Исабеков
Данабек
Ержанович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Тематическое заседание Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан «Актуальные вопросы борьбы с киберпреступностью»

Информация к тематическому заседанию

 «Актуальные вопросы борьбы

с киберпреступностью»

В результате принимаемых мер, по итогам 2023 года на 31 % снижено количество интернет-мошенничеств, совершаемых двумя наиболее распространенным способами (с 6471 в 2022 году до 4460 в 2023 году), это когда преступники:

-          «представляются сотрудниками банков и правоохранительных органов», и после завладевают их деньгами, под предлогом вывода на безопасный счёт;

-          получают удаленный доступ к мобильному устройству и оформляют онлайн-займы.       

На 18 % уменьшилось и количество зарегистрированных интернет-мошенничеств, относящихся к тяжкой и особо тяжкой категории (с 2717 до 2230).

           Продолжается внедрение новых методов борьбы с телефонными мошенничествами. В ноябре 2023 года по инициативе МВД во взаимодействии с АО «Казахтелеком» апробирован механизм распознавания и блокирования звонков с мошенническими признаками, поступающих из-за рубежа на городские линии связи Казахстана. Системой заблокировано более 300 тыс. подобных звонков (в сутки в среднем 8,5 тыс.)

           На стадии проработки находятся и другие меры по повышению эффективности противодействия мошенничествам.                  

  

           Это специализированные группы, в составе оперативников, следователей и криминалистов. Проводится повышение квалификации на базе открытого «Кибер Центра по подготовке специалистов» Алматинской Академии МВД.

           Дополнительно, для повышения их профессионального уровня и регулярного консультирования привлекаются опытные сотрудники
IT-сферы (Центр анализа и расследования кибератак, Холдинг «Каздрим Спешиал Систем» и др.).  

           Сотрудники указанных подразделений напрямую взаимодействуют с банками и операторами сотовой связи, что позволяет, в случае своевременного обращения потерпевших в полицию, снизить риски потери денег, на стадии их вывода за пределы страны.       

           В результате предпринятых мер гражданам возмещено 850 млн. тенге. Всего за 2023 год раскрыто более 3,7 тыс. таких преступлений (за январь т.г. - 222). Принятыми мерами задержано и привлечено к уголовной ответственности 1891 лицо, из них 460 лиц изобличены в совершении мошенничеств в отношении 2-х и более лиц. Ими совершено 2,3 тыс. мошенничеств.

           Установлено более 1 тыс. «дропов», которые за денежное вознаграждение обналичивали и переводили похищенные средства организаторам. Каждому из них даётся процессуальная оценка (о проблемах привлечения их к уголовной ответственности подробно отражено ниже в разделе: причины и условия, совершения интернет-мошенничеств).

          

           Параллельно МВД заблокировано 4 тыс. различных сайтов и ссылок, в том числе с признаками мошенничеств и финансовых пирамид.

           Справочно: в т.г. выявлено 2517 зарубежных интернет-ресурсов с противоправным содержанием, в том числе 1,5 тыс с признаками финансовой пирамиды и других мошеннических организаций.

           Вместе с тем, администраторы крупных интернет-сайтов и хостингов, на которых размещается противоправная информация, активно рассматривают жалобы пользователей с указанием причин для блокирования (мошенничество и т.д.). 

           В этой связи, для построения эффективной защиты информационного пространства, в популярных мессенджерах («WhatsApp», «Telegram», «Instagram» и др.) созданы специальные группы «Cyberbot», в которые включены сотрудники центрального аппарата, Департаментов полиции, Академий МВД и волонтеры.

           Принцип работы групп состоит в выявлении фишинговых ссылок (мошеннические рекламы и др.) в социальных сетях, мессенджерах и т.д. Все участники массово направляют жалобу в администрацию интернет ресурса на блокировку. Наличие большого количества жалоб увеличивает вероятность блокирование ссылок.

           Только за месяц такой работы администраторами удалено свыше 300 мошеннических  ресурсов.

           Для выявления мошеннических объявлений также достигнута договоренность о взаимодействии с крупными международными и отечественными компаниями (Тик-Ток, Яндекс, Индрайвер,  Крыша, Колеса, Каспий и Маркет КЗ, а также ряд др.), что позволит осуществлять поиск их на указанных ресурсах.

                  

           После получения приглашения к присоединению к Конвенции Совета Европы о компьютерных преступлениях Казахстан получил статус страны-наблюдателя. Это позволяет участвовать во всех международных мероприятиях, проводимых в рамках Конвенции.

           После ее ратификации Казахстан станет полноправным ее членом и расширит свои возможности в части международного взаимодействия с 69-ми странами.  

  • На системной основе проводится разъяснительная работа среди населения. Анализируются данные и о самих потерпевших, которые в последующем используются для точечной адресной профилактической работы.
  • исключить авторизацию владельца объявления по номеру иностранного оператора связи, а также информирование казахстанских пользователей при размещении объявлений с зарубежных технических площадок (с учетом участившихся случаев совершения преступлений с иностранных IP-адресов);
  • организовать предупреждение пользователей при размещении ими объявлений в части запрета перехода по ссылкам, направляемым потенциальными покупателями (фишинговые ссылки, направленные на получение персональных данных, номеров карт и т.д.);

  • проработать технические решения по выявлению IP-адресов, с которых размещены одинаковые объявления с указанием разных регионов. К примеру, подача с одного IP-адреса объявлений о продаже одной и той же автомашины либо сдачи в аренду квартиры в разных городах. 
  •            2. При совершении мошенничеств с использованием маркетплейсов банковских мобильных приложений преступным элементом активно используются личные кабинеты индивидуальных предпринимателей. К примеру, в т.г. почти 300 мошенничеств совершено с использованием личных кабинетов ИП.

               Как правило, их владельцы сдают в аренду посторонним лицам свои недействующие личные кабинеты и управление банковским счетом.

               В этой связи необходимо проработать с банками второго уровня вопрос минимизации рисков использования банковских счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей путем:

               - применения дополнительных мер, таких как биометрическая идентификация при совершении операций (перевод, снятие денег);

               - введения ответственности предпринимателей за передачу третьим лицам своих личных кабинетов в банковских приложениях.

               3. Остается актуальным вопрос привлечения к ответственности лиц, оказывающих содействие в выводе похищенных денег или так называемых »дропов». Как правило, они за вознаграждение передают свои банковские карты посторонним лицам либо сами получают на свои карты деньги и переводят их на счета, указанные мошенниками. Впоследствии через них выводятся крупные суммы денег на зарубежные счета или криптовалюту.

               В рамках досудебных расследований устанавливаются лица, которые занимаются организацией обналичивания, т.е. поиском «дропов», сбором банковских карточек, абонентских номеров. Такие лица привлекаются к ответственности по ст.190 УК (мошенничество). Вместе с тем, из установленных свыше 1 тыс. лиц, только 114 привлечены к ответственности, остальные 90% имеют статус свидетелей.

               При этом, все эти лица получают лишь определенные проценты от похищенных денег, а основная их часть выводятся на счета организаторов таких схем.

               Полагается, что установление ответственности за передачу посторонним лицам банковских карт и абонентских номеров будет являться превентивной мерой и значительно сократит количество казахстанцев, вовлеченных в нелегальные схемы обналичивания похищенных денег.

               Справочно: Ранее данная мера прорабатывалась в рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании и защиты прав заемщиков». Однако, впоследствии не поддержана Правительством.

               4. Принятыми мерами операторы сотовой связи блокируют зарубежные звонки с использованием подменных номеров. Однако, мошенники в обход данной системы начали использовать звонки путем использования SIP-телефонии, а также SIМ-боксы для преобразования телефонного трафика в Интернет. Таким способом совершено 288 преступлений.

               В этой связи необходимо законодательно закрепить ответственность за создание неправомерного трафика путем изменения установленного порядка его маршрутизации, в том числе неправомерное изменение вызывающего номера.

               Кроме того, до настоящего времени деятельность, связанная с предоставлением услуг связи посредством интернет-телефонии законодательно не урегулирована. При этом, лица, занимающиеся такой деятельностью не подпадают под действие законодательства в области связи. Это дает им возможность бесконтрольного предоставления своих услуг без соблюдения правил оказания услуг связи (утверждены приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 171.), не сохраняя данные о предоставленных интернет-соединениях (лог-файлы, электронный журнал).

               5. В нарушение Правил регистрации абонентских устройств сотовой связи (утверждены приказом Министра информации и коммуникаций №226 от 23.05.2018г.) продолжают иметь место факты регистрации абонентских номеров сотовых операторов на дистрибьюторов и дилеров (ТОО «Сотакс», ИП «Райских Ю.В.», ИП «Яиков Д.С.» или ИП «Communication Assistent» или и др.), что затрудняет установление реального пользователя абонентского номера.

               В этой связи уполномоченному органу (МЦРИАП) необходимо принять комплекс мер, направленных на соблюдение требований действующего приказа с аннулированием регистрации абонентских номеров на дистрибьюторов и дилеров. В случаях необходимости внести изменения и дополнения в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях в отношении операторов связи (АО «Кселл», ТОО «Кар-Тел», ТОО «Мобайл Телеком-Сервис») за регистрацию абонентских номеров на дистрибьюторов и дилеров.

               6. Необходимо отметить, что предпосылками для совершения преступлений является утечка личных данных граждан в руки мошенников. Граждане регистрируясь на тех или иных платформах (онлайн магазины, услуги такси и т.д.) оставляют там свои личные данные, номера телефонов, место проживания, номера банковских карт и иную информацию. Не во всех организациях информационная безопасность находится на должном уровне, что позволяет мошенникам с использованием специальных хакерских программ взламывать их базы и завладеть их персональными данными граждан.

               В этой связи полагается необходимым уполномоченному органу усилить контроль за порядком их сбора, обработки и хранения.     

                  7. Важным аспектом в противодействии интернет-мошенничествам является проведение широкой разъяснительной работы с населением по повышению правовой и финансовой грамотности, информирование о видах интернет-мошенничеств, способах их совершения и соответствующих мерах предосторожности.

               Для этого уполномоченным государственным органам необходимо проработать вопрос запуска в новостных сайтах, социальных сетях и мессенджерах таргетированной рекламы (всплывающее окно) предупредительного характера.