МАГЕРРАМОВ
Магеррам
Мамедович

Секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Ответ на депутатский запрос ДЗ-223 от 29.06.2022г. По вопросам детей с инвалидностью

Қазақстан Республикасы

Парламенті Мәжілісінің

депутаттарына

(тізім бойынша)

2022 жылғы 29 маусымдағы

№ДЗ-223

Құрметті депутаттар !

Сіздердің мүгедектікті белгілеу, оны қайта куәландыру, мүгедектігі бар адамдарды әлеуметтік қорғау, мүгедектігі бар бала тәрбиелеп отырған адамдар үшін зейнетақы жасына және мүгедектігі бар балалармен жұмыс істейтін педагогтер мен мамандардың жалақысына қатысты мәселелері бойынша депутаттық сауалыңызды қарап келесіні хабарлаймыз.

Қазақстан Республикасының Үкіметі мүгедектігі бар адамдардың құқықтарын қамтамасыз етуге, мүгедектікті белгілеу және оның мерзімін қайта қарау бағытында тұрақты жұмыс жүргізіп отырғанын хабарлайды.

Сонымен қатар, аталған барлық мәселелер Үкіметінің жанындағы мүгедектегі бар адамдарды әлеуметтік қорғау саласындағы Үйлестіру кеңесінің жұмысында талқыланатынын атап өтеміз.

Қазіргі уақытта әзірленіп жатқан Әлеуметтік кодекс тұжырымдамасының шеңберінде халықты әлеуметтік қамтамасыз ету, соның ішінде мүгедектегі бар адамдарды қолдау жүйесін жетілдіру бойынша іс-шаралар кешені қарастырылатын болады.

Бұл бағыттағы жұмыстар жалғасуда.

Жалпы қабылданып жатқан шаралар туралы толық ақпарат қосымшаға сәйкес ұсынылып отыр.

Қосымша: 7 парақта.

Е. Тоғжанов

Орын. Ж. Дәулетханова, 74-53-71

Приложение

Касательно сокращения периода четырех месяцев ожидания с момента получения заключения ВКК до медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ)

Правилами проведения медико-социальной экспертизы (утверждены приказом МЗСР от 30.01.2015 г. № 44) регламентировано установление инвалидности исходя из комплексной оценки состояния организма и степени ограничения жизнедеятельности (способность к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, к обучению, к трудоспособности, к ориентации, к общению, к контролю за своим поведением), на основании представленных документов (клинико-функциональных, социальных, профессиональных и других данных) и осмотра освидетельствуемого лица.

При этом, медицинские организации после проведения комплекса диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, направляют на МСЭ не ранее четырех месяцев с момента наступления временной нетрудоспособности или установления диагноза.

То есть, четыре месяца – это не период ожидания, а период наблюдения в организациях здравоохранения, необходимый для проведения ими в полном объеме медицинских реабилитационных мероприятий согласно протоколам диагностики и лечения, а также подтверждения стойкости нарушений функций организма до направления на МСЭ.

Вместе с тем, при наличии анатомических дефектов, неизлечимых заболеваний с резко выраженными нарушениями функций организма и отсутствием реабилитационного потенциала пациенты могут направляться на МСЭ сразу после установления диагноза. К примеру, при синдроме Дауна имеется генетический анализ крови, позволяющий точно определить диагноз. В таком случае, ожидание 4-х месяцев не требуется, инвалидность может быть установлена сразу по направлению ВКК.

Справочно:

Государственная услуга по установлению инвалидности оказывается в день обращения. Максимально допустимое время обслуживания услугополучателя в день обращения с момента сдачи документов – 1 час.

И только в некоторых случаях, срок может быть изменен:

до 4 часов – при обслуживании услугополучателя на дому, по месту нахождения на лечении в специализированных учреждениях, в исправительных учреждениях и в следственных изоляторах;

до 10 рабочих дней – в случаях направления отделом МСЭ освидетельствуемого лица и (или) его документов, с предварительно вынесенным экспертным заключением, в отдел методологии и контроля МСЭ на консультацию.

Касательно отмены градации по диагнозам в реабилитационных, коррекционных центрах, центрах дневного пребывания для приема детей с разными диагнозами, независимо от наличия инвалидности

В структуре первичной инвалидности среди детского населения 31 % составляют врожденные пороки развития, деформации и хромосомные аномалии, 22% - болезни нервной системы, 16,9% - психические расстройства и расстройства поведения.

Дети получают 3 этапа медицинской реабилитации: первый этап – в остром периоде заболевания, при оперативных вмешательствах, травмах в стационарах; второй этап – в стационарных условиях и реабилитационных центрах (далее – РЦ); третий этап – в поликлиниках, дневных стационарах, РЦ, санаторно-курортных организациях, стационарах на дому.

В системе здравоохранения функционируют 40 РЦ, оказывающих помощь детям. С 2019 года коечный фонд восстановительного лечения и реабилитации расширен в 2 раза (с 2 575 коек в 2019 г. до 4 216 коек в 2022 г.).

В 2021 году в условиях круглосуточного стационара получили реабилитационное лечение 52,9 тыс. детей на республиканском и региональном уровне, в 2020 году - 44,3 тыс. детей.

В 2022 году в рамках инициативы «Қамқорлық» по линии здравоохранения открыто 8 РЦ и 2 центра раннего вмешательства.

Подготовлены 398 специалистов для работы в РЦ.

Справочно:

Начаты мероприятия по внедрению института «раннего вмешательства» для детей до 3-х лет. В текущем году запланированы к открытию 17 центров раннего вмешательства «Қамқорлық» для детей от 0 до 3 лет.

Наряду с этим, активно развивается амбулаторная реабилитация – в 1 квартале               2022 года более 4,2 тыс. детей прошли медицинскую реабилитацию на уровне поликлиник.

Финансирование медицинской реабилитации увеличилось по сравнению с 2019 годом в 7,2 раза (в 2019 г. – 6,7 млрд тенге) и в 2021 году составило 48,3 млрд тенге, из них для детей увеличилось на 27 % (более 11,4 млрд тенге).

В 2022 году на реабилитацию детей выделено 15,2 млрд тенге. Проводимая работа увеличит доступность услуг медицинской реабилитации для детей с ограниченными возможностями в 2 раза и прогнозно обеспечит охват медицинской реабилитацией до 50% детей с ограниченными возможностями.

          Наряду с этим, в области социальной защиты населения детям с инвалидностью, лицам с инвалидностью старше восемнадцати лет в целях преодоления возникших социальных проблем и формирования возможностей участия в жизни общества на равных условиях предоставляются специальные социальные услуги (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-культурные, социально-экономические, социально-правовые услуги) в условиях стационара, полустационара, ухода на дому.

Функционируют 4 центра социального обслуживания стационарного типа для детей с инвалидностью с нарушением опорно-двигательного аппарата с годовым охватом более 120 детей, 16 центров социального обслуживания для детей с психоневрологическими патологиями с охватом более 1,5 тыс. детей.

          Необходимо отметить, что в настоящее время оказание услуг в условиях полустационара и на дому является альтернативой действующей сети стационарных организаций и направлено на сохранение ребенка в семье. Так, в 74 организациях дневного пребывания услуги получают более 3 тыс. детей. Также более 1 тыс. детям оказываются специальные социальные услуги в условиях 17 РЦ. В 212 детских отделениях социальной помощи на дому получают услуги более 11 тыс. детей.

Наравне с государственными организациями полустационарного и надомного типов обслуживания специальные социальные услуги предоставляют 183 неправительственные организации для около 11 тыс. лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе для более 4,6 тыс. детей с инвалидностью. Также в рамках государственно-частного партнерства функционирует 6 организаций (стационарного и полустационарного типов) с охватом более 200 детей.

Касательно разработки и утверждения единого проездного документа в общественном транспорте для детей и взрослых, имеющих инвалидность

Согласно статье 14 Закона «Об автомобильном транспорте» местные исполнительные органы организуют регулярные автобусные перевозки пассажиров и багажа.

Также в соответствии со статьей 13 Закона «О транспорте в Республике Казахстан» в случае установления решениями местных представительных и исполнительных органов льгот перевозчики обязаны осуществлять бесплатный провоз отдельной категории пассажиров или предоставлять им иные льготы по оплате проезда.

Кроме того, мною было дано поручение акиматам областей, гг. Нур-Султана, Алматы, Шымкента рассмотреть возможность предоставления льготного проезда для лиц с инвалидностью.

В свою очередь каждый местный исполнительный орган может использовать средства местного бюджета на льготную перевозку отдельной категории граждан только на зарегистрированных в административной территории лиц, так как не представляется возможным ведение учета и предоставление отчетности по расходам бюджета на незарегистрированных на данной территории лиц.

В дальнейшем планируется рассмотреть данный вопрос в рамках перевода услуг инватакси на Портал социальных услуг (далее – Портал). Все новшества по реализации услуг инватакси через Портал будут обсуждены совместно с заинтересованными государственными органами, общественными объединениями лиц с инвалидностью и экспертами с соблюдением норм конкурентной среды.

Необходимо отметить, что с августа 2019 года лицам всех групп инвалидности, а также детям с инвалидностью установлена льгота на проезд на железнодорожном транспорте по социальным значимым сообщениям в размере 50 % от стоимости проездного документа (билета).

          Касательно осуществления монетизации на получение санитарно-гигиенических средств, кресло-колясок, ортопедической обуви, санаторно-курортного лечения и пр.

С 2021 года предоставление технических средств реабилитации и услуг (далее – ТСР/услуги) лицам с инвалидностью осуществляется через Портал.

Портал предоставляет возможность лицам с инвалидностью или их законным представителям самостоятельно заказывать (выбирать) ТСР/услуги напрямую у поставщиков с учётом индивидуальных потребностей, рейтинга и местонахождения поставщика, отзывов и оценок других пользователей и т.д.

Кроме того, предусмотрена доплата за счет собственных средств лиц с инвалидностью в случае выбора ТСР/услуги по цене выше утвержденной гарантированной суммы.

В рамках совершенствования законодательства в сфере социальной защиты лиц с инвалидностью Законом от 12 октября 2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан» внесены изменения и дополнения в Закон о социальной защите лиц с инвалидностью (далее – Закон).

Статьей 32-1 Закона определены случаи, при которых обеспечение ТСР/услугами осуществляется в рамках законодательства о государственных закупках.

Данное введение положительно отразилось на эффективном планировании бюджетных средств местными исполнительными органами для своевременного обеспечения лиц с инвалидностью ТСР, требующих индивидуального подбора.

Для более гибкого реагирования на колебания цен на рынке разработана новая Методика определения гарантированной суммы, предоставляемой в качестве возмещения стоимости товаров и (или) услуг, приобретаемых лицами с инвалидностью через Портал.

Вместе с тем, Законом от 27 июня 2022 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения качества жизни лиц с инвалидностью» предусмотрено сопровождение ребенка с инвалидностью на санаторно-курортное лечение.

Касательно назначения пособия по уходу лицам со второй группой инвалидности

В настоящее время осуществляется выплата пособия лицам, воспитывающим ребенка с инвалидностью, а с октября 2021 года Законом от 12 октября 2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан» введено пособие по уходу за лицом с инвалидностью первой группы, независимо от причины инвалидности (ранее выплачивалось пособие по уходу за инвалидом первой группы с детства). На сегодня данное пособие получают 37,2 тыс. человек.

Выплата данных пособий осуществляется в целях социальной поддержки родителей (опекунов) и лиц, осуществляющих уход за детьми с инвалидностью и совершеннолетними лицами с инвалидностью первой группы, как одних из самых уязвимых категорий граждан в социальном плане.

В силу нуждаемости детей с инвалидностью и лиц с инвалидностью первой группы в постоянном уходе их родители и родственники (опекуны) в большинстве случаев вынуждены оставить работу и посвятить себя заботе о них.

Вместе с тем, следует отметить, что в республике развитие системы социальной поддержки лиц с инвалидностью осуществляется поэтапно. Поднимаемые вопросы потребуют выделения из бюджета дополнительных бюджетных средств и будут рассмотрены с учетом финансово-экономического развития страны.

          Касательно снижения пенсионного возраста для лиц, воспитывающих ребенка с инвалидностью

На сегодняшний день возраст выхода на пенсию для мужчин в Казахстане составляет 63 года, для женщин – 60,5 лет (с 2018 года пенсионный возраст поэтапно повышается ежегодно на 6 месяцев и в 2027 году составит 63 года).

Следует отметить, что в настоящее время пенсионное обеспечение на всех трех уровнях (солидарная, базовая и накопительная пенсия) привязано к трудовому стажу.

Как известно, размеры солидарных пенсий постепенно снижаются, так как при их назначении учитывается трудовой стаж, выработанный только до 1 января 1998 года, то есть до введения накопительной системы.

Ранний выход на пенсию не позволяет сформировать достаточный объем пенсионных накоплений для получения адекватных пенсионных выплат в старости.

Действующим пенсионным законодательством предусмотрены льготы по исчислению стажа. Так, в трудовой стаж для назначения пенсионных выплат засчитываются: периоды ухода неработающей матери или неработающего отца (при осуществлении им фактического ухода) за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности, время ухода за ребенком с инвалидностью в возрасте до 18 лет и время ухода за лицом с инвалидностью первой группы, одиноким лицом с инвалидностью второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста и другие социально-значимые периоды.

Эти меры позволяют реализовать женщинам право на пенсионное обеспечение, несмотря на отсутствие трудовой деятельности.

Кроме того, одному из родителей, воспитывающему ребенка с инвалидностью, из государственного бюджета выплачивается пособие в размере 1,4 ПМ или 52 345 тенге.

Пособие по уходу за ребенком с инвалидностью – это вид социальной поддержки со стороны государства семьям, в составе которых есть дети с инвалидностью, это не заработная плата.

В соответствии с Налоговым кодексом, доходы в виде социальных пособий не подлежат налогообложению и, соответственно, с них не уплачиваются обязательные пенсионные взносы.

Учитывая, что уход за лицом с инвалидностью не является трудовой или предпринимательской деятельностью, вопрос об удержании 10%-ных обязательных пенсионных взносов с указанного пособия или субсидирование обязательных пенсионных взносов на период получения пособия не рассматривается.

В рамках трудового законодательства также предусмотрены отдельные льготы и гарантии для лиц, воспитывающих детей, в том числе инвалидов.

Так, работники, имеющие детей в возрасте до трех лет, работники, осуществляющие уход за больными членами семьи либо воспитывающие детей с инвалидностью, если на основании медицинского заключения дети с инвалидностью либо больные члены семьи нуждаются в осуществлении постоянного ухода, вправе отказаться от командировки (п. 5 ст. 127 ТК).

Предусмотрен режим неполного рабочего времени для беременных женщин, одного из родителей (усыновителя, удочерителя), имеющего ребенка (детей) в возрасте до трех лет, а также для работников, осуществляющих уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением (п.3 ст. 70 ТК);

Работающие женщины, отцы (усыновители, удочерители), воспитывающие детей в возрасте до полутора лет без матери (п. 3 ст. 82 ТК) и др., имеют право на дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей).

          Касательно повышения базового должностного оклада в два раза для расчета зарплаты педагогам и специалистам, работающим с детьми с инвалидностью и особыми потребностями

          Оплата труда работников государственных учреждений и казенных предприятий регулируется постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года №1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» (далее – Постановление).

В соответствии с Постановлением должностной оклад (далее – ДО) работников определяется путем умножения соответствующих коэффициентов, утвержденных для исчисления их ДО в зависимости от отнесения занимаемых должностей к функциональным блокам и стажа работы по специальности, присвоенных квалификационных разрядов (для рабочих), на размер базового должностного оклада (далее – БДО).

К ДО гражданских служащих в зависимости от отрасли и специфики (условий) работы предусмотрены различные доплаты и надбавки.

С 1 января 2020 года повышена заработная плата работников организаций, предоставляющих специальные социальные услуги в условиях стационара, полустационара, ухода на дому и временного пребывания путем установления доплаты за психоэмоциональные и физические нагрузки:

работникам основного персонала медико-социальных учреждений, в том числе педагогам установлена доплата в размере 35 % от ДО за сложность и высокую напряженность в работе;

воспитателям в отделениях (палатах) паллиативной помощи медико-социальных учреждений – 60% от ДО;

работникам основного персонала организации надомного обслуживания, временного пребывания, в том числе педагогам – 20% от ДО.

Таким образом, действующим нормативным правовым актом педагогам и специалистам, работающим с детьми с инвалидностью и особыми потребностями предусмотрены доплаты за особые условия труда.

          В целом, поднимаемые Вами вопросы находятся на постоянном контроле Правительства, работа в данном направлении продолжается.

                                                                                                 

Список депутатов фракции «Народная партия Казахстана»