МАГЕРРАМОВ
Магеррам
Мамедович

VIII сайланған
Қазақстан Республикасы Парламенті Мәжілісінің Заңнама және сот-құқықтық реформа комитетінің Хатшысы

Депутатқа хат
Қазақстан Республикасы Премьер-Министрінің орынбасары Т. Б. Дүйсенованың атына халық үшін инновациялық препараттардың қолжетімділігіне қатысты депутаттық сауал

Заместителю

Премьер-Министра

Республики Казахстан

Дуйсеновой Т.Б.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемая Тамара Босымбековна!

Исходя из вашего ответа c исх. № 16-10/2567 ДЗ от 30.06.2023г. на депутатский запрос № ДЗ-209 от 31 мая 2023 года, просим вас предоставить ответы на дополнительный депутатский запрос касательно темы доступа инновационных препаратов для населения.

В соответствии с вашим ответом, указано, что запланировано включение 71 наименования лекарственных средств в перечень амбулаторного лекарственного обеспечения (далее – перечень АЛО) для лечения заболеваний, влияющих на смертность, продолжительность жизни и инвалидизацию (БСК, диабет и др.), в том числе за счет средств ОСМС.

Однако, изучив проект приказа по внесению изменений в перечень АЛО, размещенный на портале Открытых НПА (https://legalacts.egov.kz/npa/view?;https://legalacts.egov.kz/npa/view?), выявлено, что только 36 лекарственных средств влючены в проект приказа, тогда как остальные 35 лекарственных средств не включены.

Вместе с тем, в проект приказа не включено ни одного препарата для лечения онкологических, онкогематологических заболеваний, псориаза, псориатических артропатий, детского ювенильного артрита, бронхиальной астмы и других, которые также влияют на смертность, продолжительность жизни и инвалидизацию. При этом эти препараты рекомендованы к включению в перечень АЛО решениями Формулярной комиссии Министерства здравохранения, протокола представлены по ссылке https://knf.kz/ru/protocol/index.

В связи с вышеизложенным, просим разъяснить и предоставить обоснование:

  • Почему не все препараты вошли в проект приказа по перечню АЛО, а только определенная часть выборочно?
  • На каком нормативно-правовом акте основано решение о включении только определенных препаратов?
  • Почему идет несоответсвие и введение в заблуждение депутатского корпуса? В ответе на депутатский запрос указано, что запланировано включение 71го наименования, а фактически в проекте приказа указаны только 36 наименований?
  • Если вопрос стоит в том, что недостаточно финансирования, обращалось ли Министерство здравоохранения в Министрество финансов для выделения дополнительного финансирования? В случае обращения просим предоставить обращение и ответ от Министрество финансов или Республиканской бюджетной комиссии по данному запросу. Почему на часть препаратов финансирование выделено, а на другую часть нет?
  • Согласно вашего ответа, Общественным фондом «Қазақстан Халқына» обеспечены 130 пациентов дорогостоящими лекарственными средствами на сумму 15,3 млрд тенге, на 1 июня текущего года заключены договора на поставку 23,8 млрд тенге.
  • Согласно вашего ответа, Министерством здравоохранения и Агентством по защите и развитию конкуренции утверждены Дорожная карта для улучшения сроков доступа. Однако, мы считаем, что предусмотрены сроки по мероприятиям по улучшению сроков доступа растянуты до 2025 года. Просим сообщить конкретный статус, что было сделано за это время? Какие достигнуты результаты?
  • В ответе на наш предыдущий запрос, мы не увидели ответы на вопросы по финансированию здравоохранения.
  • Просим разъяснить, обращалось ли Министерство здравоохранения в адрес Правительства и Министерства финансов с запросом для увеличения финансирования и какой был предоставлен ответ.

    Как мы знаем, в Казахстане расходы на здравоохранение составляют в районе 3,3 - 3,8% от ВВП, из которых 2,6% (72% от всех расходов на здравоохранение) от ВВП государственные расходы, в том числе за счет обязательного страхования, а 1,2% (28% от всех расходов на здравоохранение) частные расходы (из собственного кармана).

    Вместе с тем, по данным ВОЗ за 2020 год у наших ближайших соседей и экономических партнеров данные показатели намного выше. В той же Республике Беларусь расходы на здравоохранение составляют 6,41% от ВВП (из них 4,5% от ВВП это государственные расходы), а в России расходы на здравоохранение 7,6% от ВВП (из них 5,4% от ВВП это государственные расходы) (https://apps.who.int/nha/database/country_profile/Index/en).

    Согласно рекомендациям ВОЗ для устойчивого развития отрасли здравоохранения необходимо довести уровень ее финансирования до 5% от ВВП. При этом доля частных расходов не должна превышать 20% от текущих расходов на здравоохранение.

              На основании вышеизложенного в соответствии со статьей 27 Конституционного Закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» просим дать письменный ответ в установленные законодательством сроки.

    С уважением,

    депутаты фракции

    «Народная партия Казахстана»                                             М. Магеррамов

      И. Смирнова

      И. Сункар

                                                                                                                  Г. Танашева