МАГЕРРАМОВ
Магеррам
Мамедович

VIII сайланған
Қазақстан Республикасы Парламенті Мәжілісінің Заңнама және сот-құқықтық реформа комитетінің Хатшысы

Депутатқа хат
Үкіметтің амбулаториялық деңгейде инновациялық дәрілік заттармен қамтамасыз етуге қатысты ДЗ-387 жауабы

            Депутатам Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

(по списку)

 На № ДЗ-387

18 октября 2023 года     

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев депутатский запрос касательно обеспечения инновационными лекарственными средствами на амбулаторном уровне, сообщаю следующее.

С 2019 года объем выделенных средств на амбулаторное лекарственное обеспечение увеличился более чем в 2 раза с 83 до 224,8 млрд. тенге в 2023 году, что позволило в 2,7 раза увеличить количество нозологий с 48 до 126 и лекарственных средств с 272 до 347, и соответственно бесплатное обеспечение пациентов с 2,5 до 3,9 млн. чел.

Приказом Министра здравоохранения от  31 октября 2023 года №159 внесены изменения и дополнения в Перечень лекарственных средств и медицинских изделий для бесплатного и (или) льготного амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан Республики Казахстан с определенными заболеваниями (состояниями)» (далее – Перечень АЛО) в части включения новых 38 лекарственных средств для лечения заболеваний системы кровообращения, органов дыхания, онкологии, инфекционных заболеваний.

Лекарственные средства включаются в Перечень АЛО с учетом результатов исследований на наличие клинического и (или) клинико-экономического (фармакоэкономического) преимущества или эквивалентности лекарственного средства согласно Правил формирования Перечня АЛО                             (утвержден приказом Министра здравоохранения от 29 июля 2021 года № ҚР ДСМ-68).

Почему идет несоответствие и введение в заблуждение депутатского корпуса? В ответе на депутатский запрос указано, что запланировано включение 71 наименования, а фактически в проекте приказа указаны только 36 наименований?

На основании принятых решений Формулярной комиссией Министерства здравоохранения (далее – ФК) всего рекомендовано для включения в Перечень АЛО 72 лекарственных средства по 26 нозологиям.

В этой связи Министерством здравоохранения  сформирована потребность в рекомендованных лекарственных средствах на основании расчетов, представленных местными органами управления здравоохранением.

Включение новых лекарственных средств в Перечень АЛО требует выделения дополнительных бюджетных средств. Учитывая наличие дефицита финансирования в текущем году и прогноз финансирования в 2024 году на уровне 2023 года, принято решение о разделении включения лекарственных средств по принципу приоритетности и с учетом увеличения объема финансирования, а также перераспределения расходов между пакетами ГОБМП и ОСМС.

В этой связи, на первом этапе в Перечень АЛО включены 38 новых лекарственных средств по заболеваниям, наиболее влияющих на смертность, продолжительность жизни и раннюю инвалидизацию, оставшиеся 34 лекарственные средства по 14 нозологиям будут включены с учетом решения Республиканской бюджетной комиссии (далее – РБК).

Если вопрос стоит в том, что недостаточно финансирования, обращалось ли Министерство здравоохранения в Министерство финансов для выделения дополнительного финансирования? В случае обращения просим предоставить обращение и ответ от Министерство финансов или Республиканской бюджетной комиссии по данному запросу. Почему на часть препаратов финансирование выделено, а на другую часть нет?

В рамках формирования проекта республиканского бюджета на 2023-2025 годы по бюджетной программе 002 «Целевой взнос Фонду социального медицинского страхования» предусмотрены расходы на лекарственное обеспечение на амбулаторном уровне на общую сумму 214,6 млрд. тенге в 2023 году, при заявленной медицинскими организациями потребности в сумме 222,8 млрд. тенге.

В этой связи закуп лекарственных средств на заявленную потребность медицинских организации осуществляется за счет экономии по итогам централизованного закупа.

Вопросы увеличения финансирования лекарственного обеспечения обсуждены на совещании в Правительстве, по итогам которого дано поручение  министерствам здравоохранения, финансов выработать четкий алгоритм по выделению бюджетных средств на лекарственное обеспечение для полноценного и своевременного закупа жизненно-важных лекарственных средств.  

Министерством здравоохранения при уточнении республиканского бюджета на 2024 год для лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне будет заявлена дополнительная потребность в сумме 45 млрд. тенге.

За последние 5 лет прирост количества пациентов с орфанными заболеваниями составил 49%, а финансирование лекарственного обеспечения орфанных заболеваний увеличилось в 2,3 раза.

При этом, доля расходов на лекарства для пациентов с орфанными заболеваниями на амбулаторном уровне составила 26.8% от общего объема бюджетных средств на обеспечение лекарствами, что уже превышает рекомендации ВОЗ по обеспечению в объеме не более 25% от общего бюджета лекарств.

Данный вопрос неоднократно обсуждался в Правительстве и поручено Министерству здравоохранения совместно с ОФ «Қазақстан халқына», акиматами обеспечить закуп лекарственных средств для больных с орфанными заболеваниями с учетом установленного разграничения зон ответственности.

          В рамках реализации Дорожной карты по развитию конкуренции в сфере здравоохранения, утвержденной Министерством здравоохранения и Агентством по защите и развитию конкуренции, в Реестр государственных услуг  включена регистрация цены производителя на лекарственные средства, ведется работа по внедрению государственной услуги посредством «одного окна» по выдаче результатов профессиональной экспертизы на лекарственные средства для включения в Казахстанский национальный лекарственный формуляр, перечни АЛО и Единого дистрибьютора.

          Кроме того, разработаны и направлены в Агентство по защите и развитию конкуренции изменения в Кодекс по утверждению единых правил формирования Казахстанского национального лекарственного формуляра, Перечня АЛО и Перечня лекарственных средств, закупаемых Единым дистрибьютором.

Вопросы совершенствования лекарственного обеспечения и увеличения его финансирования находятся на постоянном контроле Правительства.

Также дано поручение Министру здравоохранения провести встречу с депутатским корпусом для детального обсуждения принимаемых мер по лекарственному обеспечению.

Т. Дуйсенова