Смағұлов
Бауржан
Әміржанұлы

VIII сайланған
Қазақстан Республикасы Парламенті Мәжілісінің Экология мәселелері және табиғат пайдалану комитетінің Хатшысы

Депутатқа хат
Депутат Смагулов Б.А. - необходим полноценный учет теплоснабжения для населения

 

                                                                         Депутатский запрос

Оглашен 27 декабря 2023 года

                                                                                        Первому заместителю Премьер-министра Республики Казахстан

                                                                                        Скляр Р.В.

О форсировании полноценного

учета коммунальных услуг

                                                              Уважаемый Роман Васильевич!

В разрезе обостряющихся проблем прохождения текущего отопительного сезона считаем необходимым форсировать вопросы компенсации надвигающегося роста тарифов в сфере теплоэнергетики и вызываемого этим социального негатива в обществе.

Как известно, рост коммунальных тарифов компенсируется в том числе предоставлением возможности установки поквартирных приборов учета населению, проживающему в многоквартирных жилых домах.  Если наши граждане уже давно понимают целесообразность вложенных средств на приобретение и установку поквартирных водо-, газо- и электросчетчиков, то в отношении поквартирных теплосчетчиков подавляющее большинство граждан даже не имеют представления о том, что такой вид счетчика существует! При этом, в отличие от европейских стран, в Казахстане Правительство остановилось на внедрении и пропаганде эффективности только общедомовых теплосчетчиков.

Так, в рамках подзаконных НПА[1] уже с 2015 года утверждены требования по установке поквартирных теплосчетчиков, но субъекты естественных монополий (далее - СЕМы) не допускают (не пломбируют) их в эксплуатацию. Формальная причина такой позиции СЕМов – это отсутствие методики распределения небаланса между показаниями общедомового с суммой показаний поквартирных теплосчетчиков, реальная же причина – нежелание терять в начислениях за услуги отопления.

Таким образом, наши граждане лишены сегодня возможности даже самостоятельно (за свой счет) оснащать свои квартиры теплосчетчиками, а, следовательно, лишена возможности доводить снижение своих счетов за отопление на 15-20%.

К сожалению, напрашивается вывод о том, что исполнительной властью поддерживаются интересы только СЕМов и игнорируются интересы потребителей. Иначе, чем объяснить тот факт, что на протяжении уже более 7 лет с утверждения двумя Министерствами своих же требований по оснащенности поквартирными теплосчетчиками, Правительство Республики Казахстан не беспокоится об отсутствии этих приборов учета в квартирах потребителей и отсутствии ведения начисления счетов по их показаниям?

Считаем, что Правительство, не дожидаясь прохождения в Мажилисе Парламента Республики Казахстан законопроекта «О теплоэнергетике» (пункты 8 и 9 статьи 31), могло давно решить данную проблему на уровне действующих подзаконных НПА. К тому же, разрешение вышеуказанных барьеров в правительственной редакции законопроекта будет полностью зависеть от содержания подзаконного НПА – Порядка учета тепловой энергии и теплоносителя, разрабатываемым и утверждаемым уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом в сфере жилищных отношений и ЖКХ и уполномоченным органом в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, проект которого в нарушении пункта 11 статьи 17-1 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» до настоящего времени так и не предоставлен в Мажилис.

В связи с чем, а также учитывая сжатые сроки реализации послания Главы государства от 1 сентября в части выработки новой бытовой культуры потребления электричества, тепла и воды, снижения энергопотребления и энергоемкости на 15% к 2029 году, предлагаем Правительству следующие предложения:

1. Для апробирования выставления счетов за отопление по показаниям поквартирных теплосчетчиков уже в текущем отопительном сезоне 2023-24 годов в ускоренном порядке рассмотреть внесение изменений и дополнений в такие подзаконные НПА, как:

– Правила учета отпуска тепловой энергии и теплоносителя[2];

– Правила предоставления коммунальных услуг[3];

– Правила формирования тарифов[4], в которых уже содержится порядок распределение показаний общедомового теплосчетчика по квадратуре квартир, помещений.

Сократить сроки внесения поправок в данные НПА поможет изучение российского опыта, т.к. из наших соседей данная проблема климатически актуальна в основном для Российской Федерации. С 2018 года вопросы корректности начисления по показаниям поквартирных теплосчетчиков вышли в России на уровень споров в Конституционном суде[5] и до настоящего времени уже достаточно усовершенствовались в подзаконных НПА.

2. Значительное увеличение парка счетчиков за счет поквартирных приборов учета тепла потребует одновременного форсированного внедрения автоматизации посредством Smart Metering/АСУЭ (автоматизированной системы учет энергопотребления) в коммунальном секторе, усовершенствование которой необходимо рассмотреть при обновлении подзаконных НПА.

Необходимо отметить, что за 8 лет действия порядка внедрения АСУЭ в части водоучета в подзаконном НПА[6], местными исполнительными органами не утверждено ни одной инфраструктуры приема, передачи и обработки информации энергопотребления АСУЭ.

3. Необходима демонополизация рынка снабжения тепловой энергии путем предоставления законодательной возможности участия на этом рынке в конкурентной среде субъектам предпринимательства, осуществляющих продажу (в рассрочку для владельцев квартир) и обслуживание общедомовых и поквартирных теплосчетчиков в составе Smart Metering/АСУЭ. Доход от реализации и обслуживания теплосчетчиков позволил бы таким энергоснабжающим организациям снижать ниже себестоимости тарифы на теплоснабжение.

С учетом ответа на наш депутатский запрос планируется подготовка законодательных предложений, позволяющих решить поднятые в настоящем обращении вопросы в первую очередь для защиты прав потребителей.

Ответ прошу Вас предоставить в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.

С уважением,

Депутаты фракции «AMANAT»                                           БСмагулов

                                                                                                  А.Калыков

Депутат фракции

«Народная партия Казахстана»                                           И.Смирнова


[1] утвержденный приказом Министра энергетики РК от 17 марта 2015 года № 207;

  утвержденный приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 31 марта 2015 года № 406.

[2] в рамках Закона РК «Об электроэнергетике»;

[3] в рамках Закона РК «О жилищных отношениях»;

[4] в рамках Закона РК «О естественных монополиях»

[5] https://www.youtube.com/watch?

[6] утвержденный приказом Министра национальной экономики РК от 28 августа 2015 года № 621.