрализации, который и укрепит демократические механизмы формирования государственной власти. Это создаст условия для принципиально нового общественного контроля и подотчетности там, где возникают и решаются проблемы повседневной жизни казахстанцев.

Четвертое. Следует принять меры по дальнейшему укреплению роли и функций политических партий, расширению роли и полномочий партийных фракций.

Пятое. Следует создать условия для дальнейшего укрепления и развития неправительственных организаций и профсоюзов и их деятельности в соответствии с международно принятыми стандартами демократии.

Шестое. Совершенствование системы защиты прав и свобод граждан Казахстана.

Уже в ближайшие три года необходимо:

- принять комплексные меры по усилению гарантий прав граждан в рамках судопроизводства и на стадии исполнения судебных решений;

- принять меры для усиления независимости судебной ветви власти, повышения прозрачности и эффективности правосудия в этом направлении;

- поэтапно ввести процедуры участия суда в вопросах санкционирования ареста;

- внедрить в практику уголовного судопроизводства институт суда присяжных заседателей и принять соответствующие законы и т.д.

Седьмое. Укрепление и развитие средств массовой информации - это одно из ключевых направлений в гарантировании свободы слова в нашей стране.

Для этого необходимо всемерно развивать профессионализм, независимость и профессиональную этику журналистского сообщества. Гарантии свободы СМИ должны также определять и их ответственность за соблюдение требований Конституции и законов.

Восьмое. О создании Государственной программы борьбы с коррупцией и последовательной реализации системного пакета практических мер для усиления подотчетности и общественного контроля над госорганами на всех уровнях нашего общества.

Что мы сделали за последние месяцы?

Уже с апреля этого года реализуется Указ, направленный на дальнейшее развитие комплексной системы противодействия коррупции в Казахстане. В рамках реализации данного Указа в текущем году будет разработан проект Государственной программы борьбы с коррупцией, рассчитанной на 2006-2010 годы. Основной ее идеей будет построение многоуровневой национальной антикоррупционной системы. Мы начали со следующего:

1. В мае подписан Указ «О Кодексе чести государственных служащих», в котором закреплены основные этические нормы поведения, направленные на повышение авторитета органов государственной власти.

2. В июле я подписал Закон об изменениях и дополнениях в Закон «О государственной службе», в соответствии с которым ужесточается спрос за коррупционные преступления и правонарушения.

3. Начата работа по созданию центров обслуживания населения в Астане и Алматы по принципу «одного окна», на что из республиканского бюджета выделено 500 миллионов тенге. Один из столичных центров в мае уже начал свою работу.

В дополнение к тому, что мы уже сделали, необходимо:

1. Обеспечение прозрачности процесса приватизации, принятия решений в области налоговой политики, недропользования и земельных отношений.

2. Внесение изменений и дополнений в законодательство, обеспечивающее прозрачность деятельности национальных компаний и государственных предприятий, а также частных компаний.

3. Открытие центров обслуживания населения по принципу «одного окна» во всех регионах Казахстана.

Я приглашаю общественные организации подключиться к этой работе и сообща обеспечить полную подотчетность и широкий общественный контроль над государственными органами.

Это только некоторые из основных положений “Общенациональной программы демократических реформ”, которая предлагается для обсуждения и последующей реализации. Эта Программа должна расширяться, конкретизироваться, а в случае необходимости – корректироваться. Она должна пройти, я бы сказал, “народную экспертизу”, заручиться поддержкой преобладающей части нашего общества. Также необходимо учитывать опыт и советы наших друзей из развитых демократий.

Как видите, впереди большая и напряженная работа. Национальная комиссия по вопросам демократизации и гражданского общества должна в ближайшем будущем обобщить итоги дискуссий и на этой основе подготовить пакет предложений о законодательных контурах Общенациональной программы демократических реформ. Разумеется, при активном участии Парламента.

Принятие такой Программы - это вопрос, который требует крайне взвешенного подхода. Ее последствия будут влиять на судьбу нашей государственности и стабильного развития общества.

Поэтому я планирую создать Государственную комиссию по разработке и конкретизации Программы демократических реформ под моим председательством. В ее состав войдут депутаты Парламента, представители Администрации Президента, Правительства, партий, общественных объединений и НПО. В июне 2006 года комиссия должна представить конкретные предложения.

Только такие глубокие демократические изменения могут соответствовать нашим экономическим успехам.

Известно, что есть и другие мнения, даже среди присутствующих в этом зале. Кто-то советует, что надо подождать, пока обстановка в регионе стабилизируется, что мы еще не подготовлены и “народ не созрел”. Кто-то считает, что демократические преобразования для нас не так актуальны, поскольку это может привести к дестабилизации общества и замедлит наше развитие, и даже что демократия в западном понимании не соответствует “традициям” нашего общества. Эти мнения следует рассматривать также серьезно, как и другие.

Да, у нас нет устоявшихся демократических традиций, и нам предстоит идти вперед методом проб и ошибок. Это будет непростой путь. И мы это знаем. Мы должны провести эти непростые исторические преобразования в надежде, что этим еще больше объединим казахстанцев ради будущего нашей страны.

IX. Принятие специальных мер для укрепления института частной собственности в Казахстане и гарантирования контрактных отношений в обществе – ключ к ускоренной модернизации общественной жизни

Уважаемые депутаты, члены Правительства! Дамы и господа!

Успех наших экономических и особенно политических программ зависит от укрепления в стране слоя собственников, которые представляют формирующийся средний класс. Именно это есть в странах развитой демократии, именно поэтому те страны стабильны, несмотря на смену элит. Вот почему я постоянно занимаюсь развитием среднего и малого бизнеса в стране. Мы немало сделали, но это только начало. Когда мы говорим о демократизации, мы должны увязывать эти вопросы.

В этой связи я хочу, чтобы мы приняли окончательное и бесповоротное решение по таким фундаментальным вопросам как укрепление института частной собственности и гарантий контрактных отношений в Казахстане, которые, несомненно, являются ключом к ускорению всесторонней модернизации Казахстана.

В первые годы независимости в экономике преобладала государственная собственность. Полностью отсутствовала законодательная база для развития рыночных отношений. Действующие законы носили репрессивный характер по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности.

Жесточайший товарный дефицит, гиперинфляция, резкое снижение жизненного уровня людей – все это поддерживало негативный образ частной собственности в глазах общественного мнения и подавляющей части населения страны.

Встречаясь в областях со многими бизнесменами, я ловил себя на мысли, что настойчивая и последовательная политика, которую я проводил все эти годы, создала условия для возникновения целой плеяды, в основном молодых, собственников. Я трудился не зря. И горжусь этим. Скажем прямо, собственность дает человеку истинную степень свободы, но одновременно и высокую степень ответственности перед обществом.

Сегодня 85% объема промышленной продукции производится частным сектором, где трудится свыше 60% занятого населения. Развивается малый и средний бизнес. Формируется средний класс, без которого процесс модернизации попросту невозможен.

Поэтому главный вопрос сейчас в том, чтобы обеспечить необратимое и стабильное развитие среднего класса, обладающего собственностью и осознающего свои конструктивные социальные интересы.

Институт частной собственности защищен нашей Конституцией. Однако не стоит забывать, что за этой статьей у нас пока еще не стоят характерные для западных стран вековые традиции уважения к этому институту и опыт реализации контрактного права. Необходимо, например, исключить ситуации, когда судьбу предприятия или отдельного гражданина определяет не закон, а чиновник. Собственника и его собственность должны защищать и государство, и гражданское общество.

Это одновременно и создание основ для гарантии прав и свобод человека, а также развития гражданского общества.

Поэтому, во-первых, я предлагаю разработать пакет дальнейших мер по юридическому обеспечению института частной собственности и контрактных отношений. Важную роль здесь должен сыграть единый Закон в области предпринимательства, закрепляющий системообразующие принципы и подходы, связанные с деятельностью предпринимателей. Юридическое обеспечение частной собственности и соблюдения контрактного права должно включать и независимое рассмотрение споров, и систему арбитражных процедур.

Во-вторых, пора подумать и о том, как нам воспитать уважение к институту частной собственности и контрактным отношениям на всех уровнях общества. Дальнейшая модернизация Казахстана требует культуры контрактных отношений на всех уровнях общества, включая честные отношения между частными юридическими лицами и гражданами.

Именно это помогло многим нациям добиться успеха.

Я уверен, что принятие специальных мер для укрепления института частной собственности в Казахстане и гарантирования контрактных отношений в обществе создаст прочный фундамент для нашего необратимого движения вперед.

X. Казахстан на переднем фронте в борьбе с международным терроризмом, экстремизмом, наркотрафиком, распространением СПИДА, в укреплении стабильности и безопасности в регионе и мире

Весь мир - свидетель нашей ответственной, взвешенной и сбалансированной политики, которую демонстрирует Казахстан в широком контексте проблем обеспечения международной и региональной стабильности и безопасности.

Мне уже неоднократно приходилось говорить в последнее время о наших внешнеполитических приоритетах. Они остаются неизменными.

Именно таким подходом мы руководствуемся, рассматривая вопрос о продолжении участия нашего саперного отряда с целью оказания помощи иракскому народу. Он находится там во имя спасения жизни людей, хотя количество участников международной коалиции в последнее время уменьшается. Точно так же мы считаем для себя принципиально важным быть активным участником ОДКБ, ШОС, развития сотрудничества и интеграции с нашими ближайшими соседями.

Приоритетными для нас направлениями являются развитие сотрудничества с Россией, Китаем, США, Европейским Союзом. Большое значение также придается взаимодействию с основными странами Азии и Ближнего Востока.

Казахстан был и остается активным сторонником широкого международного сотрудничества, направленного на ядерное сдерживание, борьбу с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, наркоторговлей и другими современными угрозами. Это отвечает и нашим национальным интересам.

Сегодня, однако, я хотел бы сделать акцент на другой существенной проблеме обеспечения стабильности, безопасности и устойчивости развития нашего региона. Как вы знаете, международное сообщество с нарастающим беспокойством следило за событиями, произошедшими в Кыргызстане и Узбекистане. Одно дело, когда Центральная Азия – это регион стабильности, с быстрорастущей экономикой, сопровождающейся социальным и демократическим прогрессом. И другое дело, когда Центральная Азия – это регион бедности, раздираемый внутренними противоречиями, этническими и религиозными конфликтами, когда вспышка насилия в одной стране становится примером для подражания в другой.

Нельзя не признать, что основной причиной этих взрывоопасных конфликтов стали накапливавшиеся годами внутренние социально-экономические проблемы. Казахстан “избежал” таких потрясений именно благодаря системной политике по развитию экономики и благосостояния народа, обеспечению межконфессионального, межнационального и межкультурного согласия.

Вместе с тем, и, я думаю, вы согласитесь со мной, что интересам и нашей страны, и международного сообщества соответствует сохранение стабильности и процветания во всем центральноазиатском регионе. Вот почему возникла инициатива центральноазиатской интеграции, о которой я заявил в феврале этого года. Здесь нет никаких казахстанских амбиций «выделиться» или лидерствовать. Уверен, что это отвечает долгосрочным интересам братских народов, живущих в нашем регионе.

Идея о создании Союза центральноазиатских государств вызвала позитивный международный резонанс. В этой связи в своем письме по поводу моего Послания французский лидер Жак Ширак отмечает: «Моя страна, которая, как Вы знаете, была одним из членов-основателей Союза европейских государств, может только поддержать Ваш проект Союза центральноазиатских государств».

В самое ближайшее время, думаю, до конца месяца, концепция Союза центральноазиатских государств будет доработана и направлена главам государств региона на рассмотрение и согласование. И если основные идеи этого Союза будут приняты и поддержаны, то, полагаю, это станет важным фактором стабильного и устойчивого развития всего нашего региона.

XI. Заявка Казахстана на председательство в ОБСЕ – выражение нашего последовательного курса на ускоренную экономическую, социальную и политическую модернизацию страны, ответственного и взвешенного подхода к обеспечению международной и региональной стабильности, безопасности, развитию

Как выражение избранной нами стратегии общественного развития и практического курса на всестороннюю модернизацию страны я рассматриваю заявку Казахстана на председательство в Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе в 2009 году. В этом нашем стремлении нет ни политической конъюнктуры, ни желания, как говорится, «себя показать».

За свою тридцатилетнюю историю ОБСЕ неоднократно подтверждала свой уникальный потенциал по обеспечению международного сотрудничества по самому широкому кругу проблем.

Республика Казахстан является участником ОБСЕ с 1992 года, добровольно взяв на себя обязательства Хельсинского заключительного Акта.

Мы благодарны ОБСЕ за эффективную помощь и поддержку в сложный период становления казахстанской государственности, содействие в развитии демократических институтов, формировании основ гражданского общества. Мы намерены и дальше наращивать темпы сотрудничества с ОБСЕ, рассматривая это сотрудничество как соответствующее самым высоким национальным интересам нашей страны.

В свою очередь, я полностью убежден, что уже накопленный Казахстаном уникальный опыт по укреплению толерантности, мира и стабильности, межконфессионального и межнационального согласия в обществе, которое имеет и европейские черты, и азиатские традиции, поможет ОБСЕ существенно обогатить свое представление о многообразии современного мира и различных путей построения открытого демократического общества.

Это позволило бы ОБСЕ более динамично и адекватно отвечать на главные современные угрозы и вызовы.

Нашу заявку на председательство в ОБСЕ я рассматриваю как системную задачу, отвечающую как внутриполитическим, так и внешнеполитическим целям Казахстана, и, главное, укреплению и развитию роли ОБСЕ в ХХІ веке.

Должен сказать, что на саммите СНГ, который недавно состоялся в Казани, намерение Казахстана председательствовать в ОБСЕ в 2009 году официально поддержали и лидеры государств Содружества. Мы благодарны за эту поддержку.

В этой связи поручаю Администрации Президента разработать комплексную программу подготовки казахстанского председательства в ОБСЕ, которая бы возлагала на Правительство, заинтересованные министерства и ведомства соответствующие обязанности по ее осуществлению. Рассчитываю также, что эта тематика займет приоритетное место и в дальнейшей деятельности Комиссии по вопросам демократии и гражданского общества, которая должна стать основным местом дискуссий и встреч с представителями ОБСЕ.

И, разумеется, мы должны подтвердить взятые на себя обязательства в качестве активного участника процесса интеграции в рамках ОБСЕ.

Рекомендую Мажилису Парламента в самое ближайшее время приступить к процессу ратификации фундаментальных международно-правовых документов в сфере защиты прав и свобод человека – Пактов «О гражданских и политических правах» и «Об экономических, социальных и культурных правах». Считайте это своей приоритетной задачей. Напомню, что мой Указ о присоединении Казахстана к ним был издан еще в 2003 году.

И в заключение этой темы хотел бы сказать, что Казахстан был бы готов и рад провести на своей земле под эгидой ОБСЕ международный форум по вопросам толерантности, межрелигиозной терпимости, общественного и межнационального согласия. У нас уже имеется подобный положительный опыт, включая успешное проведение Саммита глав стран СВМДА, первого Съезда лидеров мировых и традиционных религий, достойную организацию работы Оргкомитета по подготовке второго Съезда, а также 10-летний опыт работы Ассамблеи народов Казахстана. Именно благодаря этой деятельности, по словам Генерального Секретаря ООН Кофи Аннана, Казахстан стал «примером межнационального согласия, стабильного, устойчивого развития для других государств».

 

Уважаемые депутаты, члены Правительства! Дамы и господа!

Итак, мы оценили с вами первые практические результаты работы по реализации нашей стратегии всесторонней модернизации и демократизации страны, определили наиболее актуальные задачи на ближайшее будущее. Мы выбрали правильную траекторию движения и уже набрали высокий темп конкретных действий.

Показателен тот факт, что многие, кто уехал из страны в 90-е годы, сейчас возвращаются и остаются здесь навсегда. Это еще раз говорит о наших явных успехах, правильности и эффективности нашей стратегии на ускоренную экономическую, социальную и политическую модернизацию Казахстана.

Сейчас главное – сохранить ритм этого прогресса – и в экономике, и в социальной сфере, и в политике, и в расширении демократии. Мы с оптимизмом смотрим в будущее нашего Казахстана. Так давайте сделаем все для того, чтобы это время наступило как можно скорее. Призываю всех казахстанцев, все политические силы объединиться ради этой цели.

Завершая свое выступление, я должен сказать еще вот о чем. Через несколько дней вы, уважаемые депутаты, примете решение о сроках проведения очередных выборов Главы государства. Фактически с этого момента в стране начнется «президентская гонка». Уверен, что это не должно нас отвлечь от тех главных целей, которые мы перед собой поставили и которых мы обязательно добьемся.

Вы знаете, что я всегда был сторонником открытой и справедливой конкуренции идей, политических проектов, динамичных публичных дебатов в рамках Конституции и законов. Не сомневаюсь, что казахстанцы отдадут свое предпочтение тому лидеру, кто имеет ясную и выверенную стратегию действий и сплоченную команду единомышленников, способных ее реализовать.

Как действующий Глава государства, я вижу свою задачу и сделаю все необходимое для того, чтобы предстоящие выборы были абсолютно свободными, честными и прозрачными, а их результат не мог вызвать и доли сомнений ни у казахстанцев, ни у международного сообщества.

Уважаемые депутаты!

Прошло около 10 лет работы нашего профессионального Парламента, избранного на основе Конституции, отметившей всего несколько дней назад свой 10-летний юбилей.

И если для Истории эти годы – всего лишь мгновенье, для нашего родного Казахстана – это исторические вехи, определяющие этапы, равные столетию.

Предпринимая любые шаги к развитию, мы всегда помнили, прежде всего, о стабильности и единстве народа. Благодаря этому мы достигли больших успехов и авторитета в международном сообществе. Хотел бы отметить в этом особую роль Парламента страны.

Насколько высоки покоренные нами вершины, настолько их еще много впереди. И если вспомнить, что вы только за прошлую сессию приняли 78 законов, очевидно, что впереди работа – не меньшая. Потому что, только сейчас в портфеле Парламента находится более 50-ти законопроектов. Я бы хотел, чтобы среди них вы уделили особое внимание законам, направленным на широкомасштабную экономическую, политическую и социальную модернизацию страны в свете Послания.

Необходимо всегда помнить, что от качества этих законов зависят результаты реформ, направленных на рост благосостояния казахстанцев, социально-политическая стабильность и своевременное исполнение бюджета.

Уверен, что эта задача будет выполнена вами достойно. Желаю успехов в вашей деятельности во имя процветания Казахстана.

 

Астана, 1 сентября 2005 года.