МАГЕРРАМОВ
Магеррам
Мамедович

Секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Круглый стол на тему: «Проблемные вопросы противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»

ИНФОРМАЦИЯ

по противодействию незаконному распространению наркотиков

Борьба с наркоманией и наркобизнесом отнесена к числу основных приоритетов внутренней и внешней политики Республики Казахстан, являясь частью общемировой антинаркотической системы.

Непрекращающийся наркотрафик стал одной из угроз национальной безопасности.

Ключевыми факторами, характеризующими наркоситуацию в стране, являются:

-наличие собственной сырьевой базы для изготовления наркотиков каннабисной группой (марихуаны и гашиша);

-насыщение наркорынка новыми психоактивными веществами синтетического происхождения с налаживанием их подпольного производства;

-транзит афганских опиатов по так называемому «Северному маршруту» (Афганистан – Центральная Азия – Россия – Европа).

О проблемах наркомании и наркобизнеса, как глобальной угрозы генофонду и здоровью населения и национальной безопасности в целом, неоднократно подчеркивалось в посланиях Главы государства.

Для обеспечения комплексных эффективных мер противодействия наркобизнесу создана Межведомственная рабочая группа под председательством заместителя Премьер-Министра Тугжанова Е.Л. по совершенствованию мер противодействия наркопреступности и наркомании, из числа руководителей центральных и местных исполнительных органов.

В рамках этой группы по инициативе Генеральной прокуратуры разработана Дорожная карта по борьбе с наркобизнесом и Медиа-план на 2022 – 2023 годы.

В 2019 году модернизировано антинаркотическое законодательство, что позволило оперативно ставить под контроль все известные и вновь появляющиеся вещества (новые наркотики вносятся в список постановлением Правительства). После этого Список наркотиков и Сводная таблица дополнялись трижды в общей сложности 118 наименованиями веществ.

С января 2020 года в УК введена новая статья 299-1 «Пропаганда или незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, прекурсоров» (предусматривающая наказание до 6 лет лишения свободы).  

С момента введения в УК новой статьи правоохранительными органами в ЕРДР зарегистрировано 367 уголовных правонарушений (2020г.- 56, 2021г. - 134, 2022г. – 147, 4 мес. 2023 г.-30).

Внедрена система «Кибернадзор», позволяющая в онлайн-режиме выявлять и блокировать наркосайты. Приобретается современное программное оборудование для идентификации администраторов и пользователей таких интернет-ресурсов («Аргус», «Айрис», «Тритон»).

Налажено конструктивное взаимодействие с наиболее популярными соцсетями – «ВКонтакте», «Одноклассники», «Mail.ru», «Livejournal» по вопросам удаления противоправного контента.

По итогам 4 месяцев т.г. по стране наблюдается снижение наркопреступности на 5,9% (с 2 858 до 2 688). Удельный вес наркопреступлений от общей преступности составил 5,4% (2 688 из 50 207).

Регистрация наркопреступлений по стране (с 2020 года):

Как видно из диаграммы, наблюдается незначительное снижение выявляемости наркоправонарушений.

Анализ наркоситуации в стране свидетельствует о нарастающей угрозе национальной безопасности и здоровью населения, связанной с динамичным ростом распространения синтетических наркотиков.

Особую тревогу вызывает их популярность среди молодежи                 из-за доступности и дешевизны, вытеснившей «традиционные» наркотики.

Основными причинами популярности синтетических наркотиков является их относительная дешевизна и доступность. Для подпольного производства «синтетики» используются общедоступные химикаты и простейшее лабораторное оборудование.

Наркоторговцы активно наладили местное производство наркотиков, о чем свидетельствует геометрическая динамика роста ликвидированных нарколабораторий (2020г. – 28 (МВД – 12, КНБ – 16), 2021г. – 43 (МВД – 20, КНБ – 23), 2022г. – 68 (МВД – 45, КНБ – 23), 4 мес. - 26 (МВД – 16, КНБ – 10).

Вес изымаемых синтетических наркотиков составил 1542,3 кг. (2020г. – 192кг., 2021г. - 223,4кг., 2022г. - 582,9 кг., 4 мес. 2023 г. - 544 кг.).

Основными видами синтетических наркотиков, распространяемых на территории Республики Казахстан, является «меткатинон» (мефедрон, меф) и α-PVP (соль, скорость).

По имеющимся данным, нет единообразной установленной технологии производства указанных веществ. Для их производства достаточно знать какой вид реагента, в какое время, при какой температуре необходимо добавлять.

Во всех случаях ликвидации нарколабораторий задержанные не имели какого-либо химического образования, пошаговые инструкции по производству наркотиков они получали от своих «кураторов». Средняя себестоимость продукции от 8 до 20 тысяч тенге за 1 грамм вещества.

Более того, существенные усилия наркопроизводителей сосредоточены на синтезе новых психоактивных веществ на основе базовых формул уже известных наркотиков путем модификации молекулярного состава.

Процесс их распространения и сбыта осуществляется бесконтактным способом с использованием интернет-ресурсов, а также электронных платежных систем.

В последнее время широкое распространение среди потребителей получает доставка веществ методом закладок в оговоренных местах только после получения денег через электронные платежные системы. Передача информации также обеспечивается исключительно через интернет.

На фоне активного использования наркодельцами различных интернет-площадок, электронных платежных систем и криптовалют  возросло количество незаконных сделок с наркотиками посредством так называемых «дроп-карт» – когда банковские счета и привязанные к ним номера телефонов оформляются на «подставных лиц».

Также, Генеральной прокуратурой совместно с МВД, КНБ и АФМ утвержден специальный план совместных мероприятий по взаимодействию и обмену информацией между правоохранительными и специальными органами в сфере противодействия наркобизнесу.

По всем проводимым разработкам прокуратурой обеспечивается координация уполномоченных органов, в том числе санкционируется проведение негласных мероприятий.

Основной упор делается на выявление организованных наркогрупп, создания ими подпольных нарколабораторий и каналов поступления прекурсоров.