Наумова
Динара
Рустамовна

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Премьер-Министру  Республики Казахстан Смаилову А.А.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Алихан Асханович!

Одним из актуальных вопросов, который стоит сегодня перед нашим обществом проблема подготовки молодёжи и особенно подросткового и раннего юношеского возраста к самостоятельной жизни.

На сегодня в республике отсутствуют государственные программы и проекты, направленные на проведение систематической профориентационной работы в школах страны.

Более 40% молодых специалистов, получивших высшее образование, не работают по профессии. Это отрицательно сказывается на экономике страны, государство тратит огромные средства на обучение одного студента, деньги осваиваются, но в итоге выпускник не работает по специальности и уходит в другую сферу, а дефицит того или иного специалиста в стране остается. Для самого выпускника это может быть и хорошо, возможно он нашел себя в другой сфере. Но это негативно сказаться на бюджете страны.

Недостаточное внимание, уделяемое вопросам профессиональной ориентации школьников, привело к трудовому парадоксу, где при высоком уровне безработицы существует значительный, все возрастающий спрос на специалистов определенных профессий.

По данным официальной статистики, в 2022 году среди молодежи уровень безработицы составил 3,8% (общ. безр. 4,9%,), как и в 2021 году.

Согласно опросу казахстанских предпринимателей, проведенный НПП «Атамекен» (в опросе участвовали более 51 тысячи предприятий и индивидуальных предпринимателей) в Казахстане среди отраслей, остро нуждающихся в кадрах – торговля, обрабатывающая промышленность, строительство, образование, сельское, лесное и рыбное хозяйства.

Из заявленной потребности в более 134 тысяч кадров, почти половине специалистов для работы достаточно профессионально-технического образования, еще более четверти работников могут утроиться на работу без образования и только для каждой пятой вакансии необходимо обязательное наличие высшего образования.

Глобализация, возросший уровень конкуренции на рынке труда, исчезание старых и появление новых профессий – это та реальность, для ориентации в которой необходимы соответствующие знания и навыки.  Осознанный выбор молодыми людьми своей будущей профессии является одним из важных решений, во многом определяющих их дальнейшую жизненную стратегию. Необходимо показать красоту профессии, настраивая школьников на то, что от них самих будет зависеть, что нужно предпринимать всё необходимое для усиления своей конкурентоспособности.

Как показывает опыт многих стран, предоставление качественных услуг по профессиональной ориентации на всех уровнях образовательной системы относится к числу неотъемлемых функций государства.

К сожалению, отсутствие единого положения, регулирующего деятельность профориентации в стране, привело к появлению ряда негативных факторов. На сегодняшний день только заинтересованные ведомства, структурные подразделения, компании проводят работу в данном направлении, исходя из своего видения. Нет единой согласованной стратегии.

Таким образом, учитывая текущее состояние и потребности в сферах образования, занятости и экономики страны, как наиболее эффективный и приемлемый для осуществления рекомендуется реформирование системы профориентационной работы:

1. Проведение работы по введению законодательного обеспечения, регулирующего работу в сфере профориентации школьников;

2. Создание единого национального профориентационного центра;

3. Рассмотреть возможность привлечения всех представителей рынка труда к профориентационным мероприятиям.     

4. Полное обеспечение экономического анализа и прогнозирования, также ведение системного контроля.

В связи с вышеизложенным просим Вас рассмотреть данный депутатский запрос, отразить позицию Правительства по указанным проблемам и представить ответ в установленные законодательством сроки.

 С уважением, Депутат Фракции «Respublica»   Наумова Д.Р.