МАГЕРРАМОВ
Магеррам
Мамедович

Секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Круглый стол в Алматинской области «Реализация пункта 27 Плана Нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ»

                      Круглый стол на тему: «Реализация пункта 27 Плана Нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ».

г. Алматы,                                                                            31 мая 2016 года    

Алматинская область                                      

Комитет по законодательству и судебно - правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан,

Министерство юстиции Республики Казахстан,

Республиканская палата частных судебных исполнителей,

Департаменты юстиции и Региональные палаты частных судебных исполнителей г.Алматы и Алматинской области

Участники круглого стола, обсудив информацию Министерства юстиции Республики Казахстан, Республиканской палаты частных судебных исполнителей и других, в  целях дальнейшего совершенствования  и развития института частных судебных исполнителей,

РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Министерству юстиции Республики Казахстан продолжить дальнейшую работу по постоянному мониторингу эффективности реализации 27 шага Плана Нации «100 конкретных шагов» по дальнейшему совершенствованию и развитию института частных судебных исполнителей. Поэтапному сокращению государственной службы судебных исполнителей.

2. Провести мониторинг действующего законодательства и с учетом международного опыта проработать вопросы внесения поправок в соответствующие законодательные акты, в том числе  предусматривающие:

1) компенсацию государством расходов частным судебным исполнителям (далее - ЧСИ)  при исполнении судебных актов по алиментным и другим производствам;

2) о создании государственного алиментного фонда для выплаты алиментов несовершеннолетним детям по проблемным документам при неуплате алиментов свыше 3-х месяцев;

      3) внесение предложений в Верховный Суд Республики Казахстан            о введении специализированного судьи по исполнительному производству;   

4) представление ЧСИ права составления протоколов об административных правонарушениях в сфере исполнительного производства;

5) применение IT- технологий как одного из основных факторов своевременного исполнения, предусмотрев в штатах территориальных отделов специалистов - операторов компьютерной техники;

     6) реформирование административной практики исполнения постановлений о наложении административных штрафов, возложив ее на самих государственных органов, наложивших взыскания, за исключением судов;

       7) ответственность взыскателя при отзыве исполнительного документа находящего на исполнении (на стадии оценки имущества и его реализации);

      8) запрещение обращения взыскания на единственное жилье должника при условии не превышения нормы положенной жилой площади (18 квадратных метров) на каждого члена семьи, а при превышении нормы обращение взыскания в общеустановленном порядке на данное имущество с предоставлением жилья из государственного жилищного фонда на правах аренды в установленном порядке;

       9)  установление в первоочередном порядке обращение взыскания на заложенное имущество (поскольку при предоставлении имущества в залог, залогодатель соглашается на реализацию заложенного имущества в случае нарушения условия договора);

       10) ограничение должника в получении государственных услуг (получение документов, водительских прав, обслуживание в финансовых организациях, регистрация имущества и т.д.).

3. Департаменту по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан совместно с Республиканской и региональными палатами частных судебных исполнителей, в целях успешного развития и внедрения частной модели исполнения судебных          и иных актов необходимо:

1)  проводить постоянный мониторинг определения уровня и степени готовности частных судебных исполнителей по передаче  им ряда категорий исполнительных производств и прогнозирование возможных рисков, связанных с этим событием;

2) обеспечить равномерный охват и доступность услугами частных судебных исполнителей граждан всех районных центров и значительного числа населенных пунктов областей, предусмотрев разумное соотношение населения на одного честного судебного исполнителя, чтобы граждане не прилагали значительные усилия для получения услуг ЧСИ (транспортные и временные услуги на поездку, большие расстояния, ограничения в возможности присутствовать  при  совершении ряда исполнительных действий и т.д.);

3) не допускать и своевременно пресекать факты нарушений законности в деятельности частных судебных исполнителей, необоснованного отказа ими  в принятии исполнительных документов, относящихся к компетенции ЧСИ;

4) обеспечить техническую подготовленность ЧСИ к  работе при преобладающей частной модели судоисполнения, в т.ч.:

- интегрирование АИС ОИП с базами данных банков второго уровня, с Казначейством Министерства финансов, КУИС МВД Республики Казахстан, информационными системами государственных органов посредством внешнего шлюза «электронного правительства»;

- пресекать факты оставления без ответов и отказа в удовлетворении бумажных запросов ЧСИ со стороны государственных органов;

         5) рассмотреть внедрение новой системы оплаты деятельности частных судебных исполнителей в Казахстане на примере зарубежных стран. В ведущих странах (Франция, Бельгия, Нидерланды) указанный институт действует эффективно много лет, оплата концептуально складывается следующим образом:

    - все услуги оплачивает Клиент (взыскатель), при этом основную часть оплаты вносится заранее;

    -  то, что частный судебный исполнитель получает в Казахстане исходя от результата исполнения, за рубежом называется бонусом, и оплата за услуги от исполнения производится Клиентом отдельно от бонуса;

    -  частный судебный исполнитель за рубежом оказывает другие платные правовые услуги, не связанные с исполнением судебных и иных актов (доставка повестки, удостоверение доказательств, услуги медиации, оценка имущества и.т.д.). Доход от такой деятельности составляет около 40% и позволяет покрывать затраты на «нерентабельные» дела по исполнению судебных актов;

6) проведение широкой информационно - разъяснительной работы        с населением о деятельности и развитии института частных судебных исполнителей.

4. Региональным палатам частных судебных исполнителей обеспечить надлежащий контроль, своевременное предупреждение и пресечение нарушений законности в деятельности ЧСИ. 

5. Департаменту по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан совместно с Республиканской                     и региональными палатами частных судебных исполнителей,                      в соответствии с требованиями действующего законодательства обеспечить соблюдение частными судебными исполнителями правил и требований, регулирующих вопросы:

1) учетной регистрации частных судебных исполнителей, полноту, достоверность и своевременность учетной регистрации, а также снятия их        с учетной регистрации;

2) установленных законодательством требований к месту нахождения    и оборудования служебного помещения частного судебного исполнителя; 

3) порядок распределения исполнительных документов между частными судебными исполнителями, в том числе, направляемым в соответствии             с Кодексам Республики Казахстан об административных правонарушениях, судом по заявлениям взыскателя или поступившие от взыскателя, а также        в случае приостановления или прекращения действия лицензии частного судебного исполнителя, либо его длительного отсутствия;

4) достоверность отчетов деятельности частного судебного исполнителя, связанной с исполнением исполнительных документов                 о взыскании алиментов и заработной платы, а также связанной с принятием принудительных мер по исполнительным документам данной категории;

6. Республиканской и региональным палатам частных судебных исполнителей в соответствии с требованиями закона обеспечить надлежащий контроль за деятельностью частных судебных исполнителей основными целями и задачами  которого являются:

1) обеспечение законности совершаемых исполнительных действий        в сфере частного исполнения судебных актов;

2)  соблюдение имущественных и неимущественных прав и законных интересов сторон исполнительного производства;

3)  обеспечение единообразия в правоприменительной практике частных судебных исполнителей;

4) пресечение фактов незаконного получения лицензий ЧСИ, нарушения налогового, трудового законодательства, несоблюдения законности при страховании ЧСИ своей деятельности, нарушения требований  к местонахождению и оборудованию конторы ЧСИ;

5) профилактика и предупреждение иных нарушений законности  частными судебными исполнителями в сфере исполнительного производства.

7.    Обеспечить соблюдение частными судебными исполнителями:

1)  правил прохождения стажировки у частного судебного исполнителя, а также тестирования и аттестации лиц, прошедших стажировку и претендующих на занятие деятельностью частного судебного исполнителя;

2)  Кодекса профессиональной чести частных судебных исполнителей Республики Казахстан;

3) правил делопроизводства при организации и осуществлении профессиональной деятельности.

8.  В целях повышения эффективности исполнительного производства  ЧСИ необходимо:

1)  разработать схемы взаимодействия частных судебных исполнителей с судебными органами  и органами внутренних дел, антикоррупционной службой и службой экономических расследований, органов финансового контроля и госдоходов, труда и социальной защиты, сельского хозяйства, АФК и др.;

2)  активное взаимодействие ЧСИ с правоохранительными органами путем проведения совместных рейдов по задержанию автотранспортных средств должников и доставлению их к судебным исполнителям, с органами юстиции  по привлечению должников к административной ответственности    и органами дознания по привлечению должников к уголовной ответственности;

3)  во взаимодействии со всеми заинтересованными   органами обеспечить информационное сопровождение исполнительского производства,     для чего составить медиа - планы с охватом местных, региональных и республиканских СМИ, в которых освещалось бы:

- проведение широкомасштабных акций по пропаганде добровольного исполнения судебных актов и возврата долгов, в т.ч. посредством создания видеороликов с трансляцией на местных телеканалах, целью которого будет также повышение имиджа работы ЧСИ;

- информирование населения о возможных  последствиях неисполнения судебных и иных актов;

- улучшить праворазъяснительную работу с использованием СМИ, телевидениия, радио, интернет - ресурсов, печатных изданий, социальной рекламы, создание специальных тематических видео - роликов, короткометражных фильмов, размещения билбордов, банеров,  и т.д.;

 - использование автоматических звонков и  SMS - уведомлений должников с сообщением необходимости погашения долга и другой информацией;

4) внедрения положительного международного опыта (например, регистр населения, документы судов, юридическая и социальная информация межбанковской структуры, социального обеспечения, кадастровая администрация по недвижимости).

9. Департаменту по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан совместно с Республиканской и региональными палатами частных судебных исполнителей принять комплекс совместных мер по увеличению численности частных судебных исполнителей, укомплектованию региональных палат квалифицированными кадрами.

10.  В целях эффективного выполнения конституционных гарантий защиты государством прав и законных интересов граждан и организаций разработать совместный план мероприятий, направленных на совершенствование системы исполнения судебных и иных актов.

Для этого:

1)  использовать в работе опыт зарубежных стран, применять принципиально новые подходы с борьбы с недобросовестными должниками,    в т.ч. с применением современных информационных технологий;

2) в целях эффективного исполнения судебных и иных актов  шире использовать разъяснение должникам законодательных стимулов по совершению активных действий в погашении долга;

3)  ведение и использование единого реестра должников посредством информационной системы по исполнительному производству для:

- учета должников;

- ограничение их в государственных и иных услугах;

- лишение определенных прав.

На первоначальном этапе предлагается ограничивать должников по общественно - значимым исполнительным документам:

-  алиментам;

- зарплата, пенсии, пособия;

- возмещение ущерба, причиненного преступлением;

- коммунальные услуги;  

4)   своевременно проверять имущественное положение должника путем направления письменных запросов в регистрирующие органы   посредством системы информационного обмена правоохранительных и специальных органов Комитета правовой статистики и специальных учетов                   (далее - КПСиСУ) Генеральной прокуратуры Республики Казахстан;

5) накладывать аресты на имущество должников путем направления соответствующих постановлений с использованием  всех средств связи;

6) обращение взыскания на доходы и имущество должника и их изъятие, а также опечатывание имущества должника и изъятие                              правоустанавливающих документов;

7)  запрещение должнику осуществлять определенные действия и пользоваться принадлежащим ему на праве собственности имуществом либо передавать другим лицам;

8)  наложение временных ограничений физического лица, руководителя юридического лица, являющегося должником, из страны, а ограничений в сфере выдачи и действия лицензий, разрешений и специальных прав;   

9)  шире использовать весь комплекс мер, предусмотренный законом мер принуждения к злостным нарушителям, в том числе привлечение должника к уголовной, административной ответственности,                                о приостановлении действия лицензии и запрете  на выезд за пределы страны. Принимать и иные меры по обеспечению исполнения исполнительных документов;

10) конечным результатом деятельности частных судебных исполнителей является: увеличение уровня исполнения судебных и иных актов, повышение защищенности уязвимых слоев населения, обеспечение неотвратимости наказания и ответственности должников, формирование законопослушного поведения общества и граждан.    

11.  Особое внимание обратить на своевременное и качественное исполнение исполнительных документов о взыскании и алиментов, заработной платы, штрафов, выселении должника из жилища, взыскании            в пользу государства и др.

12.  Органам внутренних дел, антикоррупционной   службе и службе экономических расследований в установленном законодательстве Республики Казахстан порядке обеспечить надлежащий розыск должников по исполнительным производствам.

13. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан  и его территориальным подразделениям обеспечить контроль за соблюдением налогового законодательства частными судебными исполнителями.

        14. Верховному суду Республики Казахстан обобщить правоприменительную практику при обжаловании действий ЧСИ и выработать единую согласующую позицию.