Круглый стол на тему: «Реализация пункта 27 Плана Нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ».
г. Алматы, 31 мая 2016 года
Алматинская область
Комитет по законодательству и судебно - правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан,
Министерство юстиции Республики Казахстан,
Республиканская палата частных судебных исполнителей,
Департаменты юстиции и Региональные палаты частных судебных исполнителей г.Алматы и Алматинской области
Участники круглого стола, обсудив информацию Министерства юстиции Республики Казахстан, Республиканской палаты частных судебных исполнителей и других, в целях дальнейшего совершенствования и развития института частных судебных исполнителей,
РЕКОМЕНДУЮТ:
1. Министерству юстиции Республики Казахстан продолжить дальнейшую работу по постоянному мониторингу эффективности реализации 27 шага Плана Нации «100 конкретных шагов» по дальнейшему совершенствованию и развитию института частных судебных исполнителей. Поэтапному сокращению государственной службы судебных исполнителей.
2. Провести мониторинг действующего законодательства и с учетом международного опыта проработать вопросы внесения поправок в соответствующие законодательные акты, в том числе предусматривающие:
1) компенсацию государством расходов частным судебным исполнителям (далее - ЧСИ) при исполнении судебных актов по алиментным и другим производствам;
2) о создании государственного алиментного фонда для выплаты алиментов несовершеннолетним детям по проблемным документам при неуплате алиментов свыше 3-х месяцев;
3) внесение предложений в Верховный Суд Республики Казахстан о введении специализированного судьи по исполнительному производству;
4) представление ЧСИ права составления протоколов об административных правонарушениях в сфере исполнительного производства;
5) применение IT- технологий как одного из основных факторов своевременного исполнения, предусмотрев в штатах территориальных отделов специалистов - операторов компьютерной техники;
6) реформирование административной практики исполнения постановлений о наложении административных штрафов, возложив ее на самих государственных органов, наложивших взыскания, за исключением судов;
7) ответственность взыскателя при отзыве исполнительного документа находящего на исполнении (на стадии оценки имущества и его реализации);
8) запрещение обращения взыскания на единственное жилье должника при условии не превышения нормы положенной жилой площади (18 квадратных метров) на каждого члена семьи, а при превышении нормы обращение взыскания в общеустановленном порядке на данное имущество с предоставлением жилья из государственного жилищного фонда на правах аренды в установленном порядке;
9) установление в первоочередном порядке обращение взыскания на заложенное имущество (поскольку при предоставлении имущества в залог, залогодатель соглашается на реализацию заложенного имущества в случае нарушения условия договора);
10) ограничение должника в получении государственных услуг (получение документов, водительских прав, обслуживание в финансовых организациях, регистрация имущества и т.д.).
3. Департаменту по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан совместно с Республиканской и региональными палатами частных судебных исполнителей, в целях успешного развития и внедрения частной модели исполнения судебных и иных актов необходимо:
1) проводить постоянный мониторинг определения уровня и степени готовности частных судебных исполнителей по передаче им ряда категорий исполнительных производств и прогнозирование возможных рисков, связанных с этим событием;
2) обеспечить равномерный охват и доступность услугами частных судебных исполнителей граждан всех районных центров и значительного числа населенных пунктов областей, предусмотрев разумное соотношение населения на одного честного судебного исполнителя, чтобы граждане не прилагали значительные усилия для получения услуг ЧСИ (транспортные и временные услуги на поездку, большие расстояния, ограничения в возможности присутствовать при совершении ряда исполнительных действий и т.д.);
3) не допускать и своевременно пресекать факты нарушений законности в деятельности частных судебных исполнителей, необоснованного отказа ими в принятии исполнительных документов, относящихся к компетенции ЧСИ;
4) обеспечить техническую подготовленность ЧСИ к работе при преобладающей частной модели судоисполнения, в т.ч.:
- интегрирование АИС ОИП с базами данных банков второго уровня, с Казначейством Министерства финансов, КУИС МВД Республики Казахстан, информационными системами государственных органов посредством внешнего шлюза «электронного правительства»;
- пресекать факты оставления без ответов и отказа в удовлетворении бумажных запросов ЧСИ со стороны государственных органов;
5) рассмотреть внедрение новой системы оплаты деятельности частных судебных исполнителей в Казахстане на примере зарубежных стран. В ведущих странах (Франция, Бельгия, Нидерланды) указанный институт действует эффективно много лет, оплата концептуально складывается следующим образом:
- все услуги оплачивает Клиент (взыскатель), при этом основную часть оплаты вносится заранее;
- то, что частный судебный исполнитель получает в Казахстане исходя от результата исполнения, за рубежом называется бонусом, и оплата за услуги от исполнения производится Клиентом отдельно от бонуса;
- частный судебный исполнитель за рубежом оказывает другие платные правовые услуги, не связанные с исполнением судебных и иных актов (доставка повестки, удостоверение доказательств, услуги медиации, оценка имущества и.т.д.). Доход от такой деятельности составляет около 40% и позволяет покрывать затраты на «нерентабельные» дела по исполнению судебных актов;
6) проведение широкой информационно - разъяснительной работы с населением о деятельности и развитии института частных судебных исполнителей.
4. Региональным палатам частных судебных исполнителей обеспечить надлежащий контроль, своевременное предупреждение и пресечение нарушений законности в деятельности ЧСИ.
5. Департаменту по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан совместно с Республиканской и региональными палатами частных судебных исполнителей, в соответствии с требованиями действующего законодательства обеспечить соблюдение частными судебными исполнителями правил и требований, регулирующих вопросы:
1) учетной регистрации частных судебных исполнителей, полноту, достоверность и своевременность учетной регистрации, а также снятия их с учетной регистрации;
2) установленных законодательством требований к месту нахождения и оборудования служебного помещения частного судебного исполнителя;
3) порядок распределения исполнительных документов между частными судебными исполнителями, в том числе, направляемым в соответствии с Кодексам Республики Казахстан об административных правонарушениях, судом по заявлениям взыскателя или поступившие от взыскателя, а также в случае приостановления или прекращения действия лицензии частного судебного исполнителя, либо его длительного отсутствия;
4) достоверность отчетов деятельности частного судебного исполнителя, связанной с исполнением исполнительных документов о взыскании алиментов и заработной платы, а также связанной с принятием принудительных мер по исполнительным документам данной категории;
6. Республиканской и региональным палатам частных судебных исполнителей в соответствии с требованиями закона обеспечить надлежащий контроль за деятельностью частных судебных исполнителей основными целями и задачами которого являются:
1) обеспечение законности совершаемых исполнительных действий в сфере частного исполнения судебных актов;
2) соблюдение имущественных и неимущественных прав и законных интересов сторон исполнительного производства;
3) обеспечение единообразия в правоприменительной практике частных судебных исполнителей;
4) пресечение фактов незаконного получения лицензий ЧСИ, нарушения налогового, трудового законодательства, несоблюдения законности при страховании ЧСИ своей деятельности, нарушения требований к местонахождению и оборудованию конторы ЧСИ;
5) профилактика и предупреждение иных нарушений законности частными судебными исполнителями в сфере исполнительного производства.
7. Обеспечить соблюдение частными судебными исполнителями:
1) правил прохождения стажировки у частного судебного исполнителя, а также тестирования и аттестации лиц, прошедших стажировку и претендующих на занятие деятельностью частного судебного исполнителя;
2) Кодекса профессиональной чести частных судебных исполнителей Республики Казахстан;
3) правил делопроизводства при организации и осуществлении профессиональной деятельности.
8. В целях повышения эффективности исполнительного производства ЧСИ необходимо:
1) разработать схемы взаимодействия частных судебных исполнителей с судебными органами и органами внутренних дел, антикоррупционной службой и службой экономических расследований, органов финансового контроля и госдоходов, труда и социальной защиты, сельского хозяйства, АФК и др.;
2) активное взаимодействие ЧСИ с правоохранительными органами путем проведения совместных рейдов по задержанию автотранспортных средств должников и доставлению их к судебным исполнителям, с органами юстиции по привлечению должников к административной ответственности и органами дознания по привлечению должников к уголовной ответственности;
3) во взаимодействии со всеми заинтересованными органами обеспечить информационное сопровождение исполнительского производства, для чего составить медиа - планы с охватом местных, региональных и республиканских СМИ, в которых освещалось бы:
- проведение широкомасштабных акций по пропаганде добровольного исполнения судебных актов и возврата долгов, в т.ч. посредством создания видеороликов с трансляцией на местных телеканалах, целью которого будет также повышение имиджа работы ЧСИ;
- информирование населения о возможных последствиях неисполнения судебных и иных актов;
- улучшить праворазъяснительную работу с использованием СМИ, телевидениия, радио, интернет - ресурсов, печатных изданий, социальной рекламы, создание специальных тематических видео - роликов, короткометражных фильмов, размещения билбордов, банеров, и т.д.;
- использование автоматических звонков и SMS - уведомлений должников с сообщением необходимости погашения долга и другой информацией;
4) внедрения положительного международного опыта (например, регистр населения, документы судов, юридическая и социальная информация межбанковской структуры, социального обеспечения, кадастровая администрация по недвижимости).
9. Департаменту по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан совместно с Республиканской и региональными палатами частных судебных исполнителей принять комплекс совместных мер по увеличению численности частных судебных исполнителей, укомплектованию региональных палат квалифицированными кадрами.
10. В целях эффективного выполнения конституционных гарантий защиты государством прав и законных интересов граждан и организаций разработать совместный план мероприятий, направленных на совершенствование системы исполнения судебных и иных актов.
Для этого:
1) использовать в работе опыт зарубежных стран, применять принципиально новые подходы с борьбы с недобросовестными должниками, в т.ч. с применением современных информационных технологий;
2) в целях эффективного исполнения судебных и иных актов шире использовать разъяснение должникам законодательных стимулов по совершению активных действий в погашении долга;
3) ведение и использование единого реестра должников посредством информационной системы по исполнительному производству для:
- учета должников;
- ограничение их в государственных и иных услугах;
- лишение определенных прав.
На первоначальном этапе предлагается ограничивать должников по общественно - значимым исполнительным документам:
- алиментам;
- зарплата, пенсии, пособия;
- возмещение ущерба, причиненного преступлением;
- коммунальные услуги;
4) своевременно проверять имущественное положение должника путем направления письменных запросов в регистрирующие органы посредством системы информационного обмена правоохранительных и специальных органов Комитета правовой статистики и специальных учетов (далее - КПСиСУ) Генеральной прокуратуры Республики Казахстан;
5) накладывать аресты на имущество должников путем направления соответствующих постановлений с использованием всех средств связи;
6) обращение взыскания на доходы и имущество должника и их изъятие, а также опечатывание имущества должника и изъятие правоустанавливающих документов;
7) запрещение должнику осуществлять определенные действия и пользоваться принадлежащим ему на праве собственности имуществом либо передавать другим лицам;
8) наложение временных ограничений физического лица, руководителя юридического лица, являющегося должником, из страны, а ограничений в сфере выдачи и действия лицензий, разрешений и специальных прав;
9) шире использовать весь комплекс мер, предусмотренный законом мер принуждения к злостным нарушителям, в том числе привлечение должника к уголовной, административной ответственности, о приостановлении действия лицензии и запрете на выезд за пределы страны. Принимать и иные меры по обеспечению исполнения исполнительных документов;
10) конечным результатом деятельности частных судебных исполнителей является: увеличение уровня исполнения судебных и иных актов, повышение защищенности уязвимых слоев населения, обеспечение неотвратимости наказания и ответственности должников, формирование законопослушного поведения общества и граждан.
11. Особое внимание обратить на своевременное и качественное исполнение исполнительных документов о взыскании и алиментов, заработной платы, штрафов, выселении должника из жилища, взыскании в пользу государства и др.
12. Органам внутренних дел, антикоррупционной службе и службе экономических расследований в установленном законодательстве Республики Казахстан порядке обеспечить надлежащий розыск должников по исполнительным производствам.
13. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан и его территориальным подразделениям обеспечить контроль за соблюдением налогового законодательства частными судебными исполнителями.
14. Верховному суду Республики Казахстан обобщить правоприменительную практику при обжаловании действий ЧСИ и выработать единую согласующую позицию.