МАГЕРРАМОВ
Магеррам
Мамедович

Секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Ответ на ДЗ-75 О создании алиментного фонда

Депутатам фракции

«Народная партия Казахстана»

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

(по списку)

На № ДЗ-75 от 20 апреля 2023 года

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев Ваш депутатский запрос относительно взыскания алиментов, сообщаем следующее.

По данным Министерства юстиции на сегодняшний день в производстве судебных исполнителей находится 273 136 дел по алиментам, из которых 16 345 дел или 6 % являются проблемными.

Данное количество дел является непостоянным (должники производят оплату, стороны примиряются и т.д.).  При этом судебные исполнители обязаны обеспечить полноту всех мер принудительного исполнения, в том числе привлечение должников к административной (2022 г. - 4 065 лиц, 1 кв. 2023 г. - 1094) и уголовной (2022 г. – 260, 1 кв. 2023 г. -74) ответственности.

С июля 2020 года усилена ответственность частных судебных исполнителей (далее - ЧСИ) по обеспечению приоритетности исполнения социально-значимых исполнительных производств, в число которых входят и алиментные производства.

Так, Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (далее - Закон) предусмотрено прекращение действия лицензии ЧСИ в случае непринятия им мер по принудительному исполнению исполнительных документов по социально-значимым категориям дел
(подпункт 4) пункта 2 статьи 144 Закона).

Основными причинами неуплаты алиментов являются отсутствие постоянного заработка, иных доходов и имущества у должника.

Территориальными органами юстиции заключены меморандумы с местными исполнительными органами всех регионов по трудоустройству неработающих должников.

Согласно имеющейся статистике в 2021 году трудоустроены - 2 224 должника, 2022 году – 2 150, за 1 кв. 2023 года – 601 должник.

В регионах функционируют специализированные алиментные конторы (группы) ЧСИ.

Касательно создания Государственного алиментного фонда (далее - Фонд)

Изучение опыта зарубежных стран показывает, что подобные фонды существуют во многих странах и выполняют различные функции.

Так, в Великобритании, Израиле в задачи Фонда не входит выплата алиментов детям, чьи родители не исполняют свои обязанности. Его основной задачей является взыскание денежных средств, розыск неплательщика алиментов.

В некоторых странах (Латвия, Испания, Королевство Бахрейн, Польша, Франция, Литва) государство принимает на себя обязательство по содержанию детей в тех случаях, если родитель, обязанный выплачивать алименты, уклоняется от этого.

В Польше создан алиментный фонд из которого производятся денежные выплаты при невозможности взыскать алименты с обязанных лиц. Средства Фонда формируются из сумм, взысканных с лиц, обязанных платить алименты, дотаций из бюджета, добровольных взносов и иных источников.

Из краткого анализа следует, что, во-первых, создание Фонда преследует одну цель – материальная поддержка детей, чьи родители уклоняются от выполнения алиментных обязательств; во-вторых, Фонд осуществляет свою деятельность в большинстве случаев на средства, выделяемые из государственного бюджета и сумм, взысканных с должников; в-третьих, в каждой стране имеются свои особенности – размер выплат, сроки рассмотрения заявления, продолжительность выплат.

Необходимо отметить, что ранее вопрос создания Фонда в Республике Казахстан неоднократно прорабатывался с заинтересованными уполномоченными органами.

По итогам было принято решение о нецелесообразности создания такого Фонда, поскольку это потребует существенных денежных затрат из государственного бюджета на управление Фондом, его формирование и пополнение, при этом достижение конечной цели по решению вопроса погашения задолженности неплательщиками представлялось спорным.

На сегодняшний день данная инициатива не поддерживается по следующим основаниям.

Алиментные отношения между супругами регулируются Кодексом
«О браке (супружестве) и семье» и порядок их оплаты может быть определен соглашением между бывшими супругами либо судом.

Согласно Конституции Республики Казахстан забота о детях и их воспитание является естественным правом и обязанностью родителей. Получение алиментов из Фонда может способствовать снижению мотивации и ответственности родителей заниматься обеспечением и воспитанием детей в связи с перекладыванием забот на плечи государства, появлению иждивенческих настроений.

Кроме того, для финансирования Фонда, а также структуры по его управлению, потребуется выделение дополнительных средств из государственного бюджета. Формирование и пополнение такого Фонда будет осуществляться из бюджета без гарантии полного регрессного взыскания с должников.

В связи с чем, полагаем необходимым усилить работу по взысканию алиментов в рамках исполнительного производства.

Касательно выплаты сумм по алиментам не ниже прожиточного минимума

В соответствии с действующим законодательством размер алиментов зависит от заработной платы и иного дохода должника, что позволяет недобросовестным должникам в целях уклонения от выплат по алиментам искусственно занижать свой доход.

Между тем, полагаем, что привязка размеров алиментов к размеру прожиточного минимума может нарушать права тех должников, заработная плата которых составляет сумму прожиточного минимума либо незначительно превышает ее.

Действительно, законодательство предусматривает взыскание пятидесяти процентов с заработной платы должника по алиментам без условия сохранения за ним прожиточного минимума в отличие от должников по иным категориям дел.

При этом, в случае установления размера алиментов не менее прожиточного минимума, обращение взыскания на его заработную плату может превышать пятьдесят процентов, что напрямую нарушает право должника на сохранение половины дохода (в 2023 году размер прожиточного минимума составляет 40 567 тенге, тогда как минимальная заработная плата – 70 000 тенге).

Учитывая изложенное, на сегодняшний день Министерством юстиции прорабатывается вопрос о пересмотре размеров алиментов с учетом соблюдения баланса прав сторон исполнительного производства.

                                                                                                                                                                                                                                                                А. Смаилов