МАГЕРРАМОВ
Магеррам
Мамедович

Секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Ответ на ДЗ-324 Премьер-Министра РК Смаилова А.А. Касательно снижения доли государства в экономике

Депутатам

Мажилиса Парламента Республики Казахстан – членам фракции

«Народная партия Казахстана»

(по списку)

На запрос от 21 сентября 2023 года № ДЗ-324

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев Ваш депутатский запрос, сообщаю следующее.

Касательно снижения доли государства в экономике

С целью ограничения роли государства в экономике продолжается передача субъектов квазигосударственного сектора в конкурентную среду.

В настоящее время Комплексный план приватизации на 2021-2025 годы
(далее – Комплексный план) включает 658 объектов государственной собственности
и квазигосударственного сектора, в том числе 5 – республиканской собственности, 239 – коммунальной собственности, 262 – национальных холдингов, компаний
и 152 – СПК.

Из них в конкурентную среду передано 372 объекта на сумму 307,3 млрд. тенге, 64 объекта направлены на реорганизацию/ликвидацию ввиду экономической нецелесообразности их продажи либо невостребованности с торгов. На сегодня Комплексный план исполнен на 66%.

Следует отметить, что в рамках Комплексного плана предусмотрен вывод на IPO/SPO акций 6 крупных компаний АО «ФНБ «Самрук-Қазына» (далее – Фонд) – АО «НК «КазМунайГаз», АО «НК «Қазақстан темір жолы», АО «НК «QazaqGaz»,
АО «Самрук-Энерго», АО «Air Astana» и АО «KEGOK».

В конце 2022 года состоялось IPO акций АО «НК «КазМунайГаз» (3% от общего количества размещенных акций) на обеих казахстанских биржевых площадках – Казахстанской фондовой бирже (KASE) и Международного финансового центра «Астана» (AIX). Общий объем IPO составил порядка 154 млрд. тенге при цене
8 406 тенге за 1 (одну) акцию.

За счет успешного вывода на IPO, акции АО «НК «КазМунайГаз» находятся
в свободном обращении и на сегодняшний день котируются на бирже по цене
11 810 тенге, то есть прирост цены составил 40,5%.

В настоящее время Фондом проводятся подготовительные мероприятия
по вторичному размещению акций АО «KEGOK» (SPO).

Размещение посредством IPO акций АО «Air Astana», АО «НК «QazaqGaz»,
АО «НК «Қазақстан темір жолы», АО «Самрук-Энерго» запланировано
в 2024-2025 годах.

Кроме того, Агентством по защите и развитию конкуренции проводится постоянный анализ рынка на предмет развития конкуренции, на основе которого дается заключение (согласие либо отказ) на создание нового юридического лица
с государственным участием.

Для дальнейшего расширения (дополнения) перечня приватизации, утверждены критерии отбора активов. Предусмотрена дисциплинарная ответственность должностных лиц (не ниже заместителей руководителей государственных органов, заместителей руководителей организаций)
за несвоевременную реализацию объектов.

В целом, принятые в данном направлении меры позволили снизить долю государства в экономике с 15% в 2020 году до 14,2% по итогам 2022 года.

Касательно корпоративного управления квазигосударственным сектором

На сегодняшний день система корпоративного управления субъектов квазигосударственного сектора регулируется законодательством
об акционерных обществах, о товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью, о государственном имуществе.

Указанными нормативными правовыми актами установлен порядок разграничения полномочий акционеров, совета директоров и исполнительного органа, организация их деятельности, защита прав всех акционеров, включая миноритарных, независимая оценка совета директоров, корпоративного управления и др.

Наряду с этим, субъектами квазигосударственного сектора разрабатываются планы развития, включающие ключевые показатели деятельности, в том числе финансово-хозяйственной деятельности. Указанные КПД являются следствием ожиданий акционера/участника в отношении субъекта квазигосударственного сектора.

В свою очередь, отраслевыми государственными органами проводится ежегодный мониторинг и комплексная оценка достижения показателей, отраженных в плане развития.

Кроме того, с 2024 года Правительством в Парламент будет вноситься Национальный доклад по управлению государственными активами
и квазигосударственным сектором (далее – Нацдоклад).

Нацдоклад будет содержать аналитическую информацию о состоянии государственных активов, финансово-хозяйственной деятельности субъектов квазигосударственного сектора, в том числе, по распределению их чистого дохода
и выплате дивидендов.

Также в Нацдокладе будут выводы и предложения по дальнейшему развитию механизмов управления государственными активами и квазигосударственным сектором.

Таким образом, депутатам Парламента ежегодно будет представляться обширная актуальная информация в разрезе всех субъектов квазигосударственного сектора, в том числе Фонда.

Касательно размера заработной платы/вознаграждений членов СД
и отбора независимых директоров

В целях дальнейшего совершенствования квазигосударственного сектора разработаны соответствующие поправки, которые будут включены в один
из законопроектов, находящихся на сегодняшний день на рассмотрении Парламента.

Так, в реализацию данных поправок будут внедрены следующие подходы.

Планируется разработка и утверждение типовых правил определения уровня вознаграждения и возмещения расходов членам советов директоров, которые устанавливают основания и порядок выплаты фиксированного годового вознаграждения и/или компенсации расходов членов совета директоров.

Вместе с тем, согласно действующему законодательству (ЗРК «О Правительстве Республики Казахстан» и «О государственном имуществе») в состав совета директоров акционерного общества и наблюдательного совета товарищества с ограниченной ответственностью с участием государства входят представители уполномоченного органа соответствующей отрасли, которому переданы права владения и пользования государственным пакетом акций, и уполномоченного органа по государственному имуществу.

Таким образом, государственные служащие входят в состав совета директоров или наблюдательного совета исключительно в лице представителя государства.

При этом согласно законодательству о государственной службе, вознаграждение за представительство в советах директоров или наблюдательных советах не выплачивается.

Помимо этого, предусматривается утверждение критериев отбора независимых директоров в состав советов директоров/наблюдательных советов, включающих общие требования к кандидатам, а также правил проведения конкурса по их поиску
и отбору.

Будет создана Комиссия по конкурсному отбору кандидатов,
в состав которой войдут представители отраслевых государственных органов
и Национальной палаты предпринимателей.

Вместе с тем, планируется разработка и утверждение правил формирования
и ведения реестра независимых директоров, предусматривающих публикацию списка кандидатов и действующих независимых директоров компаний.

Также, в рамках политики по урегулированию конфликта интересов будет расширено понятие «близких родственников».

В этой связи, предлагаемый порядок обеспечит прозрачность
и последовательность процедур отбора кандидатов в состав совета директоров/наблюдательных советов, а также процедур по определению им соответствующих выплат.

А. Смаилов