ЕСПАЕВА
Дания
Мадиевна

Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
О пересмотре условий по микрокредитованию населения, малого и среднего бизнеса в моно/малых городах

 

Оглашен 03 апреля 2019 года                                       Министру сельского хозяйства

Республики Казахстан

Омарову С.К.


Министру Национальной экономики

Республики Казахстан

Даленову Р.Е


ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС


Уважаемый Сапархан Кесикбаевич!


Уважаемый Руслан Ерболатович!


В партию «Ак жол» обращаются предприниматели сельскохозяйственной отрасли, действующие в малых городах, а также в сельских населённых пунктах, включенных в территорию городов в ходе их укрупнения.

До недавних изменений госпрограмм и статуса их населённых пунктов, эти предприниматели ранее имели доступ к приемлемому финансированию, но теперь лишились такой возможности.

Так, микрокредиты в сельской местности обеспечивает дочерняя организация холдинга «КазАгро» – Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства, на долю которого приходится более 65% всех выдаваемых средств по действующей Программе продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек». Но внутренние условия Программы данного оператора не позволяют финансирование в моно/малых городах и сельских округах в составе города.


При этом, согласно Уставу, утвержденному решением акционера – АО «КазАгро», одним из видов деятельности Фонда является кредитование малого и среднего бизнеса, объектов рыночной инфраструктуры на селе, в моно/малых городах.

В то же время, Правила АО «КазАгро» отменяют кредитование в моно/малых городах через Фонд и передают его в БВУ. Однако, как отмечают предприниматели, банки (за редким исключением) не принимают в обеспечение кредитов залоговое имущество в таких населённых пунктах, тогда как у Фонда залоговая политика была более лояльной.

         В результате, меры господдержки оказались недоступными для реальных заемщиков,желающих заниматься сельским хозяйством, но проживающих в моно/малых городах, а также сельских округах, вошедших в состав города.

           Непонятно - чем вызваны такие изменения в Программе, ущемляющие интересы КХ, ЛПХ, созданных в моногородах и сельских округах, отнесенных территориально к городу. 

Возможно, разработчики просто не учли все аспекты, но в любом случае, последствия оставляют за бортом огромный пласт активного малого бизнеса и занятых в нём людей.

Не менее острой проблемой в реализации Программы «Енбек» является дисбаланс финансирования проектов по направлениям бизнеса, т.е. соотношение доли проектов АПК и несельскохозяйственных видов бизнеса на селе.

Это связано с тем, что действующая система распределения бюджетных средств на микрокредитование предполагает финансирование через двух операторов: Фонд «Даму» в городах и «КазАгро» на селе. При этом, выдача микрокредитов для конечных заемщиков в городах осуществляется через микрофинансовые организации и банки, а в селе – через Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства, кредитные товарищества и МФО.

Вместе с тем, Минсельхоз, отвечающий за развитие проектов АПК, доводитФонду планы только по кредитованию животноводства, тогда как на селе, кроме животноводства, необходимо развивать другие сферы бизнеса (частные учреждения образования, объекты общественного питания, швейные и мебельные цеха, стоматологии, аптеки и т.д.), так же не менее важные для сельчан.

В результате предприниматели, занимающиеся другими видами бизнеса на селе, ограничены в средствах, и основная цель Программы -  развитие микробизнеса на селе - ставится под угрозу.

Считаем, что  проблемы возникают из-за того, что Программа «Енбек» распределена между тремя министерствами и нет единого координатора реализации данной Программы.  Каждое министерство заинтересовано в выполнении только своих индикативных показателей, при этом забываются конечные цели Программы - развитие массового предпринимательства, как на селе, так и в городах.

Необходимо отметить, что сейчас наблюдается переход сельских территорий в состав городов. Совсем недавно, только в Туркестанской области 12 сельских округов вошли в г.Кентау. Ранее несколько сёл были включены в город Шымкент, аналогичные процессы укрупнения городов происходят и в других регионах.

Но род занятий и источники заработка их жителей от этого не изменились, и все они столкнулись с проблемами кредитования.

На основании вышеизложенного, депутатская фракция «Ак жол» просит:
         1. Пересмотретьусловия по микрокредитованиюнаселения, малого и среднего бизнеса в моно/малых городах, сельских округах в составе городов и вернуть жителям этих территорий кредитование через «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства»;

2. Утвердить индикатив для микрокредитования не сельскохозяйственных видов бизнеса на селе на уровне не менее 30 процентов.

Решение озвученных проблем позволит сохранить сотни действующих субъектов предпринимательства и рабочих мест. Для этого не требуются дополнительные затраты, необходимы лишь небольшие коррективы в существующую схему Программы.


С уважением,

депутат фракции ДПК «Ак жол»                                             Д. Еспаева