Ауесбаев
Нурлан
Сатыбалдиевич

Член Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Депутатский запрос касательно электроэнергии


Оглашен 4 октября 2023 года                                                                                                               Премьер-Министру

Республики Казахстан

Смаилову А.А.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Алихан Асханович!

Поводом для моего депутатского запроса стало введение модели Единого закупщика и балансирующего рынка электрической энергии в режиме реального времени. Как известно, эти изменения вступили в силу с 1 июля 2023 года.

По новой модели, субъекты оптового рынка покупают электроэнергию не на источниках, а от Единого закупщика электрической энергии, в качестве которого определено ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии».

Теперь все оптовики, кроме гарантирующих поставщиков, оплачивают Единому закупщику ежесуточную предоплату. При этом потребители, как известно, не оплачивают за услуги по предоплате. В связи с этим, у электросетевых компаний возникают кассовые разрывы, которые могут привести к задержке выплаты заработной платы, нарушению сроков оплаты налогов и срыву выполнения инвестиционной программы.

Предоплата на сутки рассчитывается по 24 прогнозным «плавающим» тарифам, с дальнейшим перерасчетом по 24 фактическим тарифам. Все это создает трудности с планированием бюджета и приводят к росту издержек, которые в конечном итоге лягут на плечи потребителей.

При этом монополисты должны оплачивать новую услугу АО «KEGOC» за пользование национальной электрической сетью. Эти издержки ранее не были учтены в действующих тарифах электросетевых компаний.

Так, из-за введения модели Единого закупщика увеличение затрат для АО «Астана-РЭК» за второе полугодие 2023 года составит более 2,65 млрд тенге без учета НДС. Они не предусмотрены в тарифной смете, а потому для компании могут оказаться убыточными.

При этом Астана занимает пятое место по росту тарифов в Казахстане с 22,5% ростом в августе 2023 года по сравнению с июлем 2022 года. Он вырос с 1196 до 1466 тенге для первого уровня тарифа на 100 кВт/ч (для населения, использующего электрические плиты).

А рост стоимости электроэнергии, как известно, повлечет рост цен на все остальные коммунальные услуги, включая водоотведение и водоснабжение, передачу тепла и все остальное, так как для того, чтобы поднимать, спускать и очищать воду, применяются насосы и оборудование, которые питаются от электросети.

Как известно, с января по июль 2022 года в Казахстане действовал мораторий на повышение стоимости коммунальных услуг. В первый же день после отмены моратория, 1 июля, министерство энергетики РК повысило тарифы 26 энергопроизводящих станций. И уже тогда анонсировалось, что это только начало.

По состоянию на август 2023 года мы видим, что в течение года самый большой рост тарифа на электроэнергию был в Карагандинской области – на 44%, с 1280 до 1677 тенге.

На втором месте – Алматинская область с ростом на 27,6% (с 1756 до 2160 тенге для первого уровня тарифа на 100 кВт/ч (для населения, использующего электрические плиты)).

Далее следуют город Алматы и область Жетысу, где тариф вырос на 25,6% (с 1753 до 2203 тенге).

Одной из главных целей введения модели Единого закупщика было выравнивание тарифов по всему Казахстану. Такая проблема действительно есть – так, в настоящее время на рынке электроэнергии разница самого дорогого тарифа к самому низкому составляет 3,3 раза. Если в Атырауской области с самым дешевым тарифом он составляет 666 тенге, то жители города Алматы и области Жетысу платят за него 2203 тенге на 100 кВт/ч.

Однако одно лишь приведение тарифа к общему знаменателю больно ударит по карману большинства казахстанцев. Ведь регионов, у кого тариф – ниже среднего, единицы.

В связи с вышеизложенным, просим ответить на следующие вопросы:

В каких регионах страны будут расти тарифы на электроэнергию в связи с введением модели Единого закупщика и насколько?

Как это отразится на стоимости других коммунальных услуг и на инфляции региона?

При каких условиях модель Единого закупщика Правительство будет считать успешным? Каков план B в случае, если модель себя не оправдает? К какому времени вы будете подводить итоги по результативности?

По сути, единый закупщик – это новый посредник, расходы которого войдут в стоимость тарифа. Причем он будет распределять электроэнергию, что несет коррупционные риски. Какие меры будут введены для прозрачности процесса?

О результатах рассмотрения депутатского запроса в соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» просим предоставить письменный ответ в установленный законом срок.

С уважением,

Депутаты фракции

Общенациональной социал-

демократической партии                                 Н. Ауесбаев, А. Рахимжанов, А. Сагандыкова, Н. Сайлаубай